на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 25 марта
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Алексия и Иулии. О трудоустройстве Анны. Об упокоении Георгия, Татианы, Евгении, Алексия. Спасибо.

  • 23 февраля
Прошу помолитесь о рабе Божией Анне, тяжело болящей, форма одержимости; также о здравии сродников Марии и Нины. Спаси Господи!

  • 22 февраля
Прошу пожалуйста помолитесь о здравии Наталии Людмилы Анатолия Алексия и Иулии Сергия Владимира. Об упокоении Георгия Анны Вадима. Спасибо

  • 21 февраля
Прошу Ваших молитв о р.б.Сергии болящем.

  • 18 февраля
Здравствуйте, помолитесь о болящей р.Б. Екатерине.

  • 18 февраля
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Людмилы, Анатолия, Алексия и Иулии, Сергия, Владимира, Александра, Фотинии. Об упокоении Георгия, Марии, Николая. Спасибо.

  • 11 февраля
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Людмилы, Анатолия, Алексия и Иулии, Павла, Фотинии, Сергия. Об упокоении Георгия, Анны, Вадима, Михаила. Спасибо.

  • 7 февраля
Прошу вас помолиться о здравии Наталии, Сергия, Алексия и Иулии, Виталия, Анны, Рустика, Павла, Фотинии. Об упокоении Георгия, Алексия, Евгении, Татианы, Марии. Спасибо.

17-01-2019, 00:04

Из правил духовной жизни святителя Василия Великого


Как узнается гордый и чем врачуется этот грех?

Ответ: Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от этой страсти,  если не оставит всех помышлений о предпочтении, как невозможно разучиться какому-нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать или говорить что-нибудь, относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Это же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока.

 

Что такое смиренномудрие и как его приобрести?

Ответ: Смиренномудрие, по определению апостола, состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшим себя самого (см.: Рим. 12: 10). Приобретает же оное человек, если, во-первых, будет помнить заповедь Господа, сказавшего: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11: 29), что Господь во многих случаях и многими способами показал и преподал, а также будет верить Его обетованию, что смиряяйся вознесется (Лк. 14: 11), сверх же того будет равно во всяком деле и непрерывно прилагать попечение к упражнениям в смиренномудрии и приучать себя к ним. Ибо таким образом, при непрестанном обучении, наконец в состоянии будет утвердить в себе навык к смиренномудрию, как обыкновенно бывает и в искусствах. Но тот же способ для приобретения и всякой добродетели, требуемой по заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

 

Надобно ли искать чести?

Ответ: Мы научены воздавать честь, емуже честь (Рим. 13: 7), а искать чести нам запрещено потому, что Господь сказал: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлющее, и славы, яже от единаго Бога, не ищуще (Ин. 5: 44)? Поэтому искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждения от богочестия, так как апостол сказал: аще бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был [Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым] (Гал. 1: 10). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми, то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной.

 

Чем обличается человекоугодник?

Ответ: когда к хвалящим его оказывает усердие, а для порицающих бывает недеятелен. Ибо если хочет угождать Господу, то всегда и везде будет одинаков, исполняя сказанное: оружие правды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохваление: яко лестцы и истинни[ с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;] (2 Кор. 6: 7,8)

 

Как избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим?

Ответ: Несомненной уверенностью в присутствии Божием, неразвлекаемой заботливостью о благоугождении Богу и пламенным вожделением блаженств, обетованных Господом. Ибо никто пред очами владыки не старается об угождении подобному себе рабу, к безчестию владыки и к собственному своему осуждению.

 

Что значит быть суетным?

Ответ: Все, что предпринимается не ради потребности, но для прикрасы, подлежит обвинению в суетности.

 

В каких словах заключается празднословие?

Ответ: Всякое вообще слово, которое не клонится к предположенной о Господе потребе, есть слово праздное. И опасность подобного слова такова, что, если сказанное и хорошо, но не направлено к созиданию веры, сказавший его не приводит себя в безопасность добротою слова, но тем самым, что сказанное не к созиданию клонилось, оскорбляет Духа Святого Божия. Ибо ясно научил этому апостол, сказав: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию, еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим (Еф. 4: 29), и еще присовокупив: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся [И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления] (Еф. 4: 30). А какое зло – оскорблять Духа Святого Божия, нужно ли и говорить?

 

Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?

Ответ: Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и безпечности от неверия в присутствии Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если бы верил этому, то, без сомнения, исполнял бы сказанное: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся [Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь] (Пс. 15: 8). А кто достиг этого и подобного этому, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры, хотя бы казалось это и хорошим, а не только что-нибудь запрещенное и неугодное Богу.
Оптина пустынь
Григорий Богослов: «Надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и

Оптина пустынь
Величайшая христианская добродетель — любовь. Вера наша в момент, когда мы непосредственно увидим

Оптина пустынь
Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить

Оптина пустынь
 Благое основание отречения от жития мирского составляют незлобие, пост и целомудрие.

Оптина пустынь
Никто ничего не может делать с усердием, если не будет убежден, что это дело принесет пользу. Так

Оптина пустынь
Хорошо ли это? Весьма худо уже потому, что за всякое праздное, тем паче худое слово, по

Оптина пустынь
Но придет время всемирной катастрофы, весь мир запылает в огне. Загорится земля, и солнце, и луна


<
Elliza
17-01-2019 22:39
Информация к комментарию
Хорошие ответы на вопросы, которые не утратили актуальность и сейчас.

<
ivan_sem
17-01-2019 23:40
Информация к комментарию
Из писем святителю Григорию Богослову из Понта
Стараться иметь ум в безмолвии. Как глаз, который постоянно вертится, не может ясно видеть того, что перед ним, так и ум – если развлечен тысячами мирских забот, не может ясно усматривать истину. Так уединенное безмолвие служит началом очищения: когда язык не произносит ничего человеческого, ни глаза не заняты рассмотрением, ни слух не расслаблен песнями, разговорами, шутками, тогда ум, не рассеиваясь по внешним, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге Душа, будучи свободна от земных забот, возвращивает добродетели, которые обязывают всякое дело в жизни исполнять должным образом.

<
Daniil
20-01-2019 13:20
Информация к комментарию
Православие актуально везде и всегда.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись