Афонский старец Даниил Катунакский
по свидетельству преп. Иустина Челийского (Поповича), 1927 г.
Когда Вселенский Константинопольский Патриарх (Василий (Георгиадис), последователь патриарха-масона Мелетия (Метаксакиса)) разослал всем Православным Церквям приглашение на Вселенский Собор; это побудило благочестивого старца Даниила (1846-1929) в мае 1926 года написать книжечку: «Глас со Святой Горы о намериваемом Вселенском Соборе» (издание Дим. Фарантоса). Книжечка эта вся проникнута смирением, но смирением, живущим ревностью за Церковь Христову в мире.
В своем творении старец Даниил пишет:
«Особенно соблазняет и возмущает не только простых людей, но и людей образованных, то, что Вселенский Патриарх в призыве на Вселенский Собор объявляет программу проведения Собора, где главным предметом является пересмотр (ревизия) целокупного церковного законодательства и его приспособление к современному положению Церкви; а кроме того и ревизия литургических и церковных книг, Типика, обрядов, святых богослужений, празднования воскресения и других праздников, поста – виды и длительность поста, а также вопросы, касающиеся светской одежды, музыки, житий Святых, священнического брака, священнической одежды в храме и вне храма, монашества и монастырей; желают пересмотреть и другие церковные или богословские вопросы: и вопрос о Евхаристии, и календарный вопрос, и Пасхалию, и объединение "церквей".
История Церкви не знает подобных поводов для созыва Вселенского Собора. Из безпристрастного изучения деяний Святых Соборов видно, что Святые Соборы проводились тогда, когда на горизонте Церкви появлялись опасные волки – страшные ересиархи, которые травили Христово стадо, и на Соборах осуждались злые учения ересиархов, и утверждалось Православие.
Изучение трудов Святых Вселенских Соборов показывает, что для созыва и проведения Святого Собора существует четыре характерных особенности:
- первая характерная особенность заключается в том, Вселенский Собор проводится не по заповеди папы или какого-либо патриарха, но по заповеди царя;
- другая особенность – сначала идет дискуссия о вере, а затем выносится и догматическое определение;
- третья – все принятые решения и догматы, и каноны должны быть православными и находиться в согласии со Священным Писанием и предыдущими Вселенскими Соборами; и
- четвертая – все решении, принятые на Вселенском Соборе, должны быть приняты всеми православными патриархами и архиереями.
В программу работы Вселенского Собора, которую предлагает Вселенский Патриарх, не входят вопросы о душепагубных явлениях и организациях, которые представляют серьезную опасность для Православной Церкви, такие как: коммунисты, социалисты, хилиасты, лютеро-кальвинисты, папопоклонники униаты, материалисты и другие суеверия, но предлагается ревизия целокупного церковного законодательства.
Предположим, что намериваемый Вселенский Собор состоится и примет решения, но потребуется подтвердить или санкционировать их верой всех верных, ведь по слову богоносного Максима Исповедника: "Соборы санкционирует истинная вера, и правильность догматов дает ценность Соборам", а это значит, какие бы решения не вынес Вселенский Собор, они только тогда станут обязательными и подтвердятся, когда будут находиться в согласии с православными догматами и Святым Преданием.
Сопоставляя с прошлыми Вселенскими Соборами, очевидно, что этот намериваемый собор созывается не из догматических побуждений или ради защиты веры. Созывается ради многогранной ревизии, которая, если бы совершилась, то явилась бы попущением малодушным и ленивым христианам, которые не терпят строгих постов и длительных богослужений и кроме того выражают приспособленчество к чужим обычаям еретиков, чтобы достигнуть мнимого объединения "церквей". Если предлагаемую ревизию рассмотреть с точки зрения Святых Канонов Церкви и действительного общего расположения и народного суда, то она не только не может быть успешной, но неизбежно вызовет великие потрясения и скандалы».
Затем старец Даниил дает свои предложения для программы Вселенского Собора. Прежде всего, он удивлен вынесением вопроса о Евхаристии и отклоняет его, так как Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, с верою принимает Честные Дары, освященные молитвой о призвании Святаго Духа и благословением священнослужителя. «Не внесен ли этот вопрос ради угождения римо-католикам?» – вопрошает Вселенского Патриарха святогорец.
Следующим пунктом старец Даниил отклоняет пересмотр литургических церковных книг, Типика и остальных. Такой пересмотр недопустим, так как по этим книгам Церковь совершала богослужения, жила и живет до сих пор. Книги эти признаны святыми Отцами, которые отличались высокой образованностью и необычайным благочестием, подтверждены Священным Писанием и Вселенскими, а также Поместными соборами и освящены благодатью Святаго Духа, который грешить не может.
Старец Даниил также исключил из программы вопросы о времени богослужения, о праздновании Пасхи и других дней, о посте и его длительности. Ревизия этих установлений означала бы, что мы пошли широким противоевангельским путем, чем бы приблизились к еретикам.
Далее рассматривая предлагаемую программу Вселенского собора, включающую вопросы о монастырях и монашестве, об одежде клира в храме и вне храма, о браке священников, о музыке, житиях Святых, старец Даниил особо обращает свое внимание на желание провести ревизию по вопросу монастырей и монашества.
Под влиянием протестантских воззрений на монашество и у неких «православных» явилось желание пересмотреть монашеский обет – жизнь. Но монашеская жизнь имеет самую возвышенную миссию и является одним из главных средств, которым Церковь Христова сохраняла себя и стадо Христово от всякой ереси и погибели, поэтому здесь ревизия не допустима.
По вопросу календаря старец Даниил говорит, все уже решено на Первом Вселенском Соборе. Постановлено четыре неизменных решения: 1) Пасха никогда не празднуется вместе с еврейской пасхой; 2) Празднуется после весеннего равноденствия; 3) Празднуется после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием; 4) Пасха празднуется сразу после первой недели от весеннего равноденствия.
Из всего этого следует, что предложение о ревизии календаря не означает ничего другого как упразднение решений Первого Святого Вселенского Собора. Кроме того, принимая изменения, предложенные сторонниками нового стиля, невозможно не столкнуться с их противоречием правилам Святых Апостолов, законам и канонам Святых Вселенских Соборов, особенно Первого.
В программу, наконец, внесено было экуменическое объединение «церквей», которое старец Даниил также отклоняет: будто бы наша Православная Церковь должна принять все отхождения от Истины ради тех, кто хочет к ней присоединиться. Но это неприемлемо для Святой Церкви Христовой.
В конце своей книжечки старый монах Даниил с полным убеждением повторяет мысль уважаемого профессора Афинского Университета Е. Меслоре: «Правосланая Церковь не имеет потребностей в реформации». Старец Даниил, в завершении своих мыслей, предлагает вместо ревизии провести Вселенский или Поместный Собор для уничтожения злых явлений коммунизма, социализма, хилиазма, униатства и материализма.
Преподобный Иустин Челийский,
1927 год