ПРАВИЛА ДЛЯ ИНОКОВ
/Иеросхимонах Иероним (Соломенцов; †1885), духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонового монастыря/
1. По вступлении в святую обитель помни и не забывай во всю свою жизнь ту ревность, с которою ты вступил в обитель, и тем возбуждай себя от лености и нерадения ко усердию на все труды монастырские.
2. Чистосердечное и сокрушенное покаяние о всех грехах своих без малейшей утайки, а, чтобы не позабыть чего, для этого нужно с большим вниманием и размышлением припомнить от юности все свои грехи, великие и малые, и написать их на бумаге, и после искреннего покаяния, какую даст тебе епитимию духовный отец твой, должно с усердием исполнять все, что он тебе назначит, без всякого увеличения или уменьшения.
3. Послушание не выбирай по своему желанию, где и что тебе нравится, а что назначат и куда пошлют, с усердием все исполнять беспрекословно, как повеления Божии, а не человеческие, а иначе труд твой будет бесполезен и даже душевреден.
4. Волю свою и мудрование свое мирское из головы выбросить вне святой обители, чтобы они более не существовали с тобою в обители; предайся во всем как железо ковачу; по братским келиям не ходи, знакомства ни с кем не заводи, в дела монастырские и старческие не входи и не испытуй, да не смутишь чрез это душу свою бесполезными и душепагубными любопытствами и лишишься душевного и сердечного мира; живи, как странник, в обители во всю твою жизнь, помни всегда только о Боге и себя и свое намерение, с которым ты пришел в обитель; держись своей келии, как пчелы — улья своего, и, как они, так и ты возделывай духовный мед, то есть: по окончании своего послушания занимайся молитвою Иисусовою и чтением слова Божия, святоотеческих книг, и преимущественно святого аввы Дорофея, святого Иоанна Лествичника, святого Ефрема Сирина, святого Кассиана Римлянина, и какие назначат тебе старцы книги читать.
5. Частое и чистосердечное исповедание грехов и помышлений своих, как злых, а равно и благих; особенных подвигов никаких не предпринимать по своему желанию и неразумной ревности, чтобы не прельститься; только такие дела и подвиги совершать, какие старцы назначат, ни больше, ни меньше; слова и наставления старческие принимать с верою, как из уст Божиих, и исполнять с любовию, а не с ропотом.
6. При послушании хранить молчание с молитвою Иисусовою тайно в уме, с памятию Божиею; иметь страх Божий и благоговение во всем и везде, а также [помнить] присутствие Божие, и присутствие Богоматери, и святого Ангела-хранителя своего, и всех святых и иметь память смертную, смирение и всегдашнее самоукорение и крайнее внимание о делах и помышления своих, какие приходят: благими пользоваться, а злых избегать, на братию смотреть как на Ангелов; себя считать недостойным сожительства с ними по своим грехам; если увидишь какие немощи в ком-либо, то берегись осудить, да не прогневается на тебя Господь и попустит на тебя большие искушения, но скажи помыслу своему: "Сей брат совершен есть в добродетели, сия творит аки немощный и грешен"; на начальников и духовных отцев взирай как на Христа и все повеления их и слова принимай с верою и исполняй, как повеления Божии.
7. В храме Божием стой с великим благоговением и страхом Божиим и с сокрушенным и смиренным сердцем, как осужденник и как пред лицем Божиим, Который весть тайны сердца нашего и ума нашего помышления, и взывай к Богу умносердечно мытаревым покаянным воплем: Боже, милостив буди мне, грешному. И с великим вниманием слушай, что читают и поют в церкви.
8. В трапезе также со страхом Божиим и с молитвою вкушай пищу и питие и благодари Бога, подавшего тебе сия, а умом внимай, что и о чем читают, дабы не только тело, но и душа питалась бы словом Божиим. По окончании трапезы не останавливайся для празднословия, но спеши скорее на свое послушание, если есть, а если нет, то в свою келию и займись или каким делом, или молитвою и чтением Священного Писания.
9. Аще возможно, то на всякий день открывать все свои дела и помышления старцам духовным, чтобы враг в чем-нибудь не поймал бы в свои вражеские сети.
10. Чтобы до самой смерти провести жизнь свою во святой обители в добродетели и в духовной мудрости, нужно приучать себя к победам над своею плотию; блажен тот инок, кто проведет жизнь добродетельную и исполнит обет свой, данный Богу; если хочешь проводить жизнь иноческую, то признай себя странником земным и будь беден для мира и богат пред Богом; знай, что не одежда и пострижение делают человека истинным монахом, но чистая душа пред Богом и умерщвление своих страстей; не ищи здесь ничего, на земли, кроме Бога и спасения души, старайся быть последним изо всех, смиряйся пред Богом и всеми людьми, иначе не найти тебе душевного мира и покоя; повинуйся всем ради Бога, ибо ты пришел в монастырские стены не начальствовать и проводить время в праздности, но терпеть и трудиться Бога ради и спасения ради души своей; здесь-то люди и очищаются, как злато в горниле, а потому никто не может жить в монастыре, не принесши сердце и разум на служение Богу. Аминь.