Хорошо сказал авва Пимен, что преуспеяние монаха обнаруживается в
искушениях; ибо монах, который истинно приступает «работати Господеви» ,
должен, как говорит Премудрый, «уготовати душу свою во искушение»
(Сир.2:1), чтобы никогда не удивляться и не смущаться ничем, случающимся
с ним, веруя, что ничего не бывает без промысла Божия. А в чём Божий
промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо всё, что делает с
нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны,
как сказал Апостол, «о всем благодарити» (Еф.5:20; 1Сол.5:18) благость
Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами,
но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с
надеждою на Бога, веруя, как я сказал, что всё, что ни делает с нами
Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это
не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует
нас.
Если кто имеет друга и уверен, что он любит его, то
когда и потерпит от него что-нибудь, даже и тяжёлое, думает, что тот
сделал это любя, и никогда не поверит о своем друге, чтобы он хотел ему
повредить: тем более должны мы думать о Боге, Который создал нас и
привел нас из небытия в бытие, вочеловечился нас ради и умер за нас, что
Он делает с нами всё по благости Своей, и любя нас. О друге иной может
подумать: он это делает, любя и жалея меня, но у него нет столько
благоразумия, чтобы он мог хорошо устроить касающееся до меня, и поэтому
случается, что он нехотя вредит мне. О Боге же мы не можем сего
сказать, ибо Он есть источник премудрости, знает всё, что нам полезно, и
сообразно с сим устрояет всё, касающееся до нас, даже и самое
маловажное. Опять о друге можно сказать, что хотя он любит и жалеет нас и
довольно разумен, чтобы устроить относящееся к нам, но не в силах
помочь нам в том, в чём он думает принести нам пользу. Но о Боге нельзя
сказать и сего, ибо Ему всё возможно, и для Него нет ничего
невозможного.
Итак, мы знаем о Боге, что Он любит и щадит
Своё создание, что Он есть источник премудрости и знает, как устроить
всё касающееся до нас, и что Ему нет ничего невозможного, но всё служит
воле Его. Мы должны также знать, что всё, что Он ни делает, делает для
нашей пользы, и должны принимать это, согласно сказанному выше, с
благодарностию, как от Благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и
скорбное. Ибо всё бывает по праведному суду, и Бог, Который столько
милостив, не презирает ни малейшей нашей скорби. Но часто случается, что
иной недоумевает, говоря внутренно: «Если кто в искушениях согрешит от
скорби, то как может он думать, что они служат к его пользе?» Мы потому
только согрешаем в искушениях, что мы нетерпеливы и не хотим перенести
малой скорби или потерпеть что-нибудь против нашей воли, тогда как Бог
ничего не попускает на нас выше силы нашей, как сказал Апостол: «верен
же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете» (1Кор.10:13). Но
мы не имеем терпения, не хотим перенести немногого, не стараемся
принять что-либо со смирением, и потому отягощаемся, и чем более
стараемся избежать напастей, тем более мучимся от них, изнемогаем и не
можем от них освободиться. Те, которые по какой-нибудь надобности
плавают в море, если они знают искусство плавания, то когда находит на
них волна, они склоняются под неё, пока она пройдет, и таким образом
безвредно продолжают свое плавание; если же захотят сопротивляться
волне, то она их отбрасывает и уносит на далёкое расстояние. И когда они
опять продолжают плыть, находит на них другая волна, и если они и ей
противятся, то она также отталкивает и отбрасывает их прочь, и они
только утомляются без всякой пользы. Если же, как я сказал, они
склоняются под волну и опустятся под неё, то она проходит мимо, без
всякого для них вреда, и они продолжают плавать, сколько хотят, и делают
своё дело.
Так бывает и при искушениях: если кто перенесёт
искушение с терпением и смирением, оно пройдёт без вреда для него; если
же он будет малодушествовать, смущаться, обвинять каждого, то он только
отягощает самого себя, навлекая на себя искушения, и не получает
совершенно никакой пользы, но лишь вредит себе, тогда как искушения
приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения.
Если
даже и страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться; ибо
смущаться в то время, когда тревожит нас страсть, есть дело неразумия и
гордости, и происходит от того, что мы не знаем своего душевного
устроения и избегаем труда, как сказали отцы. Потому мы и не
преуспеваем, что не знаем меры нашей и не имеем терпения в начинаемых
нами делах, но без труда хотим приобрести добродетель. Ибо чему
удивляется страстный, когда его тревожит страсть? Зачем смущается? Ты
образовал её, имеешь её в себе и смущаешься? Принял залоги её и
говоришь: зачем она тревожит меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога,
ибо невозможно, чтобы тот, кто исполнял страсти, не имел от них скорби.
Сосуды 56 в человеке. их, как сказал авва Сисой, находятся внутри тебя;
отдай им залог их, они отойдут от тебя.
Сосудами он назвал
причины страстей: так как мы их возлюбили и привели в действие, то и
невозможно нам не пленяться страстными помышлениями, принуждающими нас и
против воли нашей исполнять страсти, потому что мы добровольно предали
себя в руки их. Сие значит сказанное Пророком о Ефреме (Ос.5:11),
который «соодоле... соперника своего» , т. е. свою совесть,и «попра суд»
, обратился к Египту, и насильственно взят был ассириянами. Египтом
отцы называют волю плотскую, приклоняющую нас к телесному покою и
научающую обращать ум к плотским страстям. А ассириянами называют
страстные помышления, которые возмущают нас и волнуют ум и наполняют его
нечистыми идолами и силою, против воли, увлекают его к совершению
греха.
Итак, если кто добровольно предаёт себя плотскому
наслаждению, то он и против воли принужден бывает идти в Ассирию и
работать Навуходоносору. Зная сие, Пророк с соболезнованием говорит им:
не входите в Египет. Что вы делаете, несчастные? Смиритесь (хотя) мало,
склоните «рамена ваша, служите царю Вавилонскому, и сидите на земли
отцев ваших» (Иер.42:19, 27:12). Потом утешает их, говоря: «не убойтеся
от лица царя Вавилонска... яко Бог с вами есть, еже избавляти вас... от
руки его» (Иер.42:11). Далее предсказывает и скорбь, которая их
постигнет, если они не покорятся Богу. «Аще бо внидете , — говорит он, —
во Египет... будете в непроходимая и подручни, в клятву и во укоризну»
(Иер.42:15, 18). Но они отвечали ему: «не сядем на земли сей... но в
землю Египетску внидем, и не узрим рати, и гласа трубнаго не услышим, и о
хлебех не взалчем» (Иер.42:13-14). И так они пошли и добровольно
служили Фараону, а потом насильно уведены были в Ассирию и служили
ассириянам уже неволею.
Вникните умом, что я говорю: прежде
чем кто-либо станет действовать по страсти, хотя бы и восставали против
него помыслы, он ещё в своем городе, он свободен и имеет себе помощника
в Боге; итак, если он смирится пред Богом, понесет иго скорби и
искушения с благодарностию и немного поборется, то помощь Божия
освободит его. Если же он будет убегать труда и предастся плотскому
наслаждению 57 , тогда насильственно и принуждённо уведён будет в землю
Ассириян, и поневоле будет служить им.
Тогда уже Пророк
говорит им: «молитеся за житие Навуходоносора» , ибо в жизни его
заключается ваше спасение (Вар.1:11-12). Молиться о жизни Навуходоносора
значит, что человек не должен малодушествовать в печали, происшедшей от
случившегося с ним искушения, и не уклоняться от него, но переносить
его со смирением, считая, что он должен был потерпеть это. Пусть он
признает себя недостойным освободиться от тяготы, но более достойным
того, чтобы искушение продолжалось и укрепилось против него. И сознаёт
ли он в себе вину или в настоящее время не сознаёт, он должен веровать,
что у Бога ничего не бывает без суда или неправедно, как говорил один
брат, скорбя и плача о том, что Бог взял от него искушение: «Господи,
ужели я недостоин и мало поскорбеть?»
Повествуется
также, что ученика великого старца постигла плотская брань, и старец,
видя труды его, сказал ему: «Хочешь ли, я помолюсь Богу, чтобы Он
облегчил тебе сию брань?» Но ученик отвечал: «Хотя и тружусь, отче, но
вижу в себе плод от труда; итак, лучше моли Бога, чтобы Он дал мне
терпение». Таковы суть истинно хотящие спастись: вот что значит носить
со смиренномудрием иго искушения и молиться о жизни Навуходоносора.
Посему Пророк и говорит: «В жизни его заключается ваше спасение».
Сказанное братом: «вижу в себе плод от труда», подобно изречению: «в
жизни его заключается ваше спасение», что подтверждает и старец, сказав:
«Теперь я познал, что ты преуспеваешь и превосходишь меня». Ибо когда
человек будет подвизаться с усилием против греха и начнёт бороться и
противу страстных помышлений, возникающих в душе, то он смиряется,
сокрушается, подвизается и, очищаясь мало-помалу скорбями подвигов,
приходит в свое естественное состояние.
Итак, как мы уже
сказали, если искушаемый страстию смущается, то сие происходит от
неразумия и гордости, но он должен лучше со смирением познать свою веру и
терпеливо пребывать в молитве, пока Бог сотворит с ним милость. Ибо
если кто не подвергнется искушениям и не испытает скорби от страстей,
тот и не подвизается о том, как бы от них очиститься. О сем говорит и
Псалмопевец: «внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси
делающии беззаконие, яко да потребятся в век века» (Пс.91:8). Грешники,
прозябающие «яко трава» , суть страстные помышления, ибо трава слаба и
не имеет силы. Итак, когда прозябают в душе страстные помышления, тогда
«проникают», т. е. познаются «вси делающие беззаконие» , т. е. страсти,
«яко да потребятся в век века» ; ибо когда страсти сделаются явными для
подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в последовательность
речи: сперва прозябают страстные помышления, потом возникают страсти, и
тогда уже истребляются.
Всё сие относится к подвизающимся: мы же,
согрешающие самым делом и всегда исполняющие страсти, даже и не знаем,
когда прозябают страстные помышления, когда возникают страсти, чтобы
начать подвизаться против них, но мы повержены долу, ещё находимся в
Египте, занятые унизительным плинфотворением 58 Фараоновым; но кто
поможет нам придти, по крайней мере, к сознанию горького рабства нашего,
чтобы мы смирились и стали искать помилования?
Когда сыны
Израилевы были в Египте, в рабстве у Фараона, тогда они делали кирпичи, а
делающие кирпичи всегда преклонены долу и смотрят в землю: так и душа,
если ею овладел диавол и она совершает грех на самом деле, то попирает
свой разум и не мудрствует ни о чём духовном, но всегда мудрствует о
земном и делает земное.
Потом Израильтяне из кирпичей, ими
сделанных, построили Фараону три крепкие города: Пифон, Рамессин и Он,
или Илиополь, т. е. солнечный град. Это суть: сластолюбие, славолюбие и
сребролюбие, от которых происходит всякий грех.
Когда же
Бог послал Моисея извести их из Египта и рабства Фараонова, то Фараон
ещё более обременил их работою и говорил им: «праздни есте, сего ради
глаголете: да идем, пожрем Богу нашему» (Исх.5:17). Также и диавол,
когда видит, что Бог умилосердился над душею, готов её помиловать и
облегчить её от бремени страстей словом Своим, или чрез кого-либо из
рабов Своих, тогда диавол более отягощает её страстями и сильнее борет
её. Но отцы, зная сие, укрепляют человека своим учением и не допускают
его предаваться боязни.
Один говорит:
«Ты пал? Восстань, и если опять пал, опять восстань» и проч.
Другой также говорит:
«Крепость желающих стяжать добродетели состоит в
том, чтобы не малодушествовать, если падут, и не приходить в отчаяние,
но опять бороться». Одним словом, каждый из них различным образом, один
так, другой иначе, подают руку подвизающимся и оскорбляемым от врага.
Ибо и они приняли сие от Божественного Писания, которое говорит: «еда
падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится» (Иер.8:4).
«Возвратитеся ко Мне, сынове возвращающиеся, и исцелю сокрушения ваша» ,
глаголет Господь, и т.п. (Иер.3:22).
Когда же рука Божия
отяготела над Фараоном и над слугами его, и он решился отпустить сынов
Израилевых, то сказал Моисею: «идите, послужите Господу Богу вашему:
токмо овцы и волы оставите» (Исх.10:24), чем означаются умственные
помышления, которыми Фараон хотел обладать, надеясь чрез них опять
привлечь к себе сынов Израилевых. Моисей отвечал ему: «ни, но и ты нам
даси всесожжения и жертвы, яже сотворим Господу Богу нашему: и скот наш
пойдет с нами, не оставим и копыта» (Исх.10:25-26). Когда же Моисей
извел сынов Израилевых из земли Египетской и провел их чрез Чермное
море, то Бог, хотя привести их туда, где было семьдесят финиковых
деревьев и двенадцать источников воды, сперва привел их в Мерру, где
народ скорбел, не находя что пить, ибо та вода была горька, и уже через
Мерру привел их на место семидесяти финиковых деревьев и двенадцати
источников воды. Так и душа, когда перестанет исполнять грехи на самом
деле и перейдёт мысленное море, сперва должна потрудиться в подвигах и
многих скорбях, и так через скорби войти в святой покой: ибо
«многими
скорбьми подобает нам внити во царствие Божие» (Деян.14:22).
Скорби привлекают к душе милость Божию, подобно тому как ветры наносят
дождь. И как продолжительный дождь, действуя на нежное растение,
производит в нём гниение и портит плод его, а ветры постепенно осушают и
укрепляют оное, так бывает и с душою: нерадение, беспечность и покой
расслабляют и рассеивают её; искушения же, напротив, скрепляют и
соединяют с Богом, как говорит Пророк:
«Господи, в скорби помянухом Тя» (Ис.26:16). Посему-то, как мы сказали, нам не должно ни смущаться, ни
унывать в искушениях, но надобно терпеть и благодарить в скорбях, и
всегда молиться Богу со смирением, чтобы Он сотворил милость с немощию
нашею и покрыл нас от всякого искушения во славу Его. Ибо Ему подобает
слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
из поучений преп. Аввы Дорофея