на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 5 июля
О путешествующей Василиссе помолитесь, пожалуйста!

  • 5 июля
Доброе утро! Христос Воскресе! Прошу Ваших молитв о здравии бол.Леонида, Ирины, Наталии, Виктории, Елены, Елены, Романа, Ольги, о даровании благочестивых и верных супругов в мире и единомыслии р.б.Наталии, Виктории, Елене , чтобы создать семью во славу Господа. Спаси Вас Господь.

  • 5 июля
Очень прошу молитв за сестру Анастасию. 15 лет, опухоль головного мозга. Была уже операция, но опухоль опять выросла. Спаси Христос

  • 4 июля
Очень прошу ваших молитв за решение сложных жизненных обстоятельств Юлии. Спаси Господи!

  • 4 июля
о здравии Алексия, отрока Максима, Георгия, Екатерины 

  • 4 июля
Об упокоении иеромонаха Даниила. Завтра годовщина 

  • 4 июля
Прошу вас помолиться о здравие Михаила (особое прошение пожалуйста) храни вас Господь.

  • 4 июля
О здравии тяжело болящей Наталии. В больнице в тяжелом состоянии.

19-12-2010, 02:40

БЛАГОДАТИ ЗДЕСЬ НЕТ


Оптина ПустыньПроповедь Святителя Серафима (Соболева) Чудотворца

Духовного сына преподобного Анатолия (Потапова) Оптинского

В день праздника Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца

 

Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении Святая Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к Евреям: Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся (Евр. 13:17). А немного выше в том же послании Апостол говорит: Поминайте наставники ваша… подражайте вере их (Евр. 13:7).

Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, Святая Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: Иже веру иметъ и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16:16). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех — от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангел съ небесе благовестит вамъ паче еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1:8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения.

О, если бы мы всегда слушали святых отцов согласно данному апостольскому призыву! Тогда Господь скоро превращал бы все наши скорби в радости, ибо послушание Богу есть источник райского блаженства. А слушать святых отцов как преемников апостолов — это значит слушать Самого Бога. Вот почему Господь сказал: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается (Лк. 10:16).

Это послушание было отличительным свойством наших предков, русских православных людей. Раньше в каждой церкви, городской и сельской, имелся годовой круг Четьих-Миней (то есть Жития святых) святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Во всей духовной красоте в них изображается чистая святая жизнь угодников Божиих и преподается святоотеческое учение, основанное на Божественном Писании. Русский народ зачитывался Четьими-Минеями и руководился ими в своей вере и жизни. Кроме того, в церквах, и особенно в монастырях, во время богослужений всегда предлагались верующим спасительные чтения из творений св. отцов Церкви, по преимуществу св. Феодора Студита и св. Ефрема Сирина, которые так любил слушать русский православный народ. Но больше всего он любил чтения из творений св. Иоанна Златоуста – его избранные писания, известные под названием «Золотая струя», или «Златоструй».

Однако с течением времени эти благодатные просветительные источники были оставлены и забыты в нашей Русской Церкви. Их заменили духовно-учебные заведения во главе с нашими Духовными академиями. Последние давали тон и направление всем прочим духовным школам в России и были главными рассадниками у нас духовного просвещения для распространения и утверждения православной веры в жизни русского народа.

Увы! Этого великого своего назначения наши Духовные академии не осуществили. В последнее время в них стало преобладать стремление не к святым отцам, а к немецким ученым богословам. Профессора наших академий писали огромные тома своих богословских сочинений, добрая половина содержания коих падала на бесчисленные цитаты или ссылки на инославных ученых богословов, по преимуществу немецких.

А эти немецкие богословы не имели, не имеют и никогда не будут иметь никакого понятия о самом главном в нашей вере и жизни – о спасительной возрождающей благодати Святаго Духа. Этой благодати здесь нет, так как лютеранство отвергает Таинство Св. Миропомазания и не имеет апостольского преемства, через которые изливается сия благодать. А так как в лютеранстве нет благодати, то у немецких богословов нет и спасительной истины, которая источается из той же благодати Святаго Духа. Только Дух Святый является Источником этой истины. Недаром Господь наш, Спаситель, назвал Его Духом Истины.

Как далеко немецкое богословие удалилось от истины, об этом свидетельствует то обстоятельство, что все лютеранство погружено в непроницаемый мрак бесчисленных заблуждений, почему оно и раскололось более чем на 500 сект. Самые главные учителя и духовные вожди лютеранства – их пасторы, как показала недавняя анкета, в своем большинстве не веруют во Христа как Бога.

Конечно, такое раболепное преклонение перед немецкими богословами в высшей мере достойно сожаления. Наш великий ученый богослов и праведник Русской Церкви епископ Феофан Затворник даже видел в этом преклонении профессоров наших Духовных академий причину страшного наказания нас Богом посредством войны России с Германией. В одном из своих писем он пророчески предсказал эту войну, ибо писал: Жаль смотреть, как у наших богословов… все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.

Спрашивается, чему же могли профессора наших Духовных академий научить своих студентов? Какую они могли преподать им веру? Так как авторитет св. отцов Церкви был ими отодвинут на задний план и даже заменен авторитетом немецких ученых богословов, то студенты естественно могли сделать отсюда вывод, что эти немецкие ученые богословы заслуживают особенного внимания в своих богословских воззрениях. А эти воззрения отрицали наши праздники и посты, иконопочитание, наше монашество, иноческий епископат и наши св. каноны.

Поэтому редко кто выходил из академии с православным настроением. В своем большинстве студенты оканчивали академический курс с нецерковным и даже противоцерковным миросозерцанием. Такие-то студенты после окончания академии рассылались церковною властью по всему лицу русской земли преподавателями в наши многочисленные духовные семинарии.

Оторванные от живительных, благодатных источников просвещения – от св. отцов Церкви, большинство преподавателей наших семинарий вместо истинного святоотеческого богословия преподавали семинаристам убивающую дух схоластику или богословский либерализм. Этим они отталкивали воспитанников духовных семинарий от Православной Церкви и от веры в Бога.

Вот почему способные из них по окончании семинарского курса уходили в университеты; немногие из них поступали в Духовные академии, а малоспособные становились чиновниками, сельскими и городскими священниками. К этому надо добавить, что самая главная богословская наука – патрология, которая знакомила бы семинаристов с дивною жизнью и благодатным учением св. отцов Церкви, давным-давно была исключена из числа семинарских наук.

Вот где корень церковного модернизма с его стремлением к уничтожению наших св. канонов, к искажению православной веры и к ослаблению чистоты и строгости истинной христианской жизни. Вот где корень того модернизма, который причинил, и так еще недавно, столько бедствий нашей Русской Церкви и который продолжает наносить величайший вред в жизни других Православных Церквей.

Будем верить, возлюбленные, что пророческое вразумление епископа Феофана о наказании нас Богом войною с Германией окажет на нас спасительное воздействие и наши богословы престанут наконец преклоняться перед инославными богословскими авторитетами и в своем богословии как высшим авторитетом будут руководствоваться только святыми отцами Церкви. И тем более надо отметить, что данное пророчество епископа Феофана было за двадцать лет до первой войны с Германией, а мы пережили уже вторую с ней войну.

Правда, всероссийские и мировые бедствия не смирили гордых умов профессоров Парижского богословского института. Там даже свила себе гнездо ужасная по своей пагубности софианская ересь, которая быстро распространилась по всему миру посредством издания ее основателем, протоиереем о. Сергием Булгаковым, огромных печатных его софианских трудов. Мы считаем эту ересь самой ужасной ввиду ее безумного учения о Софии как о втором Боге, даже высшем, чем Сама Божественная Троица.

Зато к нашему утешению в самом центре России, в Москве, появился Богословский институт, профессора и преподаватели коего, будем надеяться, поймут свое назначение и высшим авторитетом в преподавании богословия будут считать святых отцов Церкви. Это возвращение русского богословия к святым отцам будет залогом возрождения нашей Церкви во всех отраслях ее жизни.

Ныне Святая Церковь празднует память одного из самых великих своих святых отцов — святителя Николая.

Своею ревностною исповедническою защитою Православия на Первом Вселенском соборе в борьбе с еретиком Арием он призывает нас с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, слушать святых отцов в догматах веры, установленных ими на семи Вселенских соборах. Да не будет сей святоотеческий призыв для нас тщетным. Ни на одну йоту не будем отступать от сей веры. И ради одного этого Господь будет радовать и утешать нас и осуществит над нами Свои слова: Вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф. 21:22).

Молитвами св. Николая Чудотворца да спасет нас Господь от всех бед и зол и навеки да соединит нас с Собою для вечной радости в Своем неизреченном Небесном Царствии. Аминь.

1946 г.

 

 

Оптина пустынь
Добрый знак, что ты скорбишь. Разве ты не знаешь, что, когда кто просит отцов молиться о нем или

Оптина пустынь
Молитвенной помощью батюшки Амвросия и всех старцев Оптинских я нашел свой путь в жизни и супругу —

Оптина пустынь
Придя в себя, он рассказал своему духовному отцу следующее: «Как только я вошел в алтарь, вижу у

Оптина пустынь
В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном

Оптина пустынь
Страшный это грех — кощунство! Каждый раз, когда люди обращают в шутку священные предметы или

Оптина пустынь
«Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой

Оптина пустынь
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в


<
Nicola
20-12-2010 00:00
Информация к комментарию
Замечательная проповедь! Читал не отрываясь!

<
anna_bol
20-12-2010 00:15
Информация к комментарию
Я считаю, что нарушать догматы очень страшно! Не то, чтобы их изменять вообще!

<
mihsa
20-12-2010 00:44
Информация к комментарию
Я согласен с вами anna_bol, но к сожалению многие иерархи сегодня очень часто нарушают каноны...

<
belonika
20-12-2010 00:50
Информация к комментарию
А ведь действительно все очень мудро устроенно! Нам достаточно слушать и исполнять учения Святых Отцов и апостолов! Т тогда все наши скорби превратятся в радость!

<
Александр
20-12-2010 12:13
Информация к комментарию
Сегодня многие заражены еретическим духом, к великому сожалению даже некоторое духовенство сбилось с пути истинного.  

<
Veronika
20-12-2010 12:39
Информация к комментарию
Если и духовенство сбилось, тогда что говорить про обычных мирян? Я думаю, что ситуация еще хуже..

<
petrov_vi
20-12-2010 14:49
Информация к комментарию
Как раз сегодня многие миряне лучше духовенства осознают истинное учение Церкви! Нельзя конечно думать, что все духовенство находится в ереси. Таковых лишь малая часть. Точно так же, как и миряне. Не все находятся в истине. 

<
Santa
21-12-2010 15:06
Информация к комментарию
Как это студенты могли  подумать, что западные богословы больше Святых Отцов? Я думаю, что это только глупец может поверить в такое.

Информация к комментарию

Святитель сказал самую суть, о корой необходимо не забывать учащимся и учащим. Но у тех, кто читает его проповедь со стороны (у посторонних и не посвященных, кто не знает, что именно он имеет ввиду, и как это происходит на практике) создаётся впечатление, что вот, дескать, какие нехорошие, совсем исказили веру православную и не знают её. Но на самом деле они не такие уж злостные нарушители и еретики. Просто, к сожалению, поневоле приходится работать с исследованиями западных неправославных авторов, пользоваться результатами их труда, иначе нельзя. Чтобы, к примеру, написать учебник по библейской археологии (который стоит у нас в Храме в библиотеке), не говоря уже о написании научного исследования, необходимо прочитать западные исследования на эту тему, т.к. археологами, которые ездили и теперь ездят в Палестину, Египет, на Ближний Восток и т.п., были и являются, по большей части, иностранцы. Археологические раскопки требуют колоссальных денег, сил, времени, людей, наконец (ведь надо перелопатить сотни, тысячи тонн земли, да не просто так, а очень осторожно, чтоб не повредить ничего там). Этим занимались и занимаются по большей часть иностранцы, а мы пока били (да и сейчас тоже) только догоняющими их. Не пользуясь результатами их труда никакой, даже маленькой статьи не напишешь, не говоря уже про учебник. 

 


Информация к комментарию

 

 А взять, например, такие темы, как: Библейская и церковная история, византология, история древних (дохалкидонских) Церквей, библеистика, история религий, языки древнееврейский, арамейский, древнегреческий (не говоря уже о таких как аккадский, шумерский, ассирийский и т.п.), патрология (тоже ведь нужно ездить туда, ходить по библиотекам древних монастырей и не только монастырей, копаться в различных архивах, находить эти труды святых отцов, отделять их от произведений, ложно надписанных их именами (так поступали еретики, чтоб их не уничтожила государственная цензура), переводить, издавать (ведь многое еще не переведено и не издано до сих пор), и т.п. Так вот этим всем, как ни странно вам покажется, занимаются по большей части иностранцы. Нам же нужно пользуясь результатами их труда (раз уж мы православные ОЧЕНЬ СИЛЬНО отстаём), стараться не ошибаться в том, где лежит та грань между допустимой критикой и разумным недоверием с одной стороны и доверием нашим православным предшественникам в том, что они (не смотря на то, что они, безусловно, были всё таки людьми своего времени и своей культуры), что они всё таки добросовестно передали нам то, что приняли от апостолов, с другой стороны. И вот ошибаемся мы как раз в этом. Одним казалось, что в том-то и в том-то необходимо усомниться, проявив разумную критику, а другим казалось, что надо верить в это не смотря ни на что. Со временем выяснялось, что кто-то из них был прав, а другие нет. Причем, не всегда были правы те, которые верили, во что бы то ни стало. Но как почувствовать эту грань, современнику? Не все же являются высокодуховными старцами. Да и старцы не преподают в академиях, у одних одно послушание, а у других другое. И отец Илий тоже учился в академии.

 


Информация к комментарию

 

 Когда мы находимся в Храме на богослужении, то святые отцы советуют молиться за тех, кто поёт на клиросе от лица всех предстоящих в Храме, т. к. им самим, там на клиросе, особо-то не до молитвы, но зато много искушений. Они своим пением помогают нам молиться, а мы должны молиться и за них, чтобы Господь их укрепил. Так вот и за профессоров, тоже надо молиться, как и за находящихся на клиросе, дабы господь их вразумлял, научал, оберегал от ошибок. Попробуем поставить себя на их место, если бы вам поручила церковь дать знания молодым ребятам, желающим стать священниками, хотели бы вы что бы за вас молились все миряне, священники, епископы, чтобы Господь вас укреплял и направлял? Как хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте со всеми людьми. Они ведь в большинстве своём хорошие, искренние люди, но как и все люди, могут ошибаться. Но преподавать-то в академиях надо, уже сейчас, уже сегодня, что бы подготовить будущих наших пастырей к их служению.

(длинный комментарий получился,  поэтому разделил на 3 части) 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись