Вопрос: Правильно ли утверждают католики, будто римский папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере?
Ответ: Нет, не правильно, так как были папы, которые несомненно погрешали в вере.
Вопрос: О каких известно папах, которые погрешали в вере?
Ответ: Известно о папе Викторе (192), который одно время одобрял ересь монтанскую; известно о папе Либерии, который согласился на осуждение св. Афанасия и решился принять арианство для того, чтобы быть возвращенным из ссылки и получить прежнюю кафедру — (358). Известен также папа Гонорий, (625) который придерживался монофелитской ереси, за что и был осужден VI Вселенским Собором.
Вопрос: Почему еще нельзя признать за римским папой непогрешимости в суждении о вере?
Ответ: Потому что Господь наш, Иисус Христос только всей Церкви вверил эту непогрешимость; отдельный же человек всегда может погрешить в вере и изложить ошибочное суждение.
Вопрос: Как заповедал об этом Господь наш, Иисус Христос?
Ответ: Он сказал: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… Если же не послушает, возьми с собой еще одного, или двух, дабы устами двух, или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да — будет тебе он, как язычник и мытарь» (Мф.18,15-17).
Вопрос: Почему только всей Церкви, а не отдельному какому-либо лицу, Господь вверил непогрешимость в делах веры?
Ответ: Потому что только Церковь по учению апостола есть «столп и утверждение истины» (1 Тим.3,16). Кроме того, папы бывали часто тяжкими грешниками, чего не отрицают и паписты, а такие люди не могут познать Божию истину.
Вопрос: Откуда это видно?
Ответ: Это видно из Слова Божия, которое свидетельствует, что «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований и устыдится приближающейся неправды» (Прем. Сол.1,4-5).
Вопрос: Признавала ли древняя Церковь непогрешимость римских пап в делах веры?
Ответ: Нет, не признавала.
Вопрос: Откуда это видно?
Ответ: Это видно из того, что когда появлялись в Церкви еретики и начинались суждения о вере, Церковь никогда не полагалась на голос отдельного лица, а созывала всегда Вселенские соборы.
Вопрос: Но, быть может, Вселенские соборы руководились голосом римских пап?
Ответ: Нет; папы даже не являлись на соборы, а посылали своих заместителей, которые никогда не занимали первенствующего положения.
Вопрос: Какие святители председательствовали на соборах?
Ответ: На первом Вселенском соборе председателем был епископ Осия Кордубский; на Втором — председательствовали один за другим святители восточные: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов, Тимофей Александрийский и Нектарий Константинопольский; на Третьем — св. Кирилл Александрийский; на Четвертом — Анатолий Константинопольский; на Пятом — Евтихий Константинопольский; на Шестом — сам греческий император Константин Пагонат (668 — 685 г.); на Седьмом — Тарасий, патриарх Константинопольский.
Вопрос: Признавалась ли непогрешимость пап в вере по крайней мере в древней Западной Церкви?
Ответ: Не только древняя Западная Церковь не признавала непогрешимости пап в вере, но даже после отделения Запада от Вселенской Церкви Латинские соборы судили и низлагали пап. Так собор Пизанский (1409 г.) низложил пап Григория 12-го и Бенедикта 13-го; Собор Констанцский (в 1414 — 1419) лишил сана папу Иоанна 23.
Вопрос: Когда было объявлено в Латинской Церкви учение о папской непогрешимости?
Ответ: Учение это было объявлено на Ватиканском соборе в Риме в 1870-м году.
Вопрос: Что должно сказать об этом учении?
Ответ: Учение это новоизмышленное, противное св. Писанию и Преданию Церкви.
Протикокатолический катехизис