на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 16 октября
Прошу Ваших молитв о здравии р.Б. Алексея (у него сахарный диабет, гипертония он находиться в группе риска по короновирусу, а у него на руках больной ребенок инвалид ДЦП и престарелая мать, он один кормилец! Помолитесь за него пожалуйста!

  • 14 июля
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о упокоении: Пелагии Владимира Александра Шалвы Лидии. Благодарю!

  • 8 июня
Помолитесь, пожалуйста, об отр. Маргарите, что бы она все ж оказалась в списке поступивших. Что бы Богородица ослабила ей экзамены. Спаси Всех Господи!

  • 8 мая
Очень прошу молитв о здравии Александра!

  • 8 мая
Помолитесь пожалуйста на Проскомидии о упокоении : Владимира Шалвы Симеона Софии Егора Пелагии Клавдии Лидии Наталии Петра Александра Тамары Ивана Елизаветы Егора Георгия (Юрия) Валентина Андрея Игоря Галины Георгия Михаила Надежды (Абиричева) Василия Игоря Африкана Владимира. Усопшие - крещёные православные. Самоубийц нет. Шалва - православное грузинское имя. Спаси вас Господи.

  • 8 мая
ОЧЕНЬ ПРОШУ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ Р.Б.ОЛЬГИ

  • 7 мая
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о сохранении брака между мной в крещении Людмилой и моим мужем Александром (который не имеет иных отношений, но влюбился в другую женщину). Благодарю!

  • 7 мая
Необходимы молитвы за болящую Эмилию. Заболела вирусом.

19-10-2010, 23:08

ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ПИСЬМА СТАРЦЕВ


Работая с архивами в одной из библиотек недавно наткнулся на письма преподобного Оптинского Старца Анатолия (Потапова). Письма в основном частного характера и по большому счету не содержат наставлений и поучений. Но все же они писаны святым Старцем, образ которого возникает при их прочтениии. Письма адресованы к Саррe Николаевнe Лопатиной, бывшей замужем за алекссеем степановичем Лопаткиным. В последствие, после смерти мужа, Сарра Николаевна приняла схиму с именем Серафима.

Сведений о старице Серафиме немного. Известно что их семья была благочестивой и проживала в Москве. Они с радостью принимали монахов у себя. Одно время Сарра Николаевна была духовной дочерью иеромонаха Нифонта - духовника Соловецекого монастыря, а затем стала обращаться к Оптинским старцам преп. Варсонофия и Нектарию. Возможно сохранилась переписка и с этими преподобными.

Но пока мне только встретились письма старца Анатолия (Потапова) младшего. Замечу, что письма не оригинальные, а переписаны в тетрадь, видимо, кем-то из духовных чад старца. Есть пропуски и повторы слов. Дореволюционная орфография мной заменена на современгнкую (для большей ясности). Для тех, кто почитатет преподобного старца Анатолия (Потапова) думаю будет интересно познакомиться с его эпистолярным наследием, ранее нигде не публиковавшемся. Предлагаю сам текст одного из писем:

 

Многоуважаемая о Господe Сарра Николаевна! Мир Вам и супругу вашему, и Божие благословение. Усердно кланяюсь вам и от души благодарю вас за ваше поздравление и добрые пожелания. Извещаю вас, что ежели буду здоров, то предполагаю выехать к вам в Москву вечером в воскресение 12-го. Если можно и удобно, то примите меня грeшного, если для вас не стеснительно. Будьте Вы здоровы и Богом хранимы. Остаюсь убогий грeшный и недостойный Иеромонах Анатолий. Вот такое короткое письмо было отправлено господам Лопатиным в Москву самим преподобным старцем Анатолием (Потаповым). Преподобне отче Анатолие, моли Бога о нас, грешных!

 

P.S. По мере расшифровки писем буду публиковать здесь и другие. Если у кого-то возникнут вопросы, то пишите мне в личку.

р.Б. Иван Семёнов

Оптина пустынь
Возлюбленные братия и сестры, вы хорошо поступили, что пришли сегодня в храм, собрались, чтобы

Оптина пустынь
О России Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия,

Оптина пустынь
Ответ на сие содержится в следующих словах той же хвалебной песни: «и с Собою вся воскресившаго».

Оптина пустынь
Питав нас со всем изобилием в продолжение настоящей седмицы невещественным хлебом слова Божия и

Оптина пустынь
Когда именно «телеса усопших святых восташа», и когда «внидоша во святый град, и явишася мнозем»?

Оптина пустынь
«Но, почему же люди продолжают умирать и по воскресении Христовом, как умирали до воскресения?» –

Оптина пустынь
Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока


<
Мария К
20-10-2010 10:58
Информация к комментарию
Это замечательная находка. Письма старца Анатолия (Потапова). Интересно, а сколько раньше добирались на лошадях от Москвы до Оптиной Пустыни?  

<
Михаил Корнеев
20-10-2010 10:59
Информация к комментарию
Думаю где-то двое суток. 

<
Мария К
20-10-2010 11:00
Информация к комментарию
А сейчас за три часа на машине домчать можно. 

<
Михаил Корнеев
20-10-2010 11:01
Информация к комментарию
Да! прогресс :)

<
anna_bol
20-10-2010 11:03
Информация к комментарию
Время стремительно летит.

<
Мария К
20-10-2010 11:04
Информация к комментарию

У меня вообще такое ощзущение, что дни стали короче. Ничего не успеваешь сделать.


<
anna_bol
20-10-2010 11:06
Информация к комментарию
Кто-то из старцев предупреждал, что время ускорится или что-то в этом роде.

<
Мария К
20-10-2010 11:08
Информация к комментарию
Не представляю, как люди успевали - до Москвы двое суток на лощадях. Это же так утомительно.

<
anna_bol
20-10-2010 11:08
Информация к комментарию
Зато так романтично.

<
belonika
20-10-2010 12:29
Информация к комментарию
Не знаю. Трястись в бидарке 250 км не особо интересно. 

<
Мария К
20-10-2010 12:30
Информация к комментарию
Ну, вообще-то до Оптиной километров 300.

<
belonika
20-10-2010 12:52
Информация к комментарию
Тем более.

<
petrov_vi
20-10-2010 12:59
Информация к комментарию
Вообще старец Анатолий глубоко почитал всероссийского пастыря св. праведного Иоанна Кронштадтского. Своих духовных чад о. Анатолий направлял в Кронштадт или благословлял написать свои вопросы Старцу Иоанну. Преподобный анатолий считал иоанна кронштадтского духовно-опытным старцем. В келлии батюшки Анатолия рядом с портретами и фотографиями Оптинских старцев можно было увидеть и большой портрет о. Иоанна Кронштадтского. А в библиотеке преподобного Анатолия была книга И.Н. Животова «Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)» (М., 1892).

<
Мария К
20-10-2010 13:01
Информация к комментарию
Иоанн Кронштадтский - мой любимый святой.

<
anna_bol
20-10-2010 13:04
Информация к комментарию
И мой.

<
anna_bol
20-10-2010 13:06
Информация к комментарию
И мой. Не знала, что такая духовная связь была у него с преподобным Анатолием (Потаповым)

<
petrov_vi
20-10-2010 13:08
Информация к комментарию
Лично мне было инетерсно когда узнал и о других книгах, которые были в келейной библиотеки Батюшки Анатолия. Существует «Список книг, поступивших из келлии старца Анатолия (Потапова)». 

<
Мария К
20-10-2010 13:09
Информация к комментарию
А что это за книги?

<
petrov_vi
20-10-2010 13:10
Информация к комментарию
Это прежде всего богослужебные книги: Часословы, Молитвословы, Требники, Акафисты различным святым. Много житий святых, изданных отдельными книгами. Часть книг в нескольких экземплярах, видимо предназначенных для раздачи. «Чин исповедания грехов монашествующих» указан в количестве 63 экземпляров.

<
Мария К
20-10-2010 13:13
Информация к комментарию
А из святоотеческой литературы какие книги были в библиотеке у Старца?

<
petrov_vi
20-10-2010 13:15
Информация к комментарию
Из книг древних святых Отцов у старца Анатолия были: св. Иоанна Златоуста «Письма» (СПб., 1855); преп. Иоанна Дамаскина «Слово о страстях и добродетелях»; преподобный авва Дорофей «Душеполезные наставления»; преподобного аввы Исаии отшельника «Духовно-нравственные слова» (Оптина Пустынь, 1911); «Творения» аввы Фалассия (Оптина Пустынь, 1894); преп. Орсисия «Учение об устроении монашеского жительства» (М., 1859); 


<
Мария К
20-10-2010 13:18
Информация к комментарию

Насколько помню, читала, что эти книги и другие Оптинские старцы читали и советовали читать другим. Надо об этом написать статью.


<
petrov_vi
20-10-2010 13:21
Информация к комментарию

Ну что же. Вы и напишите, милочка!

Добавлю к этому списку еще русских подвижников. Это книги святителя Игнатия (Брянчанинова); «Писания старца Паисия, архимандрита Молдовлахийского»; преп. Нила Сорского «О жительстве скитском».
Старец с интересом читал книги: «Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной Пустыни архимандрита Моисея» (1862), «Жизнеописание старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Илариона» (Калуга, 1897), «Письма к разным лицам» игумена Антония (М., 1889), «Собрание писем к монашествующим» иеросхимонаха Макария (М., 1862-1863), «Собрание писем к монашествующим» иеросхимонаха Амвросия (1908).


<
Мария К
20-10-2010 13:23
Информация к комментарию
Благодарю за помощь. Постараюсь в ближайшее время сделать такой список книг, которые читали Оптинские старцы.  

<
petrov_vi
20-10-2010 13:24
Информация к комментарию
Также большое место в библиотеке Старца занимали и описания различных русских монастырей, подчас малоизвестных и отдаленных.

<
Bagaeva
06-02-2019 15:23
Информация к комментарию
Сделаю выводы. Пост соблюдать молитвы утренние и вечерние читать и в храм ходить каждую субботу и воскресенье.

<
Elliza
05-06-2020 10:41
Информация к комментарию
Старец Макарий писал: "Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение".
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись