Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Все мы с вами, возлюбленные братья и сестры, в той или иной мере стремимся к спасению своей души. Стремление это — дело доброе и похвальное. Но для того, чтобы по-настоящему достигнуть спасения вечного, необходимо не только стремление, но и само доброделание, причем, доброделание постоянное. Необходимо доброе дело начать, продолжить и завершить. Если же мы будем располагать самих себя делать добро только какой-то небольшой отрезок времени, надеясь на милосердие Божие, но не приложим старания шествовать дальше, то этот кратковременный путь не принесет нам добрых плодов спасения. Если даже мы пройдем половину, даже большую часть пути, но вдруг остановимся, допустим расслабление в своих подвигах благочестия, то опять окажемся в опасности быть удаленными от вечной блаженной жизни.
Следовательно, возлюбленные братья и сестры, для того, чтобы достигнуть спасения, необходимо постоянство в доброделании. Необходимо, чтобы тот путь, который указал нам Спаситель мира, путь тесный и тернистый, не завершился прежде, чем мы окончим свое земное бытие. Только при таком условии дело нашего спасения будет твердым и благословенным в очах Божиих.
Посмотрите на подвижников благочестия. Все они пошли за Господом, невзирая на всевозможные трудности на пути своего шествия. Они не опускали руки и не расслабляли ноги, не приходили в страх и ужас пред жизненными скорбями. И что очень важно — прежде чем вступить на спасительный путь, они внутри себя уже положили твердую решимость все переносить во имя Господне. Они никогда не думали, что их шествие будет гладким, без всяких скорбей и напастей. Нет, они ясно представляли себе путь подвига, представляли его не легким, а именно трудным. Однако подвижники не робели и не предавались нерадению. Они верили, что Господь не оставит их, что Он укрепит их немощные силы и они спасительно завершат свой подвиг благочестия. Вера их оправдалась в их жизни. Шествуя путем благочестия, святые располагали самих себя до самой смерти идти за Христом. И мы видим в сонме угодивших Богу тех, кто трудился на разных поприщах церковной жизни, начиная с апостолов, которые взяли иго Христово на себя и возвещали истины Христовы, открывая спасительный путь людям, не имевшим еще никакого понятия о Боге. Сколько же они должны были перенести препятствий, скор-бей, лишений, биений, гонений! Они, как утверждает св. ап. Павел, были, «как сор, попираемый миром».
Видите, возлюбленные братья и сестры, каковы труды св. апостолов, вступивших на спасительный путь исполнения воли Божественной. Они не страшились трудностей, с которыми встречались, но, облеченные силою свыше, доблестно исполнили то повеление, которое услышали из уст Спасителя. Почти все апостолы окончили свою жизнь мученичеством. Один только св. ап. Иоанн Богослов мирно отошел ко Господу, ибо он прежде своей кончины страдал у креста и перенес множество других мучений в жизни.
Но не только апостолы, но и их преемники, святители, также трудились в обстановке весьма не легкой.
А больше всего потрудились на этом тернистом пути св. мученики, которые предали свои тела на всевозможные пытки. А орудия пыток во времена первых христиан были ужасными. Здесь применялось и бичевание, и колесование, использовались раскаленные котлы с оловом, мечи, копья, стрелы и т. п. Бывали случаи, когда мучеников погребали живыми. И все это безропотно перенесли страстотерпцы во имя Христово, во имя стремления к вечной блаженной жизни.
Подражали мученикам и преподобные отцы, когда уже наступил мир в Церкви Христовой. Они сами избрали для себя мученические подвиги. Они презрели весь мир с его утехами и соблазнами, удалились в пустыни и там, наедине молясь Богу, предавались подвигам благочестия. Вы думаете, легко было совершать им эти подвиги, живя в пустынях? Нет, очень нелегко. Одно преодоление страха, который часто приходит к человеку, находящемуся в одиночестве, среди опасных обстоятельств,— это уже подвиг. Мы, даже живя в миру, испытываем на себе этот страх. Идем иногда поздно вечером и боимся, как бы кто на нас не напал. Вот уже и страх. А ведь они жили в пустыне, где обитали и звери, и жестокие разбойники, которые ни перед кем не преклонялись и не имели ни к кому жалости. И все это должны были терпеть подвижники благочестия. Но не только в этом заключался их подвиг. Они стремились победить в себе те или иные греховные страсти, очистить свою душу от всякого греха, достигнуть святости и преображения своей души. И они этого достигали. Достигали путем постоянных подвигов: молитвой, воздержанием, отсечением своей воли, преданием себя на всякого рода послушания, чтобы воспитать в себе смирение, терпение, великодушие и любовь. Начавши свой подвиг благочестия, они продолжали его до того дня, пока Господь не призывал их в Свои небесные владения.
Святые угодники своим примером показывают нам, как нужно спасительно совершать тот путь, на который призвал нас Господь, и как достигнуть очищения души. Здесь необходимо постоянство и терпение в подвиге, каким бы он ни был: подвиг молитвы и телесного воздержания, подвиг ухаживания за больным, подвиг снисхождения к немощам ближних, подвиг неосуждения, подвиг избежания всякого рода празднословия и т. д.
Какой бы подвиг мы ни взяли на себя — важно не останавливаться, совершая его до конца. Не так, чтобы утром начать, а вечером бросить. Не так. Выберите себе малый, посильный подвиг, но совершайте его постоянно. Возьмите хотя бы такой подвиг: избавлять себя от празднословия, от лишних, ненужных разговоров в храме Божием. Мне известно, например, что в одном храме певцы на клиросе написали вывеску: «Положи, Господи, хранение устам моим». Хорошо это сделано. Но, к сожалению, они сами же потом признавались: «Нет, владыко, никак не можем сохранять в себе молчание. Надпись хотя и висит, но никак не можем ее применить в отношении к себе: так и хочется что-то сказать или поговорить с кем-либо!» Вот ведь какая необузданная страсть — празднословие! Не враг ли здесь действует? И странно, что всякие новости узнаются не где-либо, а на клиросе или в храме. Приходим в церковь, настраиваем себя на молитву — и вдруг встретились со знакомой и начинаем выяснять: а как там у того-то, у той-то? Вот и начинается празднословие. А если уж узнали о каком-нибудь грехе ближнего своего, то и вовсе не можем удержать свой язык, начинаем пересказывать услышанное другим, вовлекая людей в обсуждение и в осуждение.
Я уже неоднократно просил вас, возлюбленные, чтобы мы начали свой подвиг с благоговейного стояния в храме Божием на молитве. Нужно прекращать всякие разговоры. Враг будет всегда подносить нам нечто оправдательное: то книжку надо раскрыть, то узнать о ближнем своем, то еще что-то. А мы в ответ на эти вражьи помыслы должны положить крестное знамение на себя и сказать: «Господи, положи хранение устам моим! Дай, Господи, научиться благоговейному стоянию в храме Твоем, чтобы славить Тебя и Пречистую Деву Марию, ангелов и всех святых. Чтобы благоговейный страх Твой вошел в сердце мое и никогда бы не оставлял меня ни здесь, в храме, ни за пределами его, но всегда бы сопутствовал мне».
Давайте же возьмем на себя этот подвиг — подвиг неосуждения, подвиг непразднословия. Возьмем — и начнем исполнять с сегодняшнего дня. Затем продолжим в последующие дни и будем совершать до конца. Приучим самих себя к этой великой добродетели — не празднословить! — и тогда увидим, как в сердце наше войдет духовный покой, благодатный мир. И тогда другие добрые дела будет нам легко исполнять с помощью благодати Св. Духа.
Благослови же, Господи, на начало нашего подвига — благоразумного молчания и неосуждения, дабы, начавши, устоять в нем с Твоею помощию и достигнуть духовного совершенства и вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митр. Иоанн Снычев