Вопрос, Что в подвиге против страстей всего более потребно?
Ответ. Присутствие благодати Божией, да вразумляет и укрепляет нас в духовном этом подвиге. Ибо человек своею силой ничего доброго сотворить не может Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти (Флп. 2, 13). Благодать же приобретается смирением и непрестанной молитвой. При благодати Божией нужны также старание и труды.
Вопрос: Как вообще надо вести себя, чтобы очиститься от страстей при помощи благодати?
Ответ.
1. Имея в сердце своем страх Божий, трезвись и бодрствуй всегда умом твоим, да вразумляемый и укрепляемый благодатию и вооруженный молитвой, удобнее можешь поражать мечом слова Божия злые помыслы, влагаемые духом злобы, в самом их начале. От трезвения ума силы страстей видимо ослабевают и злые помыслы, яко дым исчезают.
2. Убегая праздности, всегда занимайся благословенными трудами и чтением слова Божия, и писаний святоотеческих, а особливо тех, которые научают подвигу против страстей.
3. Имей духовного наставника, словом и делом вразумить могущего, каким образом против которой вооружаться страсти и чем которую побеждать. Чистосердечно и почасту открывай все свои помышления и сердечные пожелания, дабы он мог тебя вразумлять и утверждать в духовном твоем подвиге, ибо те, имже несть управления, падают, ока листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11, 14). При искусном наставнике боримый страстями никогда не следуй своей воле и разуму, да не падешь увлеченный самочинием: но последуй наставлению, последуй воле и разуму своего наставника.
4. От безстрашных и развращенных удаляйся, да не навыкнешь с ними угождать порочным страстям своим. Также удаляйся и от тех вещей, случаев и причин, которые возбуждают в тебе страсти.
5. Если побежден будешь какой-либо страстью, не медли ополчиться и восстать на нее взаимно, ибо легче исторгнуть молодое растение, нежели с корнем вырвать застарелый терн. «Якоже новая, еще теплая рана скоро исцеляется, так чрез долгое время пренебреженные в душе нашей язвы (страсти) противное тому являют, хотя их и лечить станут» (св. Иоанн Лествичник). 6. Хотя и многократно случится тебе от действия страстей преткнуться, не расслабляй себя отчаянием, но, восстав тотчас же от падения, опять мужественно против них ополчайся, призывая в помощь Всесильного Бога и умоляя к ходатайству о себе тех святых, кои бывше некогда подобострастны нам, теми же страстьми обладаемы были.
Вопрос. Можно ли вдруг избавиться от страстей?
Ответ. Нет! Не все страсти да бореши вдруг, яко да не уклонивыйся вспять обратишися, и не управлен обрящешися во Царствие Небесное, но к единой коейждо борися от страстей.
Вопрос. Какая тому причина?
Ответ. Нередко бывает, что человек в начале своего подвига, желая победить страсти свои вдруг, но видя их, как волны одну за другой восстающие и во глубину зол его погружающие, смущается, приходит в недоумение, сокрушается, расслабевает, а потом и вовсе отчаивается. И для того не против всех вдруг, но сперва против той ополчайся страсти, которая всех более тебя побеждает. Гнев ли нарушает внутренний твой покой — преодолевай его. Плотская ли страсть более борет тебя — все силы и средства употребляй, чтобы погасить пламень студной похоти. И когда Бог поможет уцеломудриться, не дремли, но и другие страсти с помощью Божией покоряй разуму.
Вопрос. Как узнается присутствие страсти?
Ответ. Посредством помыслов. «Якоже бо ум алчущего мечтает о хлебе, а жаждущего о воде, тако и чревообъястно-го — о различных брашнах и питиях, и сластолюбивого — о лицах женских, и тщеславного - о почестях, яже от человек, и сребролюбивого — о приобретениях, и памятозлобного — об отмщении опечалившему, и завидливого — об озлоблении завидимых. От страстей бо смущается ум, приемлет страстные помышления», — говорит св. Максим.
Вопрос. Нет ли в нас страстей, сокрытых иногда от нас самих?
Ответ. Многие страсти в душах наших сокрыты. Ежели нет вещей или причин, возбуждающих страсти, то они действия своего не оказывают... Когда же будут рядом вещи или возникнут причины, тогда и страсти действие свое окажут.
Вопрос. Какие же причины страстей?
Ответ. Сладкие снеди, разных родов напитки, красивые лицом женщины, большие деньги, имения, честь, слава и пр.
Вопрос. Какой признак того, люблю ли я страсть или нет?
Ответ. «Знамение есть: яко волею кто действует страсть, — егда обличаем или исправляем, о той смущается. А еже без смущения сносити, еже о ней обличение и исправление, — знамение есть, яко неволею побеждается страстью или неведением падает», — говорит св. Дорофей. «Ненавидяй страсти, отьемлет их вины (т. е. причины, — прим. ред.); в винах же (здесь — в пороках. — прим, ред.) пребываяй — и нехотя ратуем (осаждаем. — прим. ред.) бывает», — рек св. Марк Подвижник.
Вопрос. Что еще надобно знать для обуздания злых страстей?
Ответ. Надобно знать те главные страсти, от коих все пороки и беззакония, яко от злых корней злые ветви, прозябают.
Вопрос. Сколько главных страстей?
Ответ. Восемь: чревоугодие, блудодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Вопрос. Из восьми которые суть коренные?
Ответ. Чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, ибо от сих трех и прочие пять рождаются.
Вопрос. А сии три от чего?
Ответ. От самолюбия. «Внемли себя от матери злых самолюбия, еже есть телесных безсловесное любление. От сего бо рождаются первые страстные три помысла: чревобесия, сребролюбия и тщеславия, от них же рождается всяк злых собор», — утверждает св. Максим.
Вопрос. Не нужно ли мне знать подробно о каждой из сих страстей?
Ответ. Весьма нужно. Начнём беседу о самолюбии.
ВРАЧЕВСТВО
в вопросах и ответах
от священного писания
и от писаний святых отцов
для пользы обуреваемых страстями
По благословению
епископа ВЛАДИМИРА,
наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры