Христос Воскресе!
«Кто благочестив и боголюбив», – кто истинно чтит Бога и любит Его искренно, «да насладится сего доброго и светлого торжества», – преславного Воскресения Христова, которое мы ныне празднуем и в коем Господь так дивно показал – и благость Свою к роду человеческому, и премудрость в искуплении его от вечной погибели, и силу Свою над врагами спасения нашего.
«Кто раб благоразумный», кто данные ему от Бога таланты – время, силы и способности – не скрывает напрасно в землю, не иждивает на земные только дела и удовольствия, но мудро употребляет на служение Господу и стяжание вечного блаженства, «да внидет радуяся в радость Господа своего», да будет участником той духовной радости, которую Господь уготовал верным рабам Его, искупленным кровью Спасителя (ср.: Мф. 25, 21).
«Кто потрудился постяся», – кто во время прошедшего поста не оставался в праздности, но усердно трудился над делом спасения своего, «да приимет ныне динарий», – получит в благодатных плодах Воскресения Христова ту награду, какую обещал Бог добрым делателям (см.: Мф. 10, 10; 20, 1–8).
«Кто работал с первого часа» – исполнял волю Божию с детства или с того времени, как Господь призвал его в вертоград Свой, т. е. в Церковь Христову, «пусть получит ныне плату, следующую ему по справедливости».
«Кто пришел после третьего часа», приступил к делу Божию не вдруг, но опустил несколько времени, «да празднует благодаря» Бога за снисхождение к нему.
«Кто успел прийти по шестом часе» – пришел на зов Божий еще позже, когда протекла уже половина его жизни, «пусть нимало не беспокоится; ибо он ничего не лишится» из тех благ, которые Воскресший Господь дарует всем, желающим вкушать оные.
«Кто пропустил и девятый час» – замедлил еще более и начал трудиться над делом Божиим тогда, когда день жизни его склонился уже к вечеру, «пусть приступит без всякого сомнения и боязни»: ибо ныне явилась благодать Божия, спасительная всем человекам (ср.: Тит. 2, 11).
«Если же кто успел прийти только в одиннадцатый час» – даже и тот, кто вышел на дело Божие очень поздно, стал пещись о спасении души своей уже в старости, «и тот да не страшится замедления: ибо Домовладыка, любя честь» и будучи щедр, «приемлет и последнего, как первого, успокоивает и пришедшего в одиннадцатый час, как трудившегося с первого часа», воздавая всем должное. «И первому удовлетворяет», награждая его по справедливости, «и последнего милует» по снисхождению, «и оному дает» заслуженное, «и сему дарит» по благости Своей; «и добрые дела приемлет» с радостью, «и благое намерение лобызает» с любовью; «и деяние чтит», как должно, «и доброе расположение хвалит».
«Итак, все войдите в радость Господа своего! И первые и последние приимите мзду» от Милосердого Владыки!
«Богатые и бедные, ликуйте друг со другом», как дети одного Отца Небесного!
«Трудящиеся и ленивые>> в деле спасения своего, «почтите настоящий день» всемирного торжества!
«Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне», когда небо и земля радуются, и празднует вся тварь! «Трапеза обильна: насыщайтесь ею все». «Телец», закланный ради нас, «велик и упитан: никто не уходи голодным!». «Все насладитесь пиршеством веры, все пользуйтесь богатством благости Божией!»
«Никто не жалуйся на бедность: ибо для всех открылось Царство Небесное», в котором уготовано верующим богатое наследие.
«Никто не плачь о грехах своих: ибо из Гроба» Спасителя «воссияло прощение» всем грешникам, желающим получить оное.
«Никто не страшись смерти: ибо от нее освободила нас Спасова смерть», если только мы снова не поработимся ей грехами. «Ее истребил объятый ею» Жизнодавец. «Сошедший во ад» Сын Божий «пленил ад и огорчил его». Давно предузнав это, пророк Исайя воскликнул: ад огорчися, сретив Тебя в преисподних своих (ср.: Ис. 14, 9). «Огорчился: ибо упразднился» – опустел; «огорчился: ибо посрамлен» исходом борьбы своей со Спасителем; «огорчился: ибо умерщвлен» – лишился того, что составляло его жизнь и силу; «огорчился: ибо низложен» с престола своего и лишен власти над родом человеческим; «огорчился: ибо связан» и не может теперь действовать с той свободой и силой, как прежде. «Он взял плоть, а принял в ней Бога: взял землю, а нашел в ней небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал». Так Бог уловил его Своею премудростью!
Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа ( I Кор. 15, 55)? Где грех, которым ты, смерть, уязвляла людей? Где, ад, торжество твое над родом человеческим? – «Воскрес Христос, и ты низвергся», как бессильный враг! – «Воскрес Христос, и пали демоны» – твои слуги, чрез коих ты уловлял людей! – «Воскрес Христос, и радуются Ангелы», взирая на дивное торжество Сына Божия и спасение человеков! – «Воскрес Христос, и жизнь водворяется» всюду, даже и там, где прежде была область смерти и тления! – «Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе»; ибо Христос, Воскресший из мертвых, начаток умершим быст (ср.: 1Кор. 15, 20) – Он первый воскрес, как Глава, а потом восстанут и все члены Его, – верующие в Него и имеющие в себе животворный Дух Его (см.: 1Кор. 15, 21–23; Рим. 8, 11). Да будет же «Ему слава и держава во веки веков»! Аминь