...Все наши предосторожности без благодати Божией рассыпаются вдребезги, ибо не в нашей власти состоит устоять в добродетели... стремиться к добродетели и понуждать себя надо крепко, это состоит в нашей свободной воле. (10; стр. 142)
...Понуждай себя чаще внутренне молиться, насколько хватает сил и времени, еще упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы Он дал память смертную. ...Наша временная жизнь, непостоянная, изменчивая и скоропреходящая, невнимательных увлекает к рассеянности, а чтобы приобрести внутренний свой мир, одно средство – непрестанная молитва. (10; стр. 142)
Память смертная – дар Божий (10; стр. 165)
Степени духовного преуспеяния разные, и духовное познать может только духовный. Полезнее видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой – тогда именно увидишь себя хуже всех. ...Тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая тех, кто проводит духовную жизнь. (10; стр. 143, 145)
...Однако вся причина в тебе, ты сама не замечала, что находилась в тонком самомнении, и думала, что уже летишь на Небо, а внутреннего истинного смирения и совершенного расположения на волю Божию не было у тебя. Господь по Своему благоутробию послал тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни, и ты упала духом и почувствовала себя никуда не годной, а в этом-то состоит смирение, чтобы чувствовать себя никуда не годной. (10; стр. 141)
Бог один, а пути к нему разные, и всяк идет своей дорожкой. (10; стр. 144)
Детская молитва скоро доходит к Богу. Черта детей – простота, откровенность и естественность, – вот Господь и повелел нам быть такими (см.: Мф. 18, 3; Мк. 10, 15); такая черта была у всех подвижников. (10; стр. 145)
Молитва требует борьбы до часа смертного; хорошо, что стремишься к молитве, помоги тебе, Господи; духа не угашай (см.: 1Фес. 5,19). (10; стр. 145)
...Мы должны помнить, что эта наша жизнь очень скоротечная и (есть) под- готовка к будущей вечной жизни. (10; стр. 146)
...Когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво. Почитывай книгу преподобного Кассиана – хотя (она) направлена инокам, (но) и мирянам прикладна. Читай жития святых, они очень воодушевляют нас, грешных. (10; стр. 147)
...Ты боишься темноты – я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий Промысл! Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка (Прем. 17; 11). (10; стр. 149)
Относительно твоего смущения святые отцы сказали: «Что делается со смущением – всегда от бесов». Приложись ко кресту и к Божией Матери и будь спокойна, загляни у святого Варсонофия вопрос 430 и ответ, еще вопрос 433 и ответ (10; стр. 149)
Когда не придется исполнить все свое правило – не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буде ми грешной» и имей память Божию – это заменит все правила. (10; стр. 149)
Когда появятся слезы, остановись на них, пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь. Когда ляжешь в кровать, занимайся богомыслием, что помнишь из Священного Писания, важнее из Евангелия. Слезы придут, дай им свободу. ...На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что на совести, и больше ничего. (10; стр. 149)
Курево, конечно, нехорошо, но я более строг к душевным страстям: зависти, злопамятству, высокомерию, лукавству, лицемерию, человекоугодию и сребролюбию, а телесные страсти иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо диавол омрачил свою светлость именно гордостью; гордость – изобретение бесовское. (10; стр. 151)
Схиигумен Иоанн (Алексеев) Валаамский