на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 30 октября
Прошу молитвенной помощи в трудоустройстве, не могу найти работу 9 лет. Благодарю за Ваши молитвы.

  • 22 октября
Благословите дорогие! Смиренно прошу молитвенной помощи о внуке моем р.Б. МИХАИЛЕ, Прошу у Господа Благословения для него и защиты от всех напастей и тяжб судьбы, от людей, которые извергают агрессию, причиняют ему зло. Очисти его жизненный путь от сильной вражеской зависти и ниспошли с небес спасение души. Прости его грешного и помилуй! Низкий поклон Вам. Храни Вас, Господь!

  • 21 октября
Помолитесь за здравие, Александра, не везёт по жизни, игровая, алкогольная зависимость,много недоброжелателей, зависть и ненависть со стороны!

  • 16 октября
Здравствуйте.Прошу вас помолитесь о здравии Наталии и об упоениии Георгия.Спасибо.

  • 25 сентября
Пожалуйста, помолитесь о здравии Анны и Натальи. Спасибо! Наташа

  • 22 сентября
Molim molitvu za zdravlje moga oca Živana, ima rak pluća.

  • 22 сентября
Просьба помолиться о в.Василии. Спаси Господи.

  • 22 сентября
Просьба молитвы о ЗДРАВИИ: Дмитрия, Елены, Людмилы, Фотинии, Аллы, Алексия, Веры, Надежды.

30-09-2019, 00:22

«Храм Божий должно искать в сердце своем»


митр Мануил1.     Ничего не делать без благословения.

2.     Перед всеми смиряться и ниже всех кланяться.

3.     С благодарением и слезами умиления принимать оклеветание и биение.

4.     Всем сердцем и умом служить своему старцу во всех его просьбах и поручениях.

5.     Не укорять его за строгое отношение, не осуждать его ни в чем и стараться прикрывать его слабости молчанием, а в среде людского злословия – убеждением.

6.     По его благословению добиваться откровения помыслов не менее двух раз в месяц.

7.     Никогда не лгать и ничего не скрывать от него, хотя бы из стыда и боязни.

 

Владыка учил своих чад навыку молчания, хранения уст. Оно породит смирение, сознание своей греховности и недостоинства пред Богом и даст нравственную силу на дальнейшую борьбу.

 

«Храм Божий должно искать в сердце своем», – поучал Владыка.

 

О БОГОСЛУЖЕНИИ


Митрополит Мануил придерживался правила: «Благоговейное и возможно полное исполнение Устава имеет громадное религиозно-воспитательное значение для паствы и для пастыря. Оно объединяет их всех, показывает всю высоту и истинность Православия. Когда оно совершается истово и по Уставу, то все верующие выходят из храма одухотворенными, исполненными глубокого назидания».

 

О ПЕНИИ

Владыка радел о настоящем, монастырском пении. «Напевы тихие, благоговейные подготовляют душу к истинной молитве», – говорил он. Его огорчали и тяготили современные хоры с их блестящими светскими и оперными мотивами: «Они не дают пищи для души, но делают из храма арену оценок и критики певцов». Он предпочитал простое народное пение всем профессиональным хорам, отгоняющим дух молитвы. Для теснейшего объединения народа в молитве он ввел общенародное пение акафистов Божией Матери, святителю Николаю и преп. Серафиму Саровскому. И сам пел рядом с народом, подавая пример ревностного горения духа.

 

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Митрополит Мануил неустанно учил паству благоговейному наложению крестного знамения – как напоминанию о принятии на себя Креста Господня. Он учил творить его неспешно, истово, как бы возлагая на себя мысленно спасительный Крест Христов. Учил поклон творить после совершения знамения, а не во время его, дабы «не ломать креста», как говорят Святые Отцы.

«Крест – символ страданий Господних – имеет глубочайший сокровенный смысл».

 

О БЛАГОГОВЕНИИ

Непрестанно внушал Владыка с должным благоговением относиться ко всему священному: святой воде, свечам, иконам, а просфоры требовал бережно заворачивать в чистый платок или бумагу, дабы не соприкоснулись они с чем-либо нечистым, и чтоб не упала на пол ни одна крошка из рук ребенка.

Наставлял беречь оставшиеся храмы, грехи покрывать любовью, на службе стоять благоговейно, не смотреть по сторонам и ни с кем не разговаривать.

 

О ПРОЩЕНИИ И ТЕРПЕНИИ


Митрополит Мануил всегда учил просить прощения у обидчиков, особенно перед Великим Постом. Одна из его духовных дочерей писала: «Сами мы не думали об этом, но после его наставления душа уже не терпела неисполнения сказанного. Первой обязанностью мы считали испросить прощения у обидчика».

Он учил народ не унывать даже в самых тяжких обстоятельствах, не страдать от потери привычных благ, а больше стремиться к небесным.

 

ОБ УСОПШИХ

Владыка часто говорил и о том, что поминать усопших родных и местных подвижников благочестия – это священная обязанность каждого христианина. Объезжая свою епархию, он не забывал посещать приходские кладбища, над некоторыми могилами служил литии, расспрашивал про местных блаженных, юродивых и боголюбцев. Все услышанные рассказы собирал и записывал. Владыка горел любовью к усопшим. Его панихиды не были холодным, равнодушным перечислением имен, нет! Это была теплая, умиленная молитва о близких ему братьях и сестрах во Христе. Он был так полон попечения о них, что когда ему подавали новые записки с именами, делал навстречу непроизвольное порывистое движение и с поклоном принимал их в руки. Он всегда готов был послужить!

 

О НЕСТЯЖАНИИ

Как сам Владыка в домашней жизни был крайне прост, так и других наставлял в нестяжании. Подрясники его были старые и заплатанные, а новое носильное платье он часто отдавал нуждающимся.

Учил делам милосердия, нищелюбия. В церкви всех нищих наделял рубликами, и они у него никогда не оскудевали. В праздники приглашал в дом до 50 нищих и убогих, устраивал для них обед. Домашние, конечно, ворчали: хлопот и расходов много, – но он делал свое дело, показывая нам пример.

Бывали моменты, когда в домашней кладовой не оставалось ни горсти муки, ни куска хлеба, и тогда повариха жаловалась: «Что же мы будем делать? Кормить-то нечем!» А Владыка только улыбнется в ответ и скажет: «Святитель Николай нас не оставит». И действительно через несколько часов приходил кто-нибудь, доставлял хлеб и все потребное.

 О БЕРЕЖЛИВОСТИ

Особо своим примером владыка Мануил научал бережливости в каждой, как казалось, мелочи. У него ничего не пропадало даром. Он аккуратно собирал веревочки, бумагу, скорлупки от яиц, чтобы отдать курам на корм. Наставлял, чтобы в быту все использовалось целесообразно. Не мог спокойно пройти, если видел на дороге брошенный кем-то хлеб. Сейчас же поднимал и говорил: «Это остатки самого необходимого дара Божиего».

Больше всего в нем горела пастырская опека над духовными чадами, а также всеми, с кем он пересекался на жизненном пути. И любовь эта была взаимной. Из ушедшего далекого теперь 1928 года слышится голос митрополита Мануила: «Многие мне пишут и лично говорят, что они меня не забыли, что они мне продолжают верить, иные говорят, что они по-прежнему меня любят, уважают, что я был их, хотя как будто не с ними теперь, что не забудут меня и всегда будут помнить, и в таком же духе... Вы, пользуясь случаем, прислали мне свою лепту. Спасибо вам всем сердечно за нее. Но знайте, что я предпочел бы, в конце концов, быть всеми оставленным в материальной поддержке, впасть в нужду, терпеть невзгоды вещественные… Мне не нужно ваших денег. Дайте мне ваши опустошенные сердца!»

Наставления митр. Мануила (Лемешевского)
Оптина пустынь
Пребывая в молитве, или за делом (при исполнении послушания), монах всегда должен говорить в себе

Оптина пустынь
Господь сокрыл от нас день смерти нашей, чтобы расположить нас к постоянному трезвению и

Оптина пустынь
Ты скажешь: что за польза, когда иной слушает Священное Писание, а не исполняет того, о чем

Оптина пустынь
Особенно важно бывает поведение матери во время беременности. Очень часто в поздние годы ропщут на

Оптина пустынь
Многие веруют в судьбу и влияние звезд на дела человеческие и говорят: верно, так судьбою

Оптина пустынь
Человек есть одно целое; следовательно, образование и деятельность души много зависит от состояния

Оптина пустынь
Истинно хорошее воспитание конечно есть лучшее условие к тому, чтобы воспитанник сам приучался

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись