Свят. Филарет Митрполит Московский:
"Одиночество на земле ведет в общество небесное".
Свят. Феофан Затворник:
"Монахам дело - помыслы очищать, а у мирян главное - намерение доброе при делах иметь".
"Можно и вне монастыря быть монахинею, живя по-монашески, и в монастыре быть мирянкой".
"В сердце должен быть Бог да душа, и там монастырь".
"Монашество... зависит от настоятелей. Пошлет Бог хорошего - все добре. Нет такого - все вверх дном".
"Монашество есть прямой путь к чистоте сердечной".
"Монах тот, у кого так устроено внутренне, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге".
Cвят. Игнатий Брянчанинов:
"Цель монашеского жития состоит не только в достижении спасения, но по преимуществу в достижении христианского совершенства".
"Мы для того и вступаем в монастырь, чтобы открыть в себе скрытно
живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно
поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем
общество человеков, родственников, имущество, чтобы увидеть наши
внутренние узы и расторгнуть их десницей Господа".
"Монаху предстоит борьба с естеством. Наилучший возраст для
поступления на эту борьбу есть юношеский. Он еще не скован навыками, в
нем произволение имеет много свободы".
"Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть то же мученичество в сущности своей".
"Монашество состоит в изучении всех заповедей, всех слов Искупителя, в усвоении их уму и сердцу".
"Подвиг всякого инока — сверхъестественный, он непременно должен
быть сопряжен с победой над скотоподобным свойством телесным,
соделавшимся по падении принадлежностью каждого человека".
"Все виды монашеской жизни разнообразны только по наружности,
имеют только одну цель, она заключается в том, чтобы устранить немощь
нашу от обольщений и впечатлений мира, дать должную цену и временной и
вечной жизни, употребить первую для получения второй".
"Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, то есть соединить ее с волей Божией".
"Основание монашеского жительства и монашеского подвига — стяжание любви к ближним".
Свт. Тихон Задонский:
"Уединенное пребывание собирает духовное сокровище, а отлучка куда-либо расточает".
"Без крайней нужды не выходи вон из монастыря, и в светские дома не входи; иначе воротишься уже не тем, каким выйдешь".
"Где ни быть, от козней сатанинских не уйти".
"Как в тихой и чистой воде удобнее солнце видится, нежели в
возмущенной и волнующейся, так вечное и духовное солнце - Бог удобнее в
тишине и покое верой и умным оком познается, нежели в беспокойстве и
людской молве".
Преп. Амвросий Оптинский:
"Монашество само по себе имеет великую важность духовную и
приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним
расположением, и проходит оное с простотою и незлобием во смирении".
Схимонах Парфений:
"Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его
радость и наслаждение - непрестанная молитва. Он любит всех людей, но
скучает с ними, потому что они отлучают от Бога".
"Монах должен жить один, а другой с ним - Господь".
свят. Петр, Епископ Томский:
"Прочие добродетели, по мнению аввы Дорофея, будучи исполняемы по
долгу, имеют значение только дани, которую необходимо должны давать все,
как подданные в государстве - царю; а монашеское послушание,
нестяжательность и девство, как добродетели, совершаемые по доброму
произволению, имеют значение драгоценных даров, приносимых Богу из одной
любви, подобно тому, как в государстве знаменитые люди, кроме дани,
приносят царю и дары; и за то удостаиваются богатых наград, великой
чести и чинов".
"Важность монашества со всеми его плодами строго условливается
верным исполнением обетов его. В противном случае монах будет только
поруганием монашества - на соблазн мирянам и на свою погибель".
преп. Георгий, затворник Задонский:
"Из мудростей мудрость, и из хитростей хитрость - монашеская жизнь".