От одних грехов нам бывает тяжело, а когда от них будем избавляться, то не только получим облегчение в текущей жизни, но и еще надежда на милость Божию возвеселит наши души.
От страстей терпением и трудом излечиваются, а наипаче помощью Божией, которая ниспосылается смиренным. Но помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но требуется на это труд и время, и поэтому не надо смущаться при восстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего смиряться.
Нельзя сразу измениться к лучшему, а потому и смущаться на свое духовное несовершенство не следует. По пословице: «В мутной воде рыбу ловят» – и враг нападает на неразумных смущением, чтобы легче уловлять их в свою волю.
...Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники были побеждаемы и низвергаемы страстью. Но всегда между страхом и надеждой провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески.
Что страсти не отступают, то сие по смотрению Божию. ...Страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают ему Божие милосердие. Конечно, надо всеми силами бегать и удаляться греха, ибо если мы будем сами по своему нерадению впадать в грехи, то заслужим только большее осуждение. А в случающихся невольно или по нашей немощи да будем очищаться покаянием.
От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах.
...Книги надо читать, тогда и устроение свое увидишь, и немощи познаешь.
За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия. Если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной.
Леность ходатайствует душе муку.
...За нерадение Бог наказывает внезапной смертью.
...От шуток и насмешек тоже удерживайся, а то и от них страсти восстают.
Воздержание чрева смиряет и язык.
Против блудной страсти надо быть осторожну даже до смерти...
Считайте себя худшими всех на свете, и с помощью Божией угаснет похотно-блудный огонь.
Часто размышлять нужно, какие томления смертные Христос претерпел на кресте, и тем отгонять от себя блудные помыслы.
Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых... Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие, или сердечную привязанность, к богатству, и чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе.
Привыкай не иметь привязанности к деньгам.
Душа, алчущая богатства, никогда не насытится, хотя целые горы золота приобретет, и тогда не будет покойна, а будет мучиться алчбою еще больше приобрести.
Это не вред, если будут знать недостатки и погрешности твои. Но большой вред, если хвалить тебя будут...
Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали, и когда все это сделаешь, то думай о себе, яко неключим и неисправен есть, ибо сделал только то, что должен сделать.
Надо и в одежде смирение иметь, а то хорошая одежда вводит в тщеславие.
Не можешь понести оскорбительного слова. В таком случае укоряй себя больше и смиряйся, считая себя худшей всех людей.
Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию...
Гордым нет места на Небе – но во аде с бесами.
Говоришь, что ощущаешь скуку. – Потому и скучаешь, что совесть нечиста...
Старайся более молчать и не смеяться много, ибо сказано: «Горе вам, ныне смеющиеся»59. Иное дело быть веселым (не унылым), и иное смеяться (хохотать).
Без нужды не говорить очень полезно.
Утоляй язык гласного Иисусовою молитвою.
...Смехословить и празднословить очень нехорошо – этим совсем можешь охладить свою душу и будешь сам себе в тягость.
Всегда отдавай предпочтение прочим, а себя считай ниже их, то меньше будешь смущаться завистью.
Зависть мешает душевному спокойствию.
Кому завидуешь, за того Богу молись!
Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь.
В чем осудишь других, в то сам падешь.
Грех осуждения или какой еще другой грех против власти, Богом поставленной, есть грех сугубый.
Если будешь осуждать других, да еще старших, то и без других грехов пойдешь во дно адово.
Преп. Иосиф Оптинсий