"Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю.
Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией..."
преп.Амвросий Оптинский
Вот что пишет об этой пагубной страсти преп. Авва Дорофей:
«Там был у нас один брат, которого очень беспокоила эта страсть, и он так следовал своим догадкам, что был уверен в каждом предположении своем; ему казалось, что дело происходит непременно так, как представляет ему помысел его, и не может быть иначе.
Зло со временем усилилось, и демоны довели его до такого заблуждения, что однажды, как он, вошедши в сад, высматривал, — ибо он всегда подсматривал и подслушивал, — ему показалось, что он видит, будто один из братии крадет и ест смоквы; а была пятница, и еще не было даже второго часа (по нашему времени 7 часов утра — ред.). И так, уверив себя, что он действительно видел это, он скрылся и ушел молча.
Потом, в час литургии, он опять стал замечать, что будет делать во время причащения брат, только что укравший и евший смоквы. И когда он увидел, что тот умывает руки, дабы войти причаститься, он побежал и сказал Игумену:
«посмотри, такой-то брат идет причащаться Божественных Таин вместе с братиями, но не вели ему давать (Св. Даров), ибо я видел сегодня утром, как он крал смоквы из сада и ел».
А между тем брат тот подошел уже к Святому Причащению с большим благоговением и умилением, ибо он был из благоговейных. Когда же Игумен увидел его, то он подозвал его к себе, прежде чем тот подошел к священнику, преподающему Св. Дары; и, отведя его в сторону, спросил:
«Скажи мне, брат, что ты сделал сегодня?».
Тот удивился и сказал ему:
«Где, Владыко?»
Игумен продолжал:
«Когда ты утром вошел в сад, что ты там делал?».
Брат, удивленный этим, отвечал ему опять:
«Владыко, я сегодня и не видел сада, и даже не был утром здесь, в киновии, но теперь только возвратился из пути, ибо тотчас по окончании всенощного бдения эконом послал меня на такое-то послушание».
А место того послушания, о котором он говорил, было очень далеко, и брат с трудом поспел к самому времени литургии.
Игумен призвал эконома и спросил его:
«Куда ты посылал этого брата?».
Эконом отвечал то же, что и брат сказал, т. е. что он посылал его в такое-то село.
Игумен спросил:
«Почему же ты не привел его принять от меня благословение?».
Тот, поклонившись, отвечал:
«Прости меня, Владыко, ты отдыхал после бдения, и потому я не привел его принять от тебя благословение».
Когда Игумен таким образом удостоверился, то он отпустил этого брата идти причаститься, и призвав того, который верил своим подозрениям, наложил на него епитимию и отлучил его от Святого Причащения. И мало того, но, созвав всю братию, по окончании литургии, со слезами рассказал им о случившемся и обличил брата пред всеми, желая достигнуть этим троякой пользы:
во-первых, посрамить дьявола и обличить сеющего такие подозрения;
во-вторых, чтобы через это посрамление был прощен грех брата, и чтобы он получил от Бога помощь на будущее время,
и в-третьих, чтобы утвердить братию — никогда не верить своим мнениям.
И много поучив об этом и нас и брата, он сказал, что нет ничего вреднее подозрительности, и доказывал это случившимся примером.
И много подобного сказали отцы, предохраняя нас от вреда верить своим подозрениям.
Итак, постараемся же, братия, никогда не верить своим самоизмышлениям. Ибо поистине, ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как эта страсть: от этого не бывает ничего доброго, а множество смущений;
от этого человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же по причине порочности нашей посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят нам; ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью»