на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 14 июля
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о упокоении: Пелагии Владимира Александра Шалвы Лидии. Благодарю!

  • 8 июня
Помолитесь, пожалуйста, об отр. Маргарите, что бы она все ж оказалась в списке поступивших. Что бы Богородица ослабила ей экзамены. Спаси Всех Господи!

  • 8 мая
Очень прошу молитв о здравии Александра!

  • 8 мая
Помолитесь пожалуйста на Проскомидии о упокоении : Владимира Шалвы Симеона Софии Егора Пелагии Клавдии Лидии Наталии Петра Александра Тамары Ивана Елизаветы Егора Георгия (Юрия) Валентина Андрея Игоря Галины Георгия Михаила Надежды (Абиричева) Василия Игоря Африкана Владимира. Усопшие - крещёные православные. Самоубийц нет. Шалва - православное грузинское имя. Спаси вас Господи.

  • 8 мая
ОЧЕНЬ ПРОШУ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ Р.Б.ОЛЬГИ

  • 7 мая
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о сохранении брака между мной в крещении Людмилой и моим мужем Александром (который не имеет иных отношений, но влюбился в другую женщину). Благодарю!

  • 7 мая
Необходимы молитвы за болящую Эмилию. Заболела вирусом.

  • 7 мая
Помолитесь пожалуйста о болящей Валентине.

3-03-2020, 00:01

Почему празднословие является великим грехом?


оптина пустынь митр ИоаннВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В дни Великого Поста мы, возлюбленные братья и сестры, молимся о том, чтобы Владыка живота нашего отъял бы от нас дух празднословия.

К греху празднословия мы относимся как-то равнодушно, не считая его за великий грех, и поэтому допускаем его повседневно. Между тем грех празднословия очень велик. Спаситель мира так сказал Своим последователям: «От слов своих человек осудится и от слов своих оправдается». И еще: «За каждое праздное слово даст человек ответ».

Если так сказал нам Господь, то можем ли мы противоречить Вечной Истине, противоречить Богу и так равнодушно относиться к великому греху празднословия? Не будем мы такими дерзкими людьми, чтобы спорить со Господом своим!

Почему празднословие является великим грехом? Потому, что этот грех уничтожает в нашем сердце благоговение пред Богом. Уничтожает все добрые плоды, которые мы собирали в течение дня, а может быть, и в течение многих лет. В один миг разрушается в нашем сердце духовный дом, разрушаются добродетели. И мы оказываемся похожи на тех людей, которые, возводя здание, кладут несколько кирпичей в основание, а затем сбрасывают их и начинают все сначала.

Вот так получается и у нас, когда мы допускаем грех празднословия. Созидаем, созидаем мы свой духовный дом и даже приходим в умиление сердечное, но, увы, как только откроем уста и дадим своему языку свободу говорить праздные слова, так сразу разрушаем все до основания. И то умиление, которое достигается великим трудом благочестия и молитвой, мгновенно уничтожается в нашем сердце.

Вот почему, возлюбленные братья и сестры, так велик грех празднословия. Он несет людям много скорбей. Разве мы не были очевидцами таких явлений, когда одно праздное слово, сказанное ближнему своему, нарушало его душевное устроение и удаляло от истины Божией? Разве мало мы встречали случаев, когда, озлобясь на человека, мы клеветали на него, говорили непотребное и разрушали дружбу? Все то доброе, что скрепляло близких людей, во мгновение ока разрушалось сказанным в праздности словом.

Посмотрите внимательно, возлюбленные братья и сестры, и вы увидите, что именно так и происходит в нашей повседневной жизни.

Слышим мы, к примеру, о том или ином человеке доброе и располагаемся к нему сердцем, прислушиваемся к его доброму совету. Но неожиданно кто-то начинает влагать в наши уши нехорошее о нем. И мы, не проверив, так ли это в действительности, начинаем уже думать о человеке плохо. Мне помнится такой случай. Когда я был преподавателем и помощником инспектора в Саратовской семинарии, на Саратовскую кафедру назначили епископа Иркутского Палладия. И когда он приехал в наш город, то позвал меня к себе и спросил: «Отец Иоанн, действительно ли владыка Мануил бездумно посвящает юношей в священный сан, а они потом отрекаются от сана и уходят в мир? Такие утверждения я слышал от людей, которым я верю». Мне было скорбно слышать из уст архипастыря такое мнение о моем старце. Я постарался разубедить его. По милости Божией владыка поверил моим словам, и то, что было вложено ему в сердце, как шип розы, все это упразднилось.

Видите, возлюбленные братья и сестры, как подчас праздное необдуманное слово уязвляет сердце человека. Вот так велик грех празднословия. Поэтому духоносные подвижники Христовой Церкви старались упразднить этот грех в своем сердце и устах.

Преп. Иоанн Лествичник поведал об одном игумене, который применял суровые меры наказания к тем, кто допускал празднословие в Божием храме. Он не считался ни с возрастом, ни с саном. Если игумен замечал, что певчие на клиросе разговаривают, то пред всем народом заставлял их класть поклоны. Почему он так поступал? Потому что он, как пастырь, заботился, чтобы его чада были людьми благонравными, благоговейными и не допускали бы никакой праздности ни в храме, ни за пределами его.

А теперь посмотрим на себя. Сколько же мы причиняем вреда самим себе, когда, находясь в храме, допускаем праздные разговоры! Это касается не только вас, прихожан, но и тех, кто находится в алтаре пред престолом Божиим, и тех, кто стоит на клиросе. Это касается и меня, вашего архипастыря. Иногда идешь в храм Божий в великий праздник и говоришь себе: «Положи на уста свои хранило молчания, вознеси свой ум и сердце горе и в благоговении славь Господа своего и Творца». Но — увы, враг подступает с разными делами, нужными и ненужными. Нет-нет да и откроешь свои уста, что-нибудь праздное да скажешь.

Вот все мы стоим здесь, в храме, и кто из нас свободен от греха празднословия? Вряд ли кто-то решится утверждать, что свободен. Едва только мы входим в храм, как начинаем потихоньку разговаривать. О чем же? Обо всем,- что происходит в мире. И когда после службы выходим из храма, опять начинаем празднословить. И то, что мы с трудом приобретали, вмиг теряем.

Видите, возлюбленные братья и сестры, как много зла и неприятностей таит в себе этот грех. Он часто возмущает мой дух. Заходишь в храм Божий — и вдруг слышишь у панихидного стола разговоры. Причем, не тихие разговоры, а очень громкие. И это допускают люди, которые приставлены к делу. Вот уже и возникло возмущение. Если ты приставлен к делу, так делай его по-настоящему, помни, что находишься в храме Божием! Так нет же, они тихо говорить не умеют, им непременно надо во весь голос вещать. Вот своим громогласием они и вводят в возмущение своего архиерея перед тем, как ему совершать Божественную литургию. Да и во время священнодействия нередко приходится слышать и наблюдать, как в конце храма люди ходят туда и сюда и допускают празднословие, мешая службе ко Господу.

Видите ли, сколько пагубного причиняем мы себе этим грехом? Вот поэтому и нет у нас созидания. Потому-то мы и молимся Владыке жизни, чтобы Он отъял от нас дух празднословия. Будем же молиться об этом крепче и усерднее, полагая в своем сердце твердое намерение избавлять себя от этого греха. Закроем вход в уши свои и в сердце свое всякой нечистоте греховной. Пусть то доброе, которое мы воспринимаем, глубоко войдет в нашу душу, укоренится в ней и принесет плоды. Дабы, укрепляясь благодати Св. Духа, мы могли восходить по ступеням духовного совершенства и достигнуть вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.


митр. Иоанн Снычев
Оптина пустынь
Творя молитвы перед «Казанской», как именует этот образ простой верующий русский народ, я невольно

Оптина пустынь
Была еще и другая цель у Моисея. Почему блаженный Моисей упомянул о небе, о земле, о море, о

Оптина пустынь
Монах С., бывший ученик старца отца Леонида, рассказывал о себе следующее: «Когда жил я дома,

Оптина пустынь
Если кто, однажды покаявшись во грехе, опять делает тот же грех: это знак, что он не очистился от

Оптина пустынь
Преобразователь монашества на Руси не оставил после себя письменного наследия. Известно лишь о

Оптина пустынь
Преп. Андрей родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной

Оптина пустынь
«Мой дед Федор Павлович служил при царском дворе, в каком чине — не знаю, но за верную службу

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись