на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 11 февраля
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Людмилы, Анатолия, Алексия и Иулии, Павла, Фотинии, Сергия. Об упокоении Георгия, Анны, Вадима, Михаила. Спасибо.

  • 7 февраля
Прошу вас помолиться о здравии Наталии, Сергия, Алексия и Иулии, Виталия, Анны, Рустика, Павла, Фотинии. Об упокоении Георгия, Алексия, Евгении, Татианы, Марии. Спасибо.

  • 7 февраля
Прошу молитв за р.Б Дениса, у него апато-абулический синдром, нейролептическая депрессия, помогите встать на ноги, чтобы просто работать. Финансы на себя взяла жена - семья ели тянет с деньгами.

  • 5 февраля
О здравии Владимира.

  • 5 февраля
о здравии болящей р.Б Татианы

  • 5 февраля
Помогите р.б Александру - деменция, инсульт, практически не может двигаться, почти не справляется с ним Р.Б Татиана, очень мучается с ним.

  • 4 февраля
Прошу Вас помолиться о рабе Божьем Денисе, он страдает от навязчивостей и разрыва сна, человек практически не может работать. Помогите кто может.

  • 4 февраля
Здравствуйте, помолитесь о болящей р.Б. Нине. Боли не проходят.

11-11-2018, 00:15

Уныние – смерть


архим Тихон АгриковВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть... [1]. Такими словами Господь наш Иисус Христос призывал Своих учеников к духовному бодрствованию, трезвению перед тягчайшими искушениями, перед преданием Его на суд и крестную смерть. И все же ученики в страхе разбежались, несмотря на то, что недавно ходили за Господом и верили Ему, горячо любили Его.

Возлюбленные братия и сестры, мы с вами тоже идем за Господом, Спасителем нашим. Он призывает нас к высокой духовной жизни, и надо сказать, что это дело совсем не простое. Духовная жизнь требует трезвения, свежести сил, бодрости духа, ясности ума. Трезвение особенно необходимо нам, живущим среди соблазнов и искушений грешного, безбожного мира. Враг во всем старается смутить нас, незаметно отвести от Бога и погубить. И тяжело нам порой бывает, но все козни диавола не страшны, пока мы сами не отступаем, пока воля наша направлена к добру, пока твердо наше доброе произволение. Даже если по немощи человеческой грешим, мы можем легко встать и исправиться, если есть к тому стремление и надежда на Бога. Но бывает такое состояние души, надо сказать, крайне опасное для спасения, – это состояние уныния. Для подвижника нет ничего страшнее его. По выражению преподобного Иоанна Лествичника, это – «духовная смерть», которая порождает все злое и различные искушения. Уныние расслабляет духовные и телесные силы, омрачает жизнь, отнимает радость и мир душевный, подавляет в душе всякое доброе чувство и совершенно мертвит человека.

«Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека», – говорит Премудрый [2].

По дороге идет путник. Ему далеко идти, он спешит к своей цели. Вдруг ясный день меркнет, тучи застилают солнце, от мглы и холода наступает как бы ночь среди дня... и человек не знает, куда ему направлять свои стопы. Он может совсем сбиться с дороги, заблудиться и погибнуть. То же ощущение бывает, когда внезапно душу охватывает беспросветная печаль, леденящая сердце, покрывающая мраком все и вся. Как это опасно! Это губительно может отразиться на душе. Подобное чувство, несомненно, знакомо каждому из нас, даже верующим. Можно сказать, что уныние особенно характерно для тех, кто горячо и ревностно ищет спасения своей душе. Бывает оно от того, что благодать Божия оставляет душу. Господь скрывает от нее Свою благодать, чтобы научить человека смирению, чтобы он проявил свою решимость в борьбе со страстями. Ведь они-то и становятся причиной уныния. «Страстей мя смущают прилози; многаго уныния исполнити мою душу...» [3]. Грехи, искушения, помыслы, нечистые и страстные, – вот то, что томит и мучает сердце христианское, ввергает его в уныние.

Но не надо поддаваться ему, дорогие мои. Тут-то и следует особо трезвиться и подвизаться. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что ничто не доставляет столько венцов подвижнику, как мужественное терпение от уныния. Ведь путь спасения – нелегкий путь, и всем без исключения приходится бороться и воевать за свою душу. Без искушений и трудностей не обходился никто. Самым великим подвижникам ведомы были моменты тяжелой борьбы, испытаний и уныния. А уж нам-то и подавно знакомо это чувство. У нас ведь столько грехов, так плохо мы живем, так худо спасаемся, что настоящей духовной радости не хватает каждому. Бывает, что крест такой посылается человеку, такое постоянное внутреннее томление, беспокойство, страх, печаль. Тем более что и враг-то наш не дремлет, пользуется нашим смущением и внушает свое: мол, все равно не спасешься, погибнешь, ничего у тебя не получается, не стоит и стараться, брось все, живи как хочется, как все живут и не думай ни о чем. И очень многих он губит такими внушениями. Ведь проще всего махнуть на все рукой и идти широким пагубным путем. Так тяжело порой бывает, немилыми кажутся самые дорогие люди, хочется от всех бежать. А Господь призывает к другому, Господь призывает к терпению.

Про одного инока рассказывают, что девять лет его беспокоил помысл, побуждавший уйти из монастыря. Он каждый вечер собирался наутро уйти и каждое утро говорил себе: «Ради Господа потерплю еще день, уйду завтра». Девять лет провел он в такой борьбе, и после этого избавил его Господь от этого искушения.

Возлюбленные братия и сестры, бывает, что уныние, как внезапная губительная буря, налетает на душу вследствие какого-либо несчастного случая, при потере дорогих людей, при потере чести, доброго имени, здоровья, имущества и тому подобного. Да мало ли что случается в жизни! Но унывать и тут не должно. Уныние только обличит наше маловерие, малодушие. Почему некоторые люди переносят несчастья с терпением, даже с благодарностью Богу, а другие ропщут, ожесточаются? Потому что вера этих – других – не глубокая и преданность воле Божией не крепкая.

А еще, и это очень пагубно, уныние бывает, возлюбленные братия и сестры, от нашей собственной лености. «Скука – унынию внук, а лени – дочь, –говорил старец Амвросий Оптинский. – Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись». Хотя совет этот и дан в полушутливой форме, но он вполне правилен. Все святые отцы говорят, что, во-первых, молитвой, особенно псалмопением, прогоняется уныние. Унынию никак нельзя поддаваться, нельзя опускать руки и нарушать молитвенное правило, нельзя пренебрегать своими обязанностями, оставлять необходимые занятия.

«От уныния врачует терпение и надежда и то, чтобы делать свое дело (несмотря на апатию ко всему) со всяким самопринуждением, из страха Божия», – говорит преподобный Нил Синайский. И в другом месте добавляет: «Молитва есть врачевство печали и уныния». А если душа настолько омрачена, настолько подавлена унынием, что не имеет сил молиться, не находит слов и мыслей, надо обратиться к слову Божию. Надо взять Святое Евангелие и прочитать страницу, две или больше, и в душу вольется благодатная сила, утешение и свет Божией правды. Можно даже просто поделиться с кем-либо из людей духовных, открыть свою печаль, и душеполезная беседа с благочестивым человеком облегчит измученную душу.

Если же уныние крепко держит душу, если попущением Божиим враг мучает и томит нас долговременной печалью и сильно нападает, всевая греховные помыслы, то надо спешить к Таинствам Святой Церкви, особенно к святому Таинству Покаяния и Причащения. Благодатный огонь Святых Христовых Тайн согреет и просветит нашу печальную душу, отгонит от нее страх и сомнение, водворит мир и тишину, если мы будем приступать к ним с должной подготовкой, с искренним покаянием и молитвой о помощи.

Возлюбленные братия и сестры, все сказанное относится к нам, людям верующим. Но есть уныние еще более страшное – уныние безверных миролюбцев. Скольких людей губит оно окончательно, скольких толкает на чудовищные преступления и грехи, скольких доводит до отчаяния или до богоборчества. Ведь вот бывает, что человек порочный чувствует, что живет не так как должно: совесть обличает его, постоянно тревожит, точит, как червь. Растет в сердце тайная тоска. Напрасно он старается заглушить этот внутренний голос увеселениями и безудержным разгулом: душа ищет большего, чем эти суетные развлечения. Душа ищет, чем заполнить свою пустоту, как обрести смысл жизни, найти выход из томления. Но, дорогие мои, без Бога нет выхода, нет разрешения всех наших жизненных затруднений, нет смысла и цели в жизни. А человек без веры в Бога, в вечную жизнь, без страха суда Божия – такой человек совсем отчаивается, ему и жизнь-то не мила.

Темной ночью мчится поезд. На повороте, за углом железнодорожной будки притаился человек. На его лице можно прочесть страдание, муку, а вместе с тем – отчаянную решимость. Он так измучен жизнью, так несчастен. «Но сейчас конец всему», – думает он. Грохот поезда все ближе и ближе, вот он совсем рядом... один миг, рывок и... человек бросается под колеса... Несчастный! Какая страшная смерть! Какой ужас и какие ужасные последствия в вечности!.. И что за причина такого поступка? В кармане изорванной в клочья одежды нашли записку: «Никого не винить, я сам решился на это. Жизнь пуста, бесцельна, бессмысленна, душа мучается... Лучше со всем покончить».

Господь да сохранит каждого человека от такой страшной решимости. Это не для нас, возлюбленные братия и сестры. Мы сейчас слышим слова молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух... уныния... не даждь ми». Вместо губительного, тягостного уныния пусть будет в нашей душе живая, светлая надежда на Бога, вера, терпение, любовь, доверие к Господу нашему Иисусу Христу. Он наш Господь и Владыка жизни. Он все строит по Своей премудрой воле. Пусть не отлучают нас от Него ни несчастья, ни испытания, ни тяжелая борьба, ни коварные вражьи искушения – ничто.

Если обступают нас тяготы внешние, если томит что-то внутри, если печали и уныние, как самые страшные волны этого бурного житейского моря, грозят потопить душу, будем, возлюбленные братия и сестры, молиться, как святой апостол Петр: «Господи! спаси, погибаю...» [4]. «Дух уныния не даждь ми. Я и так слаб, нелегко мне спасаться, а враг силен... помоги!» И Господь услышит нас, подаст нам руку помощи. А с Ним мы не поколеблемся, уверенно пойдем по пути терпения, духовного бодрствования, светлой надежды и дальнейшего совершенствования. Аминь.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 26, 41.

[2] Притч. 25, 20.

[3] Канон молебный к Богородице. Песнь 1.

[4] Мф. 14, 30.



Архимандрит Тихон (Агриков)
Оптина пустынь
В четырех отношениях должно тебе блюсти совесть свою безукоризненною: в отношении к Богу, к себе

Оптина пустынь
Старец такой рассказ: "На Афоне у одного монаха был скворец, говорун, которого монах очень любил,

Оптина пустынь
Велико было его незлобие и прощение врагов, велико было его терпение в ссылке, где выносил он

Оптина пустынь
Вспомним и другую святую семью, уже практически современную нам. Семью Царственных новомучеников

Оптина пустынь
Некоторый муж, по имени Исидор, из князей города Александрии, отрекшись мира, удалился в

Оптина пустынь
"...Ибо многие делают добро, но не от веры, потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от

Оптина пустынь
Возлюбленные братия и сестры, чувствуете ли вы, что эта притча сказана для нас с вами, не для

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись