Вопрос. Для чего Бог попускает диаволу искушать нас нашими страстями?
Ответ. Святой Максим пять причин тому полагает:
1. Да борими и противуборющеся в рассуждение добродетели и злобы прийдем. 2. Да борением и трудом добродетель стя-жавше, известну сию и неотпадну возымемы. 3. Да преспе-вающе в добродетели, не высокомудрствуем, но навыкнем смиренномудрствовати. 4. Да искусившеся злобою, совершенною ненавистию оную возненавидим. 5. Да безстрастны сотворшеся, не забудем своея немощи, ниже силы помогшего Бога.
Вопрос. Не имеет ли к страстям склонности и собственное сердце наше?
Ответ. Оно весьма склонно, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8, 21).
Вопрос. До какой степени люди побеждаются иногда своими страстями?
* Пленица (ц-сл.) - косма, тоесть кудри, кудрявые волосы.
Ответ. До такой, что многие люди страсти сии обоготворяют. Язычники, обоготворяя страсти, похоть студную нарекли Венерой, ярость — Марсом, пьянство — Бахусом... Есть и такие люди, у которых, по выражению апостола, и чрево богом бывает (Флп. 3, 19), и сребролюбие — идолослужением (1Тим. 6, 10).
Вопрос, Кому подобен работающий злым страстям?
Ответ. Безсловесным животным: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13).
Вопрос. В таком состоянии приятен ли человек Богу?
Ответ. Нет! Не вечно Духу Моему быть пренебрегавмым человеками (сими), потому что они плоть, — рек Бог о развращенных, живших прежде потопа (Быт. 6, 3).
Вопрос. А людям?
Ответ. И добродетельные люди отвращаются преданных злым страстям, как скоро видят, что нет надежды к их исправлению.
Вопрос. Какой вред происходит от людей, подверженных злым страстям?
Ответ. Как зараженные моровой язвой губят себя и других, так и зараженные страстями своими себе и ближним наносят вред.
Вопрос. Чем такие люди сами себе вредят?
Ответ.
1. Лишаются благодати Божией, света и силы, необходимых к соблюдению Закона Господня и вообще к деланию добрых дел.
2. Впадают в безбожие, в ереси, во многие пороки и беззакония.
3. Навлекают на себя мщение Божие.
4. Лишаются временных благ.
5. Впадают в многоразличные скорби и болезни.
6. Умирают лютой безвременной смертью.
7. И, наконец, в радость праведных не внидут, но с нечестивыми осудятся на вечные муки, уготованные диаволу и
ангелам его.
Вопрос. А чем вредят они своим близким?
Ответ. Иных озлобляют, гонят и убивают, а иных растленным житием своим и злыми советами развращают. Но блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1).
Вопрос. Чем остановить столь душевредное угождение злым страстям?
Ответ. «Уклонися от зла и сотвори благо, сиречь борися со врагом (злым духом), да умалиши страсти. Потом трезвися, да не возрастают. И паки борися, да стяжеши добродетели. Посем же трезвися, да оные сохраниши. И сие есть, еже делати и хранити», - говорит св. Максим.
Вопрос. Для чего это надобно?
Ответ. Поелику ты человек, то неприлично жить проти-ву словесного естества своего, безсловесно. Поелику же раб Христов, то непристойно быть рабом безчестных страстей.
Вопрос. Разве не можно отчасти угождать Богу и отчасти — своим страстям?
Ответ. Нет! Яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин. 8, 34). Никтоже может двема господинома работати... Не может Богу работами и мамоне (Мф. 6, 24). Сущий же во плоти растленною жизнию, Богу угодити не могут (Рим. 8, 8).
Вопрос. Всякий ли человек должен побеждать греховные свои страсти?
Ответ. Должен всяк:
1. Потому, что Небесный Творец для того единственно и создал всех нас, да живем безстрастно: того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде у готова Бог, да в них ходим (Еф. 2, 10).
2. Потому, что падших нас не оставил погибнуть до конца, но дал нам в руководство безстрастию закон Свой: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9).
3. Потому, что к житию добродетельному возбуждает нас через пророков, из коих один взывает: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15).
4. Потому, что напоследок дней благоволил ниспослати нам Единородного Сына Своего, да из тьмы и сени смертныя плененныя страстьми изведет во отраду безстрастия (Лк. 4, 18).
5. Потому, что Сын Божий за грехи наши от беззаконных был мучен и на Кресте поносную претерпел смерть, да освободит нас грешных от мучительства страстей (Тит. 2,14).
6. Потому, что все мы при святом Крещении отреклись сатаны и всех дел его, а сочетались Христу, требующему жития добродетельного. При пострижении же во иночество паки даем обеты к житию безстрастному.
7. И, наконец, потому, что пространные врата и широкий путь вводят нас в пагубу, а узкие врата и тесный путь — в жизнь вечную (Мф. 7, 13).
Вопрос. Чем же можно обуздывать стремление злых страстей?
Ответ. Страхом Божиим, который рождается:
1. От размышления о вездесущии и правосудии Бога, многих во гневе Своем каравшего и многих карающего самим действием страстей их.
2. От воспоминания о смерти и ожидания суда Христова и Небесного Царствия или вечных во аде мук. Как говорит св. Максим: «Воздерживаемся от страстей или страха ради человеческого, или страха ради Судного, или будущего ради мздовоздаяния, или любви ради Божией, или совести ради биющей».
ВРАЧЕВСТВО
в вопросах и ответах
от священного писания
и от писаний святых отцов
для пользы обуреваемых страстями
По благословению
епископа ВЛАДИМИРА,
наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры