Без борьбы невозможно обойтися, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти так, как идет, хотеть удержать или поставить на своем – более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить.
...Извне война. А внутри сугубая и преопасная, а для таковой... брани пренужно вам понудиться поставлять победу, а именно: терпения, самоукорения и смирения.
Вам надо господствующей над вами страсти не покоряться, но показывать сопротивление, отсекая помалу обычай, то он и не возобладает вами.
Брань духовная везде предлежит. И вы ее не чужды, хотя и не видите стрел, летящих на вас от врагов; о чем вы писали, т.е. об унынии и о прочем, – все это по козням вражиим строится, но мы, не имея света смирения, боремся с ним, подобно как в нощи противу врагов от чувственной брани, а когда будем себя смирять, то и свет рассуждения дарует Господь, и пойдем путем заповедей Его.
Нечувствие (духовных предметов. – Ред.) существует в нас наиболее от рассеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся хотя часно (на час. – Ред.) поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, яко бесплодные смоковницы, не творящие ни малого плода2.
Ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подал вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.
Сие попущение попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждал и зазирал. А потому тайно и благодать Божия отходит от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и повергает в таковые безместные и скаредные помышления и воображения.
Насчет блудного волнения – терпением, и самоукорением, и смирением тецы (действуй. – Ред.) и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, Киевских чудотворцев и святую мученицу Фомаиду, и воспоминай час смертный; и за их молитвы утишится волнение.
Когда совершенно не положиться сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, иначе невозможно освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных – скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности.
А как и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь – гордость приложением сих пластырей с Божией помощию.
Описываете свое жизненное неустроение и нерадение, в чем прошу вас не отчаиваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, но уповать на Бога, Той силен исправить стопы ваши к деланию святых и животворящих Его заповедей...
А особливо всего будет пренужно предостерегаться от гнева, и ропоту, и душепагубной клятвы, от коих да избавит тя всемогущий Господь и да просветит твой ум, душу и сердце к рассуждению добра и зла и всех козней противного.
Что ж касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь... горше и пребедственнее сребролюбия, но да попаляем и окаяваем себя, и Господь всесилен нас и судьбу нашу во благотишный и спасительный устроить конец...
преп. Лев Оптинский