на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 2 октября
Прошу помощи Вашей. Помолитесь о тяжко болящей онкологией р. Б. Неониллы. Храни Вас Господь. Аминь.

  • 2 октября
Мой папа, раб Божий (Анатолий) 11 июля 1956 года рождения тяжело болел, у папы онкология 4 стадии. Я прошу Бога дать возможность моему папе выздороветь (исцелиться) от тяжёлой болезни и принимать участие в воспитании своих будущих внуков. Прошу Вас помолитесь о здравии моего папы.

  • 30 сентября
Прошу ваших молитв за р. Б. Алексия от пьянства,  табака, наркотиков. Помогите погибает, благодарю.

  • 27 сентября
Добрый вечер! Всех с Праздником Воздвижение Креста Господня. Прошу помолиться за меня (Виктора). Начинается учебный год. Прошу у Бога: Терпения и прибавления ума. Что бы все было правильно в моем служении Богу. Хочу больше всего что бы мои родители были мной довольны. Моя постоянное духовная борьба идет в грехах гордости и Не прелюбодействуй (блудные мысли). Хочу найти себе девушку-христианку, которая потом станет моей женой. Хочу всегда уповать на Бога. Хранит Вас Бог и его войско которе на Небе и на земле.

  • 27 сентября
Добрый вечер! Всех с Праздником Воздвижение Креста Господня. Прошу помолиться за меня (Виктора). Начинается учебный год. Прошу у Бога: Терпения и прибавления ума. Что бы все было правильно в моем служении Богу. Хочу больше всего что бы мои родители были мной довольны. Моя постоянное духовная борьба идет в грехах гордости и Не прелюбодействуй (блудные мысли). Хочу найти себе девушку-христианку, которая потом станет моей женой. Хочу всегда уповать на Бога. Хранит Вас Бог и его войско которе на Небе и на земле.

  • 27 сентября
Прошу Ваших молитв о рабе Божей Любови. Она страдает душой и телом и терпит за свою веру .

  • 27 сентября
Здравствуйте. Прошу Вас помолиться о получении положительного решения в банке на перекридитование на большую сумму. И о нашей семье, как будто прокляли нас, на работе проблемы, долгов куча. Помогите, поддержите молитвой. Елена. Спасибо, и всем здоровья и благополучия!

  • 26 сентября
Помолитесь об упокоении новопреставленного р.Б. Сергия.

10-10-2018, 00:56

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Слово перед исповедью


архим. Иоанн МасловВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братия и сестры! Сейчас мы слышали слова: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Они напоминают нам, что в эти святые минуты мы стоим пред дверями милосердия Божия и что Господь ожидает нашего чистосердечного покаяния во всех делах, словах и мыслях, которыми мы согрешили пред Богом, нашими ближними и против самих себя.

Нам следует помнить, что все мы от купели крещения облеклись, по слову Апостола, во Христа для того, чтобы жить с Ним и быть наследниками вечного Царства на небе. Но грех, как смертоносный яд, отравляет наши души и тем самым делает их неспособными к единению со Христом. Мрак греха, как грозовая туча, покрывает нашу душу, угнетает и умертвляет в ней все святое, лишает ее великих духовных благ. Как нам известно из Священного Писания, грех никогда не остается без наказания и влечет за собой смерть духовную. Так, например, светлый ангел, денница, поставленный Богом первым в чиноначалии ангельском, низвергается с небес и лишается прежней славы. За что? За грех неповиновения Богу. Адам изгоняется из рая, навлекая проклятие и смерть на себя и на весь происшедший от него род человеческий. За что? Опять за грех непослушания и преступления заповеди Божией. Воды всемирного потопа губят множество народов; огнем истребляются Содом и Гоморра с соседними городами; египтян поражают жестокие казни, и фараон со всем воинством потопляется в пучине моря; израильтяне не входят в обетованную землю, но гибнут в пустыне во время сорокалетнего по ней странствования — все это, как и многое другое в истории народов, не служит ли яснейшим свидетельством того, какую злую пагубную силу несет в себе грех, лишающий человека уже в этой жизни радости и благополучия?

А Праведного, ни в чем неповинного, Единородного Сына Божия разве не наши грехи пригвоздили ко кресту и предали позорной смерти, которую Он безропотно претерпел, уготовляя нам спасение?

«Беги от греха, как от лица змеи, — говорит премудрый Сирах, — ибо если подойдешь к нему, он ужалит тебя» (Сир. 21, 2). И не одно какое-нибудь место в нас поражает грех, но пропитывает ядом все наше существо. Благо нам, если мы вовремя сумеем сбросить с себя постыдное иго греха и обратиться к Единому Врачу душ и телес — Господу Богу — со слезным покаянием и с мольбой о помиловании.

Но если грех уже успел настолько возобладать нашей волей, что сделал ее бессильной бороться с ним, то требуется особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на добрый, спасительный путь, иначе мы, предоставленные собственным силам и средствам спасения, безвозвратно погибнем.

В чем же заключаются наши грехи пред Богом? Прежде всего, мы мало любим Бога и мало надеемся на Него. И поэтому мы часто согрешаем пред Ним неверием, маловерием, сомнением, суеверием, гаданием, ворожбой, кощунством, богохульством, божбою, неблагоговейным отношением к молитве. Мы ленимся молиться, а если и молимся, то рассеянно, без надлежащего внимания и часто даже не отдаем себе отчета, пред Кем мы стоим и к Кому обращаемся. Ведь ангелы предстоят пред Богом со страхом и трепетом, а мы относимся к этому великому делу - беседе с Богом - легкомысленно: устами читаем или слушаем молитву, в то время как ум наш блуждает неизвестно где. Такая молитва неугодна Богу. Она только оскорбляет Его. Господь приемлет молитву такую, которая исходит из чистого сердца и от нерассеянного ума. Поэтому христианин должен употреблять все свои усилия на то, чтобы во время молитвенного правила не дать уму и сердцу рассеиваться и удаляться от Бога, чтобы быть сосредоточенными и устремленными к Небу.

К молитве мы должны прибегать как можно чаще; она нужна нам, как воздух, как пища для тела. «Если мы лишим себя молитвы, - говорит св. Иоанн Златоуст, - то сделаем то же, как бы мы извлекли рыбу из воды: ибо как вода составляет жизнь рыбы, так и жизнь нашу составляет молитва. Через молитву можно воспарить, прейти небеса и приблизиться к Богу» [1]. Но молимся ли мы постоянно? Молимся ли усердно и искренне? Надо признать: нет у нас такой молитвы. Кроме того, мы часто с вами опускаем церковные службы и домашнее правило. Согрешаем небрежным изображением на себе крестного знамения, разговорами в храме, празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, осуждением священнослужителей, исхождением из церкви во время службы и прежде отпуста. Мы согрешаем рассеянностью, непочитанием церковной святыни, прикосновением к ней в нечистоте, а также приступаем с нечистой душой к принятию Святых Таин. Прости, Господи!

Согрешаем мы пред Богом и в том, что мало читаем Священное Писание, а если иногда и читаем, то с рассеянностью и без внимания. Глаголы жизни вечной, которые содержатся в Священном Писании, не доходят до нашего сознания и не питают наши души. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями» [2].

«Видишь, что земля во время бездождия, иссохши, не дает плода, — говорит св. Тихон Задонский, - разумей, что так душа, ненапояемая росою Божия слова и благодати, иссыхает и бесплодна бывает. Тело наше изнемогает от алчбы и жажды, а далее, когда не подкрепится пищею, умирает: так и душа, когда не питается и не наполняется словом Божиим, изнемогает, а потом и умирает» [3].

Сердце человека никогда не бывает праздным. Если оно не заполнено молитвой и словом Божиим, то диавол заполняет его скверными мыслями и пожеланиями, и в этом случае наше сердце становится не храмом Духа Святого, а вертепом злых духов. А это, в свою очередь, влечет человека, подвластного греху, к греховному исполнению своей воли и разума, самонравию, самооправданию, непочитанию праздников, нарушению постов и нехранению постных дней, невоздержанию в пище и питии, разноядению, лакомству и винопитию; ропоту в скорбях и болезнях, надежде на самих себя и на богатство. Все это свидетельствует о потере нами страха Божия. И поэтому мы часто свои греховные пожелания ставим выше духовных и тем самым омрачаем свои души всевозможной нечистотой, забывая о своей смерти и Страшном суде. Вся эта скверна оскорбляет Бога, сотворившего нас по подобию Своему, Которого мы должны славить чистым сердцем и нескверными устами.

Нет в природе источника воды, из которого текла бы одновременно горькая и сладкая вода; а человек, созданный для прославления Бога, к сожалению, часто не только не прославляет Его, но и вторично распинает своей греховной жизнью.

В духовной жизни христианина первое место занимает любовь к Богу, второе — любовь к человеку. Обратимся к своей совести: чиста ли она перед нашими ближними, любим ли мы их, как самих себя, помогаем ли им в их нуждах, заботимся ли о их спасении? Трудно нам ответить на это утвердительно, мы желаем, чтобы нас любили, но сами так не поступаем. Митрополит Московский Филарет справедливо замечает: «Хочешь, чтобы тебя любили человеки, люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем... Приятно было бы тебе, если бы с тобой все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми» [4].

Надлежит нам к каждому христианину иметь всегда великое уважение, потому что в нем Господь, Который через него часто выражает волю Свою. Как для Господа, мы не должны жалеть для ближних ничего; ко всем нужно быть нелицеприятными, добрыми, искренними и не иметь ни к кому неприязни. Господи, Ты дал нам спасительную заповедь любить Тебя всем сердцем и любить ближних наших как образ Твой святой, а мы согрешаем осуждением, неповиновением духовным отцам, начальствующим и старшим, исполняя свои обязанности с ропотом и небрежением. А также мы согрешаем непочитанием и оскорблением своих родителей, священнослужителей и ропотом на них, утаивая перед ними свои грехи, иногда по ложному стыду, по забвению или нерадению. Все эти греховные поступки делают нас грубыми и бесчувственными к нуждам наших ближних.

В одной из душеспасительных книг приводится следующий пример. Одна благочестивая и богобоязненная женщина молилась Богу, чтобы Он пришел в ее дом видимым образом и удостоил ее беседы. Господь, слышащий молитвы праведных, обещал в назначенный день посетить ее. Женщина с великой радостью стала готовиться к встрече с Богом: убрала свой дом, зажгла свечи и стала ждать, но до самого вечера великого Гостя все не было. Наконец, постучала в окно старушка и попросила оказать милость. Женщина отказала ей в том, сказав, что ждет дорогого Гостя. Через некоторое время пришел к ней старичок, эта женщина и его не приютила. Затем она вышла из дому на улицу, чтобы там встретить Бога, и неожиданно увидела ребенка, лежащего на земле, окровавленного и плачущего. И здесь она не склонилась к состраданию и любви, оправдывая себя тем, что ждет Бога. Когда она вернулась в свой дом, опечалившись, что Господь не посетил ее, к ней был голос Божий: «Я дважды приходил к тебе, и ты не приняла Меня, а третий раз видела Меня окровавленного и не оказала Мне помощи». Этот пример, возлюбленные о Христе отцы, братия и сестры, свидетельствует о том, что, оказывая братиям нашим милость, соучаствуя в их нуждах и скорбях, мы сострадаем Самому Господу.

Долг христианина не только самому примириться с ближними своими в случае возникшей ссоры или вражды, но и других склонять к христианскому миру. «Если возможно с вашей стороны, — говорит святой апостол Павел, — будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Как растение, во время засухи палимое лучами солнца, постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительный дождь, так и душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской.

Мы также согрешаем пред Богом клеветой, ложью, оскорблением, ссорами, неуступчивостью, бранью, самооправданием, гневом, вспыльчивостью, злословием, проклятием, памятозлобием, злорадством, обманом, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью, грубостью, клятвопреступлением. Вместо того, чтобы целиком посвятить себя на служение Богу и людям, мы служим греху, опустошаем свою душу, подвергая ее духовному голоду. Особенно считается тяжелым грехом злопамятство и непрощение обид нашим ближним. Мы должны всем и все прощать, по заповеди Божией, и даже молиться об обижающих, произнося слова: «Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его». Молясь таким образом за брата своего, смиряясь и прося себе помощи ради молитв его, мы проявляем к нему милосердие и любовь, а где любовь, там нет места раздражительности и другой страсти. Авва Зосима сказал: «Если диавол подвигнет все хитрости злобы своей со всеми демонами своими, то все коварства его упразднятся и сокрушатся от смирения по заповеди Христовой» [5].

Поступая противно этой заповеди, мы тяжко согрешаем пред Богом. Прости, Господи!

Часто мы согрешаем против наших ближних завистью. Этот грех есть обоюдоострый меч, который наносит вред как самому завистнику, так и тому, кому он завидует. Св. Григорий Нисский пишет: «Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всякого зла» [6].

Св. Василий Великий также видит в этом грехе великую опасность для души христианина. «Как ржавчина изъедает железо, — говорит он, — так зависть душу, в которой живет она» [7]. Господи, прости и помоги нам избавиться от этого греха.

Еще более тяжкий грех есть осуждение. Мы часто даже не замечаем, как осуждаем наших ближних и даже смеемся над их недостатками. Господь дал нам ясную заповедь: «Не судите». Но мы самовольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии право судить людей, и Господь часто наказывает нас за этот грех. В житиях святых повествуется, как к одному отшельнику пришел настоятель монастыря, где жил один инок, не заботившийся о своем спасении. Этого инока раньше знал отшельник. Он спросил настоятеля, как живет тот инок, исправился ли он. Настоятель ответил: «Нет, отче». Отшельник произнес: «О, горе ему будет!», тем самым осудив брата. Желая вразумить отшельника, Господь явился ему в видении распятым на Кресте. Как только отшельник намерился поклониться Ему, ангелы не допустили его, и был Божий голос, обращенный к осудившему: «Куда повелишь поселить этого брата - во ад или в рай?» Затем Спаситель произнес такие грозные слова: «Удалите его отсюда, он антихрист, потому что осудил эту душу прежде Моего суда». Мало того, Господь повелел снять с отшельника мантию. Придя в себя, этот отшельник много плакал о своем грехе, не вкушал ни хлеба, ни вареной пищи. И только на седьмой год, после многих подвигов, ангелы снова надели на него ту мантию, которая была снята [8]. Вот как тяжек перед Господом грех осуждения. И если этот отшельник, осудив одного человека, столько лет умолял Бога о прощении этого греха, то сколь сугубому суду и наказанию Божию подвергаем себя мы, погрязшие в этом пороке!

Преподобный Иоанн Мосх увещает нас стяжать неосуждение и показывает великую пользу его на следующем примере. Один инок, живя в монастыре, не заботился об исполнении своих монашеских обетов, но когда он умер, то все думали, что его участь за гробом будет плачевной. И вот однажды во время проскомидии его духовный отец, вынимая из просфоры частицу об упокоении его души со словами: «Помяни, Господи, новопреставленного раба Твоего», увидел этого умершего инока перед собой. Старец спросил его: «Как ты здесь оказался и как прошел мытарства?» Он отвечал: «Как молния». И далее рассказал: «Когда моя душа отделилась от тела, ее взяли ангелы и принесли к Богу, и я слышал слова от Него: «Я Законодатель и Законоисполнитель. Я дал закон: «Не судите, да не судимы будете». Вот этот инок, хотя и жил небрежно, но во всю свою жизнь никого не осудил, а поэтому поместите его душу в Царствии Небесном» [9]. Будем каяться пред Богом и просить: «Господи, прости нам грех осуждения».

Теперь посмотрим, какие еще грехи мы совершаем против самих себя. Прежде всего, время, данное нам Богом для спасения души, мы тратим лишь на суетные дела. Мы согрешаем привязанностью к богатству, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, скупостью, пристрастием к вещам, смехотворством, увлечением играми и зрелищами, недостойным причащением Святых Христовых Таин, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. И счастлив бывает тот человек, который находит еще в себе силы остановиться на этом страшном пути, опомниться и не допустить своей духовной гибели и смерти.

Велика, отцы, братия и сестры, тайна времени. Будущее невозможно предвидеть, прошедшее невозможно вернуть, мы живем только в настоящем. А какое оно? — Оно, как остров, всегда окруженный темными бушующими волнами. Настоящее быстротекущее время дано нам для того, чтобы мы приготовили свои души для будущего, для вечности. Каждая прошедшая минута приближает нас к переходу в иной мир. Наступит час, когда мы предстанем на суд Божий, и великий ужас и страх обымет нас, взирающих, как книги нашей жизни раскрываются, дела наши взвешиваются на весах правосудия Божия, а мы, безответны, стоим пред всевидящим оком Праведного Судии.

Да избавит нас Господь от этой страшной участи!

Господь создал человека по Своему образу и вложил в него стремление к святости, определил его сердце быть домом Святого Духа. Но мы согрешаем пред Ним тем, что осквернили и душу и тело блудными делами и нечистыми помышлениями, прелюбодеянием, страстным осязанием тела своего и другого пола, засматривались на лица другого пола и через это развивали в своей душе плотское вожделение и воспламенение плотской страсти. Согрешили невоздержанием в супружеской жизни и несохранением верности, советованием ко греху и насильственному истреблению плода из чрева. Согрешили словом, делом, помышлением и всеми своими чувствами душевными и телесными.

Все эти страшные грехи окончательно убивают в нашей душе все святое и доброе. Они делают ее мертвой пред Богом, и притом мы являемся убийцами не только своей души, но и тех, кого склоняем на эти мерзкие грехи. Нужно нам осознать это, принести чистосердечное раскаяние в названных грехах и больше не повторять их. Наши тела суть храмы живущего в нас Духа Божия (1 Кор. 6, 19), и мы не должны храм Божий обращать в жилище нечистоты.

Как нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит в могилу, говорит один из святых отцов, так и нечистые, греховные мысли, а тем более самые дела наши греховные оскверняют душу, заражают ее грехом и препятствуют проникновению в нее благодати Божией, без которой душа умирает вечной смертью.

Будем каяться пред Богом о нашем падении. Господи, прости нас грешных! Все перечисленное здесь далеко не отражает нашего общего греховного состояния. У каждого из нас имеются еще многие другие грехи. Их-то мы и должны исповедать духовнику, когда будем подходить для получения разрешительной молитвы. Пусть ни один грех не останется скрытым в нашей душе по «забвению или ложному стыду». Да и можем ли мы скрыть грехи свои пред всевидящим Богом? Адам хотел скрыться от Него в деревьях рая, но был обличен Господом в преступлении заповеди. Пророк Иона хотел бежать от лица Бо-жия в другой город, но уразумел волю Господню в морской пучине. «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу?» - провозглашал древле святой Псалмопевец (Пс. 138, 7).

Если же кто утаивает грехи на исповеди, то хотя и слышит от духовника: «Прощаю и разрешаю», но Дух Святой как Сердцеведец не простит и не разрешит его. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Будем во грехах своих не людей стыдиться, но убоимся, как должно, Бога, Который и ныне видит дела наши, и в будущем веке накажет непокаявшихся» [10].

За утаенные грехи человек еще здесь, на земле, мучим бывает злой силой, а по смерти подлежит вечным мукам. Об этом многократно напоминают нам святые отцы.

Да будет отныне у нас усердное и неослабное попечение о своей душе; она у нас одна, и время жизни одно. Пока еще не постиг нас час смертный и суд, будем непрестанно воздыхать из глубины сердец наших, как смиренный мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному». И Господь не отринет нашу молитву, не премолчит наших воздыханий и слез, но непременно дарует нам прощение грехов наших и вместе с ним духовное утешение и ободрение. Аминь.
Оптина пустынь
В описываемое время игуменствовал ближайший ученик и помощник Игумена Макария схиархимандрит

Оптина пустынь
Для всех, ищущих спасения, Господь показал путь – исполнение Его заповедей, во Святом Евангелии

Оптина пустынь
Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его - Ровель. Перед зачатием Иуды мать увидала

Оптина пустынь
Однако сладостей хотелось сейчас и немедленно. И вот Вера взобралась на стул, открыла дверцу

Оптина пустынь
"Ничто, ничто не помогает столько к получению исцеления от язвы, нанесенной грехом смертным, как

Оптина пустынь
Нам следует помнить, что все мы от купели крещения облеклись, по слову Апостола, во Христа для

Оптина пустынь
Огарок свечи догорал, и тьма вокруг аналоя сгущалась. Пустынный разрушенный храм – и вокруг на

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2015   Оптина пустынь - живая летопись