на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 25 марта
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Алексия и Иулии. О трудоустройстве Анны. Об упокоении Георгия, Татианы, Евгении, Алексия. Спасибо.

  • 23 февраля
Прошу помолитесь о рабе Божией Анне, тяжело болящей, форма одержимости; также о здравии сродников Марии и Нины. Спаси Господи!

  • 22 февраля
Прошу пожалуйста помолитесь о здравии Наталии Людмилы Анатолия Алексия и Иулии Сергия Владимира. Об упокоении Георгия Анны Вадима. Спасибо

  • 21 февраля
Прошу Ваших молитв о р.б.Сергии болящем.

  • 18 февраля
Здравствуйте, помолитесь о болящей р.Б. Екатерине.

  • 18 февраля
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Людмилы, Анатолия, Алексия и Иулии, Сергия, Владимира, Александра, Фотинии. Об упокоении Георгия, Марии, Николая. Спасибо.

  • 11 февраля
Прошу помолитесь о здравии Наталии, Людмилы, Анатолия, Алексия и Иулии, Павла, Фотинии, Сергия. Об упокоении Георгия, Анны, Вадима, Михаила. Спасибо.

  • 7 февраля
Прошу вас помолиться о здравии Наталии, Сергия, Алексия и Иулии, Виталия, Анны, Рустика, Павла, Фотинии. Об упокоении Георгия, Алексия, Евгении, Татианы, Марии. Спасибо.

27-01-2019, 00:56

Преп. Елеазар Анзерский - Козельский молитвенник


преп Елеазар анзерскийУро­же­нец города Ко­зель­ска, сын куп­ца Се­врю­ко­ва, Еле­азар еще в мо­ло­дых ле­тах при­шел в Со­ло­вец­кую оби­тель и, ис­пы­тан­ный по­слу­ша­ни­я­ми, по­стри­жен был в мо­на­ше­ство; стро­гим по­стом, кре­по­стью в мо­лит­ве, глу­бо­ким вни­ма­ни­ем к се­бе са­мо­му он при­об­рел се­бе ува­же­ние бра­тии и лю­бовь игу­ме­на Ири­нар­ха. Рев­нуя слу­жить Гос­по­ду с са­мо­от­ре­че­ни­ем бо­лее тяж­ким, по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Ири­нар­ха уда­лил­ся он на Ан­зер­ский ост­ров, за 20 верст от оби­те­ли, и здесь стал под­ви­зать­ся от­шель­ни­ком, не раз­вле­ка­е­мый ни­кем. Спер­ва жил он на го­ре у озе­ра. Для про­пи­та­ния сво­е­го на пу­стын­ном ост­ро­ве де­лал он сво­и­ми ру­ка­ми де­ре­вян­ные чаш­ки, ста­вил их у мор­ской при­ста­ни, и вре­мен­ные го­сти – мо­ря­ки остав­ля­ли от­шель­ни­ку хлеб и дру­гие съест­ные при­па­сы.

Спу­стя 4 го­да, в 1616 г., по­стри­жен­ный в схи­му, пе­ре­шел он к вет­хой церк­ви св. Ни­ко­лая, по­став­лен­ной для вре­мен­ных тру­же­ни­ков на соле­вар­нях. Здесь по­ста­вил он се­бе ма­лую ке­ллий­ку и жил с Гос­по­дом. Ма­ло-по­ма­лу со­бра­лось к нему несколь­ко рев­ни­те­лей скит­ско­го жи­тия. Пре­по­доб­ный Еле­азар ввел для спо­движ­ни­ков древ­ний чин скит­ско­го жи­тия. Ке­ллии без­молв­ных пу­стын­ни­ков по­став­ле­ны бы­ли в вер­сте од­на от дру­гой. В суб­бо­ту ве­че­ром со­би­ра­лись они для об­щей мо­лит­вы и в сле­ду­ю­щий день, со­вер­шив вос­крес­ное пе­ние, рас­хо­ди­лись по ке­лли­ям для бо­го­мыс­лия. Мо­лит­ва, псал­мо­пе­ние, ру­ко­де­лие по си­ле со­став­ля­ли обык­но­вен­ное за­ня­тие их. О ду­шев­ных сму­ще­ньях от­кры­ва­ли они преподобному стар­цу. Пре­по­доб­ный был не толь­ко ве­ли­ким по­движ­ни­ком, но и лю­би­те­лем ду­хов­но­го про­све­ще­ния. «От мно­го­го Бо­же­ствен­но­го пи­са­ния, – ска­за­но о нем во вклад­ной кни­ге ски­та, – раз­лич­ные по­ве­сти собра и три кни­ги Цвет­ни­ка сво­ею ру­кою на­пи­са уста­вом; та­кож­де и чин мо­на­ше­ско­го ке­лей­но­го пра­ви­ла в пи­са­нии – от ис­ку­су, доб­ре ис­тол­ко­ва». В дру­гое вре­мя пре­по­доб­ный то ко­ле­но­пре­клон­но мо­лил­ся, то ру­бил дро­ва и но­сил их на спине сво­ей. Нема­ло при­шлось ему пре­тер­петь ис­ку­ше­ний то от ду­ха зло­бы, то от лю­дей немощ­ных. Раз явил­ся ему ис­ку­си­тель в ви­де бра­та оби­те­ли с при­гла­ше­ни­ем в оби­тель. По­движ­ник не хо­тел ид­ти в путь преж­де, чем со­вер­шит пра­ви­ло ке­лей­ной мо­лит­вы, и стал на мо­лит­ву. Но ко­гда при­хо­ди­лось ему чи­тать мо­лит­ву Гос­под­ню – «От­че наш», мни­мый брат вы­хо­дил из ке­ллии; по­движ­ник изум­лял­ся и про­дол­жал мо­лить­ся. На­ко­нец, по­сле несколь­ких опы­тов по­вто­ре­ния той же ис­то­рии мни­мый брат ис­чез без сле­да, а по­движ­ник уви­дел, что ес­ли бы от­пра­вил­ся он в оби­тель, то бур­ное мо­ре по­гло­ти­ло бы его.

Царь Ми­ха­ил, скор­бев­ший о том, что не име­ет на­след­ни­ка пре­сто­ла, и узнав­ший о преподобном Еле­аза­ре от преж­не­го ке­ла­ря Лав­ры, а те­перь по­движ­ни­ка Со­ло­вец­ко­го, Алек­сандра Бу­лат­ни­ко­ва, вы­звал стар­ца в Моск­ву и про­сил мо­литв его. Ста­рец ска­зал ца­рю, что ро­дит­ся на­след­ник, и по­сле теп­лой моль­бы стар­ца в 1629 го­ду ро­дил­ся ца­ре­вич Алек­сий. При­зна­тель­ный царь Ми­ха­ил до гро­ба сво­е­го бла­го­тво­рил Ан­зер­ско­му ски­ту. Царь Алек­сий по вступ­ле­нии на пре­стол пред­пи­сал стро­ить ка­мен­ный храм в ски­ту, на­ча­тый по во­ле от­ца его, но по­строй­ка ко­то­ро­го бы­ла оста­нов­ле­на. Он же­лал ви­деть стар­ца лич­но, и ста­рец, уже дрях­лый, опять был в Москве. Ста­рец был об­лас­кан ца­рем. Но в Со­ло­вец­кой оби­те­ли него­до­ва­ли на то, что Ан­зер­ско­му ски­ту предо­став­ле­на бы­ла неза­ви­си­мость от оби­те­ли. Вслед­ствие то­го не толь­ко не окан­чи­ва­лось по­стро­е­ние хра­ма, невзи­рая на цар­ский указ, но сам ста­рец за­клю­ча­ем был в око­вы и тем­ни­цу. Пре­по­доб­ный об­ра­зо­вал из уче­ни­ков сво­их стро­гих по­движ­ни­ков. Та­ков был Ни­ко­дим, быв­ший пре­ем­ни­ком на­став­ни­ка сво­е­го в ски­ту; ве­ли­кий Ни­кон так­же был уче­ни­ком Еле­аза­ра. Ко­гда сей ан­зер­ский скит­ник стал вос­хо­дить со сте­пе­ни на сте­пень вла­сти и си­лы, он де­лал все, что мог, для по­коя преподобного Еле­аза­ра. Бу­дучи мит­ро­по­ли­том, пи­сал он к ар­хи­манд­ри­ту: «по­бе­ре­ги­те Ан­зер­ских стар­цев, стро­и­те­ля и бра­тию», и пред­пи­сы­вал ис­пол­нить прось­бу стар­ца Еле­аза­ра – от­пу­стить в его скит боль­нич­но­го стар­ца Ки­ри­ка; в 1655 г. пат­ри­арх Ни­кон вы­про­сил у ца­ря от­пус­кать в Ан­зер­ский скит бо­лее преж­не­го свеч, ла­да­ну, ви­на и му­ки для цер­ков­ной служ­бы; уста­но­вил быть 17 бра­тьям в ски­ту и по­слал от се­бя се­реб­ря­ные окла­ды на ико­ны и да­ры скит­ни­кам день­га­ми и ры­бою.

Св. ста­рец скон­чал­ся по­сле 40-лет­них по­дви­гов ян­ва­ря 13-го дня 1656 г.

Тропарь преподобному Елеазару Анзерскому, глас 3

Отве́рг пло́ти тле́нная,/ нетле́нных потща́лся еси́ дости́гнути,/ и, ми́ра удали́вся,/ всели́лся еси́ в морски́й о́стров,/ и на нем усе́рдно мно́га ле́та Го́сподеви порабо́тал еси́,/ сего́ ра́ди и да́ры прозре́ния и чуде́с обогати́лся еси́,/ о́тче преподо́бне Елеаза́ре.// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Кондак преподобному Елеазару Анзерскому, глас 1

Я́ко лучу́ тя со́лнечную, Христо́с показа́, преподо́бне,/ сия́ющу во стране́ примо́рстей чуде́с благода́тию,/ уставля́еши бо пла́вающим тишину́ морску́ю, ве́рою моля́щимся тебе́ и вопию́щим:/ ра́дуйся, Елеаза́ре, о́тче наш,// страны́ Беломо́рския похвало́ и утвержде́ние.

Молитва преподобному Елеазару Анзерскому

О преподо́бне о́тче наш Елеаза́ре, Богоизбра́нный нача́льниче и основа́телю безмо́лвнаго и́ноческаго жития́ в пусты́ни А́нзерстей, дарова́нной ти ми́лостию царе́вою, су́щия ра́ди в тебе́ благода́ти проро́ческия. Мо́лим тя мы, смире́ннии и недосто́йнии, испроси́, уго́дниче Бо́жий, у Вседержи́теля Бо́га, в Тро́ице покланя́емаго, Ему́же в дерзнове́нии предстои́ши с ли́ки святы́х, да да́рует стране́ на́шей мир и утвержде́ние, на враги́ побе́ду и одоле́ние, церква́м благостоя́ние и всем лю́дем тишину́, и благоде́нствие, и изоби́лие плодо́в земны́х. Угаси́ моли́твами твои́ми разжже́нныя на ны стре́лы диа́вольския, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная, да, благоче́стно сконча́вше вре́менное житие́, сподо́бимся насле́довати Ца́рствие Небе́сное и ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Оптина пустынь
Но придет время всемирной катастрофы, весь мир запылает в огне. Загорится земля, и солнце, и луна

Оптина пустынь
"Сей род, – сказал Господь своим апостолам о духах злобы, – ничимже может изыти из одержимых ими,

Оптина пустынь
Не так непристойно человеку быть нагим по телу, сколько быть обнаженным от добродетели. При

Оптина пустынь
Питается словом Божиим тот, кто принимает его и его исполняет; тот же, кто отвергает слово Божие и

Оптина пустынь
Уместно ли после сего нам — ученикам Христовым спрашивать: кто установил посты и обязательны ли

Оптина пустынь
Многие говорят: природа принуждает меня ко греху; я люблю Христа, но природа поставляет меня в

Оптина пустынь
Пришел час страшных и неописуемых страданий Его, и опять берет Он с Собой тех же трех учеников –


<
ivan_sem
27-01-2019 22:42
Информация к комментарию
Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий патриарх Никон.

<
KathyPal
29-01-2019 13:27
Информация к комментарию
Русь святая! Храни веру Православную! В ней же тебе утверждение!

<
egorbelov75
29-01-2019 13:31
Информация к комментарию
Не понял, почему Козельский молитвенник.

<
AntonNosov
29-01-2019 13:38
Информация к комментарию
Он родился и вырос в Козельске. Потому Козельск - его родина. Читай внимательнее, Егор.

<
NatashaM
06-02-2019 11:40
Информация к комментарию
Ослепленный ненавистью к человеку, человек замышляет убийство. Поскольку же убийство Бога невозможно, то ослепленный ненавистью к Нему человек вместо убийства прибегает к тому, что он считает равносильным ему, — к отрицанию Бога, которое поистине равносильно самоубийству.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись