на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 30 октября
Прошу молитвенной помощи в трудоустройстве, не могу найти работу 9 лет. Благодарю за Ваши молитвы.

  • 22 октября
Благословите дорогие! Смиренно прошу молитвенной помощи о внуке моем р.Б. МИХАИЛЕ, Прошу у Господа Благословения для него и защиты от всех напастей и тяжб судьбы, от людей, которые извергают агрессию, причиняют ему зло. Очисти его жизненный путь от сильной вражеской зависти и ниспошли с небес спасение души. Прости его грешного и помилуй! Низкий поклон Вам. Храни Вас, Господь!

  • 21 октября
Помолитесь за здравие, Александра, не везёт по жизни, игровая, алкогольная зависимость,много недоброжелателей, зависть и ненависть со стороны!

  • 16 октября
Здравствуйте.Прошу вас помолитесь о здравии Наталии и об упоениии Георгия.Спасибо.

  • 25 сентября
Пожалуйста, помолитесь о здравии Анны и Натальи. Спасибо! Наташа

  • 22 сентября
Molim molitvu za zdravlje moga oca Živana, ima rak pluća.

  • 22 сентября
Просьба помолиться о в.Василии. Спаси Господи.

  • 22 сентября
Просьба молитвы о ЗДРАВИИ: Дмитрия, Елены, Людмилы, Фотинии, Аллы, Алексия, Веры, Надежды.

28-06-2019, 00:32

Почему мы должны учиться рассуждать?


монахиХристианин, просвещенный словом Божиим, не может жить без рассуждения. В душе его обязательно происходит оценка всех его поступков и действий и выносится решение, что есть добро и что есть зло, от чего следует удаляться, а к чему стремиться (1:97). Именно такие рассуждения отрезвляют душу и помогают христианину оставить греховный путь. Если грешник к рассуждению о своих грехах присоединяет мысль и о том, что этими грехами он оскорбляет милосердного Бога и что за это он будет наказан за пределами земной жизни, его душа приходит в страх и трепет, и он "из глубины сердца воздыхает, и не смея очес на небо возвести, но, бия в перси своя, вопиет с мытарем: "Боже, милостив буди мне, грешному" (Лк. 18, 13) (2:231).

Рассуждение о мире видимом, о его сотворении и прекрасном устроении влечет душу христианина к познанию Того, Кто все создал и всем управляет. И каждое из Его творений, как-то: солнце, луна, звезды, вода, рыбы, звери, деревья, трава, огонь — все это вещает: "Той сотворил нас служить человеку", а богобоязненный человек в свою очередь восклицает словами Псалмопевца: "Той сотворил нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити Его" (Пс. 99, 3) (2:44). Однако при этом размышлении святитель советует не останавливаться умом только на красоте видимого мира, которая есть лишь малая часть отблеска славы Божией, явленная для радости и наслаждения, но возводить свой духовный взор в область невидимого мира, т. е. от вещественного простираться умом к невещественному, от света видимого — в область Света вечного, веселящего сердце человека, где поистине все возвышеннее и совершеннее видимого мира и где находятся блага, которые уготовал Спаситель мира всем любящим Его (2:117). Рассуждение о вечном Свете — Христе Спасителе, о Его пришествии в мир, о Его смиренном, жертвенном подвиге, подъятом на Себя ради освящения и спасения человек, способно зажечь огнь благодатной любви в сердце христианина (1:106–107). Более того, оно одухотворяет все его чувства и мысли, возрождает в нем с помощью благодати Святого Духа деятельную живую веру, влекущую душу к высшим духовным сферам Божественной жизни и подающую познание любви Бога Отца, пославшего Своего Единородного Сына для спасения мира (5:279). Такое рассуждение о благодеяниях Божиих и о греховности человеческого естества вызывает в сердце человека "печаль по Бозе", пронзающую, как стрела, его душу и вызывающую в ней глубокое чувство недостоинства и ничтожества. И тогда смягчается ожесточенное грехом его сердце, и очи источают потоки покаянных слез. Человек уже скорее пожелает умереть, нежели грехом оскорбить милосердного Бога, Того Бога, "Который есть едина Любовь и благостыня… у Которого в руце вси концы земли… Которому ангелы со страхом и любовью поклоняются, почитают и поют" (4:38–39). Придя посредством рассуждения в такое смиренное и покаянное состояние, грешник желает как можно быстрее сбросить с себя греховное иго и, подобно блудному сыну, возвратиться к Отцу Небесному, с просьбой о прощении и примирении (3:269). Своей надеждой на милосердие Божие грешник, как родниковой водой, через добродетель рассуждения утоляет свою духовную жажду и водворяет в своем сердце радость и утешение. Это духовное утешение не только удерживает христианина от поползновений греховных, но и на ранее сделанные грехи действует подобно пластырю, исцеляющему застаревшие раны (5:98). Рассуждение о Христовых страданиях также обновляет дух христианина, Христовы страдания, по выражению святителя, являются спасительной книгой, побуждающей христианина к стяжанию и прочих благодатных добродетелей: "покаяния, веры, благочестия, любви… смирения, кротости, терпения", посредством которых он имеет возможность постоянно возгревать в душе огненное желание достижения благодатного Царства Христова (4:285–286).

Вечность, которая — в зависимости от приготовления к ней — бывает для христианина, с одной стороны, благодатной, а с другой — мучительной, побуждает его душу встрепенуться от греховной спячки и возрыдать о содеянных ранее грехах. Рассуждение о вечности действует отрезвляющим образом на душу и дает ей силы переносить терпеливо встречающиеся на жизненном пути скорби (1:207). И это потому, что все они действительно кончаются со смертью человека, после чего наступит новая, доселе неизвестная и никогда не скончаемая жизнь (1:224–225). Ради этой благодатной жизни в единении с Богом святые мученики шли на страдания, как на великое веселие, рассуждая о том, что их страдания за Христа принесут им отраду и утешение в будущей жизни. Памятуя слова апостола: "Понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся" (1 Петр. 4; 13), они презирали временную славу и богатство и устремляли свой духовный взор к высшим благам горнего, небесного Иерусалима (3:293).

Следовательно, рассуждение о вечности способно не только развеять мглу душевную и удержать христианина в рамках добродетельной жизни (4:400), но и отвратить его от греха, усмирить страсти, привить душе отвращение ко всему суетному и греховному, вызвать сердечное сокрушение и слезное покаяние, часто переходящее в молитвенный вопль о помиловании. Кроме того, эта добродетель может исправить "самого развращенного" человека; ради нее, например, "разбойники, убийцы, грабители, блудники сделались святыми и избранниками Божиими" (4:400; 5:209).

Внутренне перерождая человека, рассуждение может легко обновить его обветшавшие грехом силы и удержать душу на должном уровне христианской жизни, не допуская в нее злого уныния, могущего расстроить и ослабить ревность о спасении (4:285–286; срав. 1:231).

И если одно рассуждение о вечности само по себе много способствует пробуждению души от сна греховного и приведению ее к Богу, то в соединении с памятью о смерти, о последнем дне пребывания на земле и разлучении с родными и знакомыми эта добродетель действует еще сильнее на все существо человека, побуждая его не только отвращаться от греховных прелестей, но и стремиться к богоугодной, святой жизни (5:158). Именно вследствие этого между ограниченным духом человеческим и абсолютным Духом Божественным устанавливается известная внутренняя близость, теснейшая связь и гармония, ограждающая человека и удерживающая его на пути добродетельной жизни (5:354). Рассуждение о смерти дает правильное направление всем душевным силам христианина, доводя до его сознания, что все в этом мире тленно и исчезает, как сновидение, и что человек, живя в мире земном, есть путник и странник и от рождения вплоть до конца своих дней несет тяжелую ношу своего жизненного креста (5:288). Вместе с тем такое рассуждение весьма четко представляет уму христианина, что смерть может неожиданно похитить его из этой жизни и представить перед судом Христовым, на котором не только обнаружатся дела или слова, но и тайные помышления, за что придется "или прославиться, или постыдиться" (2:132–133). Следовательно, памятование о Страшном суде Христовом не только склоняет душу к истинному покаянию, но и изгоняет из души "всякий смрад" и "всякую гнилость" (4:94), а также способствует постоянному духовному обновлению человека и продвижению его вперед по лествице добродетельной жизни.


Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении
Оптина пустынь
Должно опасаться верить снам. Повествуется в житиях св. отцов, что один инок часто видел сны, и

Оптина пустынь
Не будь скор языком твоим (Сир.4:33). Сад без ограды, как учит Св. Ефрем Сирин, будет потоптан и

Оптина пустынь
От чревоугодия неминуемо возникает лютая брань плотской похоти. «Как от семени пота постов

Оптина пустынь
Ты ропщешь, что не хороша для тебя трапеза; но не затем ты шла в монастырь, чтобы разбирать вкус

Оптина пустынь
Большой вред получают те, кои ходят в мир к родным. Св. Тихон говорит: из монастыря выходить

Оптина пустынь
...Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру

Оптина пустынь
Пресвятая Дева Великая помощница роду Христианскому, а наипаче подвизающимся в духовной жизни и


<
DanielFab
28-06-2019 17:45
Информация к комментарию
Пришли однажды старцы к авве Антонию, и с ним был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил изречение из Писания и начал спрашивать младших: что значит сие изречение? И каждый говорил по своей силе. Но старец каждому говорил: ты еще не нашел. Наконец, говорит авве Иосифу: ты как скажешь, что значит это слово? Иосиф отвечал: не знаю. Авва Антоний говорит: авва Иосиф поистине нашел путь, потому что сказал: не знаю.

<
Mariaoxype
28-06-2019 17:46
Информация к комментарию
Радости исполни сердце мое, Господи! Оптинский покой!

<
grigoriyilykun55
04-07-2019 13:46
Информация к комментарию
Хочу рассказать об одном явном случае его молитвенной помощи. Однажды поехали мы с подругами в Вырицу,я как зашла в часовенку,так про всё и забыла, часа два там просидела,словно одна минута прошла. Всё за отца своего просила.Он достаточно жёстко относится к вопросам веры, зло смеется над всем. Когда уезжала в Вырицу отец был очень зол,но когда вернулась его было не узнать. Он даже с удовольствием слушал мой рассказ о поездке.

<
vosseDrerge
07-07-2019 12:35
Информация к комментарию
Есть смирение — все есть, а нет смирения — ничего нет.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись