на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 16 октября
Прошу Ваших молитв о здравии р.Б. Алексея (у него сахарный диабет, гипертония он находиться в группе риска по короновирусу, а у него на руках больной ребенок инвалид ДЦП и престарелая мать, он один кормилец! Помолитесь за него пожалуйста!

  • 14 июля
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о упокоении: Пелагии Владимира Александра Шалвы Лидии. Благодарю!

  • 8 июня
Помолитесь, пожалуйста, об отр. Маргарите, что бы она все ж оказалась в списке поступивших. Что бы Богородица ослабила ей экзамены. Спаси Всех Господи!

  • 8 мая
Очень прошу молитв о здравии Александра!

  • 8 мая
Помолитесь пожалуйста на Проскомидии о упокоении : Владимира Шалвы Симеона Софии Егора Пелагии Клавдии Лидии Наталии Петра Александра Тамары Ивана Елизаветы Егора Георгия (Юрия) Валентина Андрея Игоря Галины Георгия Михаила Надежды (Абиричева) Василия Игоря Африкана Владимира. Усопшие - крещёные православные. Самоубийц нет. Шалва - православное грузинское имя. Спаси вас Господи.

  • 8 мая
ОЧЕНЬ ПРОШУ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ Р.Б.ОЛЬГИ

  • 7 мая
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о сохранении брака между мной в крещении Людмилой и моим мужем Александром (который не имеет иных отношений, но влюбился в другую женщину). Благодарю!

  • 7 мая
Необходимы молитвы за болящую Эмилию. Заболела вирусом.

8-09-2021, 00:42

О добродетели, десять глав


Глава 1.

Блаженны — город, въ которомъ царствуютъ благочестивые, и корабль, которым правятъ опытные, и монастырь, которым управляютъ воздержные. Но горе тому городу, въ которомъ царствуютъ нечестивые, и тому кораблю, которым правятъ неопытные, и тому монастырю, которым управляютъ сластолюбивые. город, за нечестие державствующихъ, наполнится варварами; корабль, по неопытности кормчихъ, сокрушится; и монастырь, отъ недеятельности управляющихъ имъ, запустеетъ.


Глава 2.

Если пребываешь на послушании у духовныхъ отцевъ; то твердость веры твоей обнаруживается не тогда, как тебе прислуживаютъ, и выслушиваешь ты льстивыя речи, но когда переносишь гонения и побои. И зверь, когда благоразумно ласкаютъ его, делается кроткимъ и ручнымъ. И если хочешь стать сосудомъ избраннымъ, то не имей негодования на наставника; но преуспевай въ покорности о Господе и въ смиренномудрии; потому что для сего ты и пришелъ, если только, узнавъ напередъ славу послушания, избралъ для себя оное. Жизнь святыхъ делается, братъ, светлою, когда возвеличена послушаниемъ. Служитель Господень Моѵсей, если не слушалъ учения иофорова, то однако же покорился и служилъ ему, хотя и достаточно наученъ былъ въ Египте. И иисусъ Навинъ, за совершенную покорность, удостоился такого дара, чтоб стать преемникомъ Моѵсею. И Самуилъ, находясь въ послушании у священника Илии, сподобился слышать гласъ Божий. А Елиссей за покорность же получилъ милость и благодать своего учителя. Но что говорить о подобострастныхъ намъ людяхъ? Сам Бог Слово, вочеловечившись, проводилъ жизнь въ смирении и повиновении, как учитъ насъ евангелистъ, говоря: и бе повинуяся има (Лук. 2, 51). Апостолъ же сказалъ еще: смирилъ Себе, послушивъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 81). Да и въ мирскомъ быту дети, которыя не хотятъ перенести отъ родителей добраго вразумления, не малой опасности подвергаютъ себя. Большая часть наказываемыхъ въ городахъ начальствомъ терпятъ наказание за непослушание, непокорность и жестоковыйность. И девицы, если не слушаютъ добрыхъ уроковъ, но, отложивъ въ сторону целомудрие, безпутствуютъ на площадяхъ и улицахъ, — терпятъ за сие самыя грубыя оскорбления; а которыя занимаются деломъ, проводятъ время въ безмолвии и целомудрии, те и у людей будутъ почтены, и у Господа прославлены. Началъ ты добрымъ изволениемъ; стой въ немъ твердо, чтоб Господь возвеличилъ тебя съ кроткими и смиренными въ Царствии небесномъ.


Глава 3.

Если братъ твой довел дело до половины, и случилось ему, заболевъ, возъиметь нужду въ тебе для окончания дела; то прийми на себя попечение, и потрудись для страждущаго со всемъ смиренномудриемъ. Когда же возвратится его здоровье; не желай присвоять себе дела брата своего, чтоб не навлечь тебе на себя осуждения отъ Господа и отъ людей. Можетъ быть, помыслъ скажетъ тебе: «Божие было въ этомъ домостроительство, что онъ занемогъ, а я вступилъ въ дело». Но почему же не остановился ты на этой доброй мысли: «конечно, Божие было въ семъ домостроительство, чтоб обнаружилось, каковъ ты въ своемъ произволении, — самолюбивъ или братолюбивъ»? Если же, по выздоровлении отъ болезни, Сам онъ будетъ отказываться; то прийми на себя дело съ доброю совестию и съ дозволения настоятеля, чтоб имети тебе свидетельство добро отъ внешнихъ (1 Тим. 3, 7). Благоговение требует правды: ибо о святейшемъ Симеоне, принявшемъ Спасителя въ объятия свои, написано, что былъ онъ праведенъ и благочестивъ (Лук. 2, 25).


Глава 4.

Будемъ, возлюбленный, постоянны сердцемъ; потому что слабость сердца противна добродетели. Потому не станемъ малодушествовать, если случится съ нами небольшое уныние, но будемъ сами себя приневоливать, подобно доброму путнику. Когда случится ему ослабеть на пути, не отказывается онъ отъ цели дальняго путешествия, но утешаетъ себя словами: «еще немного, и дойдешь до ночлега, и отдохнешь». Господь, видя, как онъ принуждаетъ себя, подаетъ ему силу, облегчая затруднения. Разслабление и леность приводятъ къ нищете, не только въ дарованияхъ духовныхъ, но и въ потребностяхъ телесныхъ.


Глава 5.

Если прежде всех прийдешь къ службе Божией и простоишь до отпуска, то да не надмеваетъ тебя симъ помыслъ; потому что занимающиеся рукоделиемъ много старания и бдительности употребляютъ въ деле своемъ. И не одно тело представляй Господу, но собери помышления свои въ сердце смиренномъ; ибо высокоумие подобно норе, въ которой гнездится змий и умерщвляетъ подходящаго.

А о томъ, чтоб не упиватъся виномъ и не проводить времени вместе съ женщинами, кажется для меня излишнимъ напоминать твоему боголюбию; такъ как всякий ясно видитъ, что чуждо это добродетели. Посему необходимо не въ этомъ только одномъ беречься устремления бесовъ, но и съ мужчинами не вести разговоровъ изнеженныхъ, возбуждающихъ сладострастие и ввергающихъ душу въ погибель. Ибо отъ свидания съ женскимъ поломъ отказываемся не потому, чтобы женщины были лукавы, но потому, что чрезъ свидание и беседу съ женщинами врагу легко насъ низложить и довести до преступления Божией заповеди. Почему надобно намъ беречься отвсюду приражения лукавыхъ духовъ, возлагая надежду на всеоружие и силу Святаго Духа. Кто запираетъ отъ врага одну дверь, а две отворяетъ ему и думаетъ о себе, что онъ въ безопасности, тотъ обманывается. Посему необходимо обезопасить себя отвсюду, и не давать предлога ищущему предлоговъ. Бог поругаемь не бываетъ (Гал. 6, 7); и страшно впасти въ руце Бога живаго (Евр. 10, 31). Ему слава и держава во веки! Аминь.


Глава 6.

Одинъ братъ, пребывая на послушании у духовныхъ отцевъ, пришелъ къ другому брату, и сказалъ: «хочу отойдти отъ духовныхъ отцевъ, и безмолвствовать Сам по себе». Тотъ отвечалъ ему: «у одного человека былъ сынъ, котораго, взявъ онъ, отдалъ на руки художнику, чтобы научилъ его художеству. Мальчикъ былъ невнимателенъ къ делу. И чрезъ несколько дней ребенокъ этотъ приходитъ къ отцу своему, и говоритъ: батюшка, возьми меня отъ учителя; Сам по себе могу лучше выучиться художеству. Но отецъ его сказалъ ему: если, у другихъ учась, и подъ руководствомъ ихъ, ничему ты не выучился; ты можешь ли, сынъ мой, сделать что одинъ, не научившись и никому не подчиняясь, сколько должно? Вижу, сынъ, что худо ты учился своему художеству, и боюсь, что напрасно старался я о тебе. Поэтому приймись, как следуетъ, за работу свою, сынъ мой, чтоб, сделавшись художникомъ, могъ ты найдти себе спокойствие: ибо ненаказанныхъ сретаетъ смерть (Прит. 24, 8). Посему и мы, возлюбленный, не будемъ усиливаться свергнуть съ себя иго подчинения о Господе, чтоб не сделать, неугоднаго Богу, и когда впадемъ въ искушение, не оставаться намъ безъ помощника. Когда Агарь, рабыня Саррина, бежала отъ лица госпожи своей; Ангелъ Божий, обретши ее, сказалъ ей: возвратися къ госпоже своей и покорися подъ руку ея (Быт. 16, 9). Такъ она и сделала, как было ей сказано. Когда же пришло ей время, отпущена она вместе и съ сыномъ ея на свободу и съ путевыми запасами; и когда блуждала по пустыне, и была въ опасности вместе съ сыномъ своимъ Измаиломъ погибнуть отъ жажды, Бог не презрелъ ея. Посему и намъ надобно переносить скорби великодушно, такъ как служащимъ Господу, а не людямъ. Пребывая на послушании, не будемъ творить делъ непослушания, чтоб и намъ не потерпеть, как потерпелъ Гиезий, служитель пророка Елиссея; а лучше превосходнымъ слушаниемъ принесемъ совершенный плодъ Господу нашему иисусу Христу». Ему слава и держава во веки! Аминь.


Глава 7.

Если кто прийдетъ къ тебе, говоря таинственно: «дадимъ себе слово быть между собою въ любви и въ единомыслии, такъ что, если скажу что тебе, слушайся меня безъ всякаго прекословия»; а потомъ, когда дадите другъ другу клятву, захочетъ совратить тебя въ грехъ; то не слушайся его, хотя бы обещалъ тебе что нибудь великое, и Сам простерся предъ тобою на земле, умоляя тебя нарушить заповедь Божию. Не приими лица на душу твою (Сир. 4, 26). Ибо диаволъ умеетъ не только подстроить это, но и приводить места изъ Писания, представлять въ предлогъ немощь плоти, и употреблять многия другия хитрости, чтоб сделать только человека преступникомъ заповедей Божиихъ, и иметь чемъ похвалитъся въ разсуждении его. А мы, вразумленные его усилиемъ и напраснымъ трудомъ, укрепимся въ благочестивыхъ мысляхъ. Люди, намеревающиеся выполнить собственную свою волю, лучше же сказать, волю действующаго средь нихъ диавола, много употребляютъ старания и искусства, чтоб цель ихъ не осталась недостигнутою; кольми паче намъ, обязавшимся вести жизнь духовную, надобно быть более сведущими и трезвенными, чтоб не хвалился въ разсуждении насъ диаволъ! По заповеди Спасителя нашего Бога надлежало вовсе не клясться (Матѳ. 5, 34). Но теперь уловленъ ты словомъ; не пренебрегай симъ; потому что за друга своего идешь въ руки злыхъ. Не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома; да спасешися яко серна отъ тенетъ, и яко птица отъ сети (Прит. 6, 4-5). Впрочемъ не падай умомъ, и не приходи въ замешательство; можно поправить дело, если впоследствии будешь иметь предъ очами Господа. Поэтому будь внимателенъ къ себе. Не связанъ ты клятвою, если удаляешься отъ зла; ибо Сам, по преизбытку человеколюбия проповедавший Евангелие въ мире, Сам Господь повелелъ людямъ каяться и удерживаться отъ всякаго греха (Матѳ. 4, 17). Смотри, не съ намерениемъ ли выполнить свои прихоти представляемъ въ предлогъ клятву, как будто не въ состоянии уже мы исхитить себя изъ сетей, разумею, вражиихъ? Бог поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7), и желающимъ спастись подаетъ руку. И такъ уклонися отъ зла и сотвори благо (Псал. 33, 15), и темъ соблюди слово свое, согласно съ сказавшимъ: отъ всякаго пути лукава возбранихъ ногамъ моимъ, яко да сохраню словеса Твоя (Псал. 118, 101).

Не угодно ли, совершенно удостоверю тебя, что не связанъ ты словомъ, если бегаешь зла, делаешь же добро, и удаляешься отъ всякаго человека, безчинно ходяща (2 Сол. 3, 6)? Выслушай притчу, или лучше сказать, примеръ. Одинъ человекъ имелъ у себя сына. И сынъ весьма почиталъ отца своего, старался соблюдать все его приказания, и во всемъ угождалъ отцу своему. Другой же некто, побуждаемый завистию къ преспеянию юноши, и пришедши тайно, сказалъ: «поклянись мне въ разсуждении отца своего, что сделаешь все, что ни скажу тебе, и соблюдешь это безъ всякаго прекословия». Юноша поступилъ худо, и далъ ему клятву. После этого сказалъ ему взявший съ него клятву: «пойди, оскорби отца своего, нанеси ему удары, не стыдись больше лица его, и делай все, что запрещаетъ онъ тебе; такъ как далъ ты мне клятву, и не можешь преступить сказаннаго мне тобою». Ужели же сынъ согласится на такое неразумное, лучше же сказать, нечестивое дело, и изъ уважения къ отцу не пренебрежетъ беззаконнымъ его советомъ? — Онъ ответитъ советнику такъ: «вижу, что ты человекъ не истины держащийся, а врагъ, злоумышляющий противъ моего отца и противъ моей души. Но тебе не обольстить меня, как змий обольстилъ Еву коварствомъ, и не вовлечь меня въ нечестие злонамеренною твоею хитростию. Отецъ не побранитъ меня за то, что я не поддался твоему злочестию. Почему пренебрегаю твоимъ беззаконнымъ советомъ, изъ уважения къ отцу моему и ради спасения души своей, уши свои запечатлеваю крестнымъ знамениемъ, чтоб ядъ словъ твоихъ не вливался более въ слухъ мой, и по причине лукавства твоего, буду бегать встречи съ тобою».

Повелеваетъ же намъ и Апостолъ отлучатися отъ всякаго брата безчинно ходяща. И Богу невозможно угодить злыми делами. Итакъ, возлюбленный, не позволяй увлекать тебя людямъ грешнымъ, чтоб не прогневать тебе Отца своего небеснаго, делая противное заповедямъ Его, и не стать безответнымъ въ день суда; потому что преступлениемъ заповедей святаго Евангелия прогневаешь ты Бога. Будь внимателенъ къ себе, учась у Пророка, въ чемъ конецъ слова; ибо Пророкъ говоритъ: кляхся и поставихъ не то, чтоб преступать заповеди Твои и все судьбы Твои; но кляхся, сказано, и поставихъ сохранити заповеди Твои и все судьбы правды Твоея (Псал. 118, 106). И еще говоритъ: неправду возненавидехъ и омерзихъ: законъ же Твой возлюбихъ (Псал. 118, 163); и этимъ, по милости Божией, избежишь великихъ искушений и опасностей. А съ вынуждавшимъ у тебя клятву исполнится написанное: обратися болезнь его на главу его, и на верхъ его неправда его снидетъ (Псал. 7, 17). Посему приобретай любовь и единомыслие, не клятвами, не ласкательствами, и не прочими непозволенными делами вынуждаемое, но утвержденное по Богу на душевномъ расположении. Въ такое единомыслие не вкрадывается ничто несправедливое, или вынужденное. И будетъ съ тобою благодать Господа нашего иисуса Христа, Которому слава и держава во веки! Аминь.


Глава 8.

Отказывайся заседать съ еретиками и съ сластолюбцами, которые не говорятъ ничего вернаго; слова ихъ на подобие стрелъ язвятъ сердца. Видалъ я людей, которые развращаютъ душу словами; таковыхъ можетъ быть писание символически называетъ изливающими семя, или прокаженными (Лев. 22, 4). Ибо как изливающий семя делаетъ, по закону, нечистымъ все, на чемъ сядетъ, или на что плюнетъ (Лев. 15, 4. 8); такъ и у этихъ людей нечистое излияние страстной души и плюновение словъ делаетъ оскверненными выслушивающихъ. А можетъ быть, страстное состояние души ихъ должно уподобить, по сказанному выше, и носящему на себе язву проказы. Въ лике святыхъ всякий имелъ у себя поясъ, стягивающий чресла и означающий строгость жития; потому что они приобрели себе всеоружие Святаго Духа, и крепко препоясаны были силою Святаго Духа. А эти люди, как видимъ, лишены сего дара, по собственному ихъ нерадению, и чресла ихъ не препоясаны целомудреннымъ поясомъ; напротивъ того, все у нихъ разслаблено и распутно, — и нравы ихъ, и речи, и дела. Недугующий въ вере говоритъ: «содержащимъ здравую веру какой причинитъ вредъ сношение съ какимъ бы то ни было человекомъ, право ли онъ веруетъ, или зломудренъ»? А люди, преданные чреву и грубымъ удовольствиямъ, скажутъ: «что вреднаго — есть, пить, и наслаждаться? Худо телесное вожделение; худо пожелать чужаго, или украсть». А если и въ этомъ будутъ уличены, то скажутъ еще: «по теснымъ обстоятельствамъ сделалъ я это; укралъ для того, чтоб насытить голодную душу». Что нечище такихъ речей? Что безобразнее этой проказы? Посему Писание и не позволяетъ симъ сквернымъ помысламъ оставаться въ ограде святыхъ душъ, как и пораженнымъ язвою проказы законъ не дозволялъ водружать кущу среди стана сыновъ Израилевыхъ. И действительно, весьма неприлично нечистые помыслы оставлять среди светлыхъ и святыхъ помышлений, или допускать ихъ туда. Давая разуметь слабость, безобразие и распутство поведения сихъ людей, безстыдство ихъ произволения, недозволенность и неизвинительность делъ ихъ, законъ говоритъ: и прокаженъ, на немъ же есть язва, ризы его да будутъ раздраны, и глава его не покровена, и около устъ своихъ да обвиется, и нечистъ прозовется. Вся дни, въ няже будетъ на немъ язва, нечистъ сый, нечистъ будетъ; отлученъ да седитъ, вне полка да будетъ ему пребывание (Лев. 13, 45-46). Сюда принадлежатъ те, которые говорятъ: да ямы, и пиемъ, утре бо умремъ (Ис. 22, 13). Это слова людей, удалившихся отъ истины, а также и еретическое мудрование; потому что еретики, желая подкрепить свое ложное мнение, стараются представить изречения и свидетельства изъ божественныхъ Писаний къ развращению сердецъ въ послушныхъ имъ. О нихъ прекрасно и сильно выразился некто изъ святыхъ, такъ уча и говоря: «Имея у себя такое начало, о которомъ Пророки не проповедали, которому Господь не училъ, котораго Апостолы не предали, они всеми мерами хвалятся, что узнали это лучше всякаго другаго, вычитавъ въ неписанныхъ книгахъ; и взявшись, по пословице, вить веревки изъ песку, покушаются къ сказанному ими приладить и достоверное, как то Господни притчи, или пророческия изречения, или апостольския слова, чтоб вымыслъ ихъ не казался не имеющимъ свидетельства. Оставляя въ стороне порядокъ и связь писаний, и сколько можно, разрывая члены истины, переставляютъ и переиначиваютъ слова, и изъ одного делая другое, обольщаютъ многихъ чемъ то не складно составленнымъ изъ собранныхъ вместе словъ Господнихъ. Если кто, взявъ царское изображение, прекрасно и тщательно составленное умнымъ художникомъ изъ отличныхъ мелкихъ камней, и уничтоживъ представленный видъ человека, переставитъ и приведетъ въ другой видъ сии камни, сделавъ изъ нихъ образъ пса или лисицы, и объ этомъ негодномъ произведении вздумаетъ дать отзывъ, и скажетъ: «вотъ то самое прекрасное царское изображение, которое произвелъ умный художникъ», указывая при семъ на прекрасные камни, изъ которыхъ первымъ художникомъ сделано было царское изображение, а последнимъ дурное изображение пса, — и указаниемъ на камни станетъ обманывать и уверять неопытныхъ, не имеющихъ понятия о царскомъ лице, что этотъ гнусный видъ лисицы есть то самое прекрасное изображение царя; то подобнымъ сему образомъ и эти люди сшиваютъ бабии басни, собираютъ оттуда и отсюда слова, изречения и притчи, и хотятъ по своимъ баснямъ преобразовать словеса Божии» [2]. И такъ достаточно вразумляемые примеромъ, будемъ бегать отъ растленныхъ речей еретическихъ и отъ подражания живущимъ распутно, хотя, по видимому, и представляютъ они места изъ Писаний: будемъ бегать, чтоб, пребывая здравыми въ вере и въ делахъ, принести намъ совершенный плодъ Господу нашему иисусу Христу. Ему слава во веки! Аминь.


Глава 9.

Вникни, смиренный монах, въ тотъ образъ, какимъ облекся ты; смотри, сколько разности между симъ образомъ и мирскимъ. Останови мысль свою на томъ, что имъ означается; и именно на томъ, что имъ доказывается отложение мирскихъ нравовъ и делъ, и дается напоминание о духовномъ делании. Поэтому не будь нерадящимъ о добродетели, но всеми силами старайся иметь въ себе святыню, такъ как для сего оставилъ ты и миръ; приобретай себе невинность, чтоб вселился въ тебе Духъ Святый. Выслушивай, возлюбленный, доброе наставление о Господе, и не пренебрегай онымъ, чтоб найдти тебе успокоение въ себе самомъ. Не внимай срамнымъ пожеланиямъ и суетнымъ ласкательствамъ, чтоб не обманулъ тебя кто нибудь пустыми речами; не соревнуй въ злыхъ делахъ; не обращай внимания на чужия падения. Храни себя невиннымъ; и если началъ возгараться въ тебе греховный пламень, угашай его слезами; потому что Господь спасаетъ обращающихся къ Нему. Сего проси себе у Господа, потому что Господь любитъ работающихъ Ему въ святости. Драгоценное стяжание — невинность въ правомъ помысле. Если возлюбишь ее; то будешь прославленъ Господомъ, и во всемъ благоуспеешь. Слыша сие, смотри, чтоб очей ума твоего не смежилъ суетными помыслами диаволъ. Онъ не поможетъ тебе, когда повлекутъ тебя злые аггелы; потому что и себе помочь будетъ не въ силахъ. Ему и аггеламъ его уготована геенна; а тебе готовится райская радость, если будешь удаляться отъ делъ его. Радуется диаволъ, когда ведешь ты неприличную жизнь; но печаль ему, когда преуспеваешь ты въ добрыхъ делахъ. Итакъ не пренебрегай помянутою выше добродетелию; ибо не много утрудишься въ делании; но твердо положись на то, что скоро вкусишь плодовъ ея. Если же не воспользуешься полезными уроками: то раскаешься на последокъ твой, егда иструтся плоти тела твоего, и речеши: како возненавидехъ наказание, и отъ обличений уклонися сердце мое? Не послушахъ гласа наказующаго мя, и ко учащему мя не прилагахъ уха моего. Вмале бехъ во всякомъ зле посреде церкви и сонмища (Прит. 5, 11-14).

Итакъ не будемъ нерадивы въ деле своего спасения, возлюбленный; не поревнуемъ живущимъ въ распутстве, въ гордыне и безстрашии. Стыдъ и укоризны покроютъ ненавидящихъ Господа. Дни наши бегутъ, и конецъ приближается; восплачемъ предъ Господомъ Богомъ нашимъ, пока не заключены въ тму кромешнюю. Можно ли будетъ и многими слезами возвратить намъ дни сии, если проведемъ ихъ въ злыхъ делахъ, и ни мало ими не воспользуемся? Се ныне время благоприятно: се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). Блаженны трезвящиеся, потому что увенчаются они въ радовании. Блажени плачущии ныне, яко тии утешатся (Матѳ. 5, 4), съ избранными Божиими. Блаженны труждающиеся о Господе, потому что ихъ ожидаетъ райское наслаждение, которое улучить да сподобимся все мы молитвами всех благоугодившихъ Господу нашему иисусу Христу. Ему слава во веки вековъ! Аминь.


Глава 10.

Взыщемъ духовной жизни, возлюбленный, чтоб при деятельности, содействующей вере, оказаться тебе въ той и другой человекомъ совершеннымъ. Къ богословию же едва и тогда будемъ способны, когда, победивъ страсти, искоренимъ въ себе всякое житейское пристрастие, и не будемъ иметь въ уме никакого предразсудка. Ибо тогда вразумляющая благодать Святаго Духа, обретши въ насъ упокоение, просветитъ сердца наши, как уготованный светильникъ, обильный масломъ и снабженный светильнею, въ которомъ огонь, охвативъ собою горючее вещество, такъ воспламеняетъ светильникъ, что онъ изливаетъ обильный светъ и озаряетъ предстоящихъ. Но если мы въ порабощении еще у страстей, и погрязая въ нихъ, домогаемся высшаго места; то не малой подвергаемся опасности, уподобившись светильнику, лишенному елея и сгараемаго вещества, который и на короткое время не можетъ поддержать теплоту и силу огня. Поэтому надобно намъ прежде позаботиться о приуготовлении себя къ принятию умнаго света, чтоб соделаться достойными духовныхъ дарований. Взыщемъ жизни духовной, чтоб освятились въ насъ и умъ, ставъ подъ властию Духа Святаго, и тело, ставъ причастнымъ Духа.

Каждый день будемъ просить у Господа слезъ сокрушения, чтобы, когда станемъ плакать о грехахъ своихъ, процвела душа, избавившись отъ греховной засухи. Не будемъ нерадивы о душе своей, окопаемъ ее, обложивъ гноемъ, чтоб, смягчившись и воспламенившись, принесла плодъ благопотребный Владыке. Вместо заступа есть у насъ Ветхий и Новый Заветъ, и вместо гноя — теплота Святаго Духа. Позаботимся въ этомъ о душе, напоявая ее слезами, чтоб, такъ возделываемая и орошаемая слезами, принесла она плодъ въ правде, и чтоб, въ противномъ случае, вознерадевъ о ней, и намъ не сказать въ часъ разлучения со страхомъ и трепетомъ, подобно царю амаликитскому: тако ли горька смерть (1 Цар. 15, 32)? Езекия, который во время своего здравия не былъ нерадивъ въ семъ деле правды, во время тесноты и смерти нашелъ себе утешение у Господа. Ибо когда выслушалъ отъ пророка приговоръ о своей смерти, обрати лице свое къ стене, и помолися ко Господу, глаголя: Господи, помяни, яко со истиною ходихъ предъ Тобою, сердцемъ истиннымъ, и угодная предь очима Твоима сотворихъ. И плакася Езекия плачемъ великимъ (4 Цар. 20, 2-3). Что же милосердый Господь? Скоро, и ни мало не медля, отвечалъ ему чрезъ Пророка, говоря: услышахъ гласъ молитвы твоея, и видехъ слезы твоя, и се прилагаю ко времени жизни твоея летъ пятнадесять, и отъ руки царя ассирийска избавлю тя (4 Цар. 20, 5-6), и такъ далее. Видишь, сколько хорошаго жить не съ небрежениемъ, но иметь всегда предъ очами страхъ Господень? Великий страхъ и трепетъ угрожаетъ намъ. Позаботимся и мы о делахъ добрыхъ, чтоб во время нужды и скорби найдти намъ заступника въ Господе. Не забывая предъ симъ сказаннаго, будь внимателенъ къ себе, возлюбленный, и всячески храни душу свою, чтоб не остаться тебе безъ искомой тобою жемчужины.

Возлюби благоговение и воздержание, чтоб получить великую пользу. Если же начнешь нерадеть, предаваясь объядению и пиянству; то погибнешь вместе съ пресыщающимися роскошно: и во-первыхъ, удалишь темъ отъ себя Божию благодать; во-вторыхъ, осудятъ тебя за сие и видящие твое безстыдство; а въ третьихъ, и рукоделий у каждаго изъ насъ не достанетъ на такия издержки; наконецъ, отсюда раждаются развлечения, хлопоты, лжи, неправды, частыя отлучки, ласкательство предъ высшими, и все тому подобное. Посему величайшее благо — благоговение и воздержание; потому что объядение разоряетъ, а воздержание созидаетъ; одно же другому противоположно и одно съ другимъ совмещено быть не можетъ. Почему, если правымъ помысломъ возлюбишь благоговение и воздержание: то во всех отношенияхъ будешь возвышенъ; потому что благоговение учитъ, жить уединенно, не оставаться на долго вне келлии, не сходиться съ подающими худые советы. Не развлекай также мыслей светлымъ одеяниемъ; не много одеждъ имей въ своемъ употреблении, упражняясь въ безмолвии, и посвятивъ себя воздержанию, не заботься о многихъ на себя издержкахъ, но довольствуйся настоящимъ. Тремя, четырьмя или пятью сухарями, небольшимъ количествомъ чечевицы, или бобовъ, или зелени, удовлетворишь необходимой потребности; и во всемъ этомъ имеешь помощникомъ и содейственникомъ Господа, утучняющаго душевныя твои силы благою надеждою. А кто увлекается необузданными пожеланиями, у техъ вся жизнь ихъ въ заботахъ. У нихъ приходитъ въ забвение даже самое памятование о Боге. А нетъ бедствий тягостнее этого; потому что при всегдашнемъ памятовании о Господе удаляются отъ души гнустныя страсти, как злодеи въ приближении военачальника; чрезъ это же устрояется Святому Духу чистое жилище. Но где нетъ памятования о Боге, тамъ господствуетъ мракъ и зловоние, тамъ совершается всякое негодное дело.

Но думаю, что есть некоторыя степени жизни плотской и жития добродетельнаго. И диаволъ, изобретатель греха, увеселяясь общею нашею погибелию, доводитъ душу до наклонности къ плотскому, понемногу увлекая, запутывая и приближая къ стремнинамъ не очень внимательныхъ, пока не ввергнетъ ихъ въ самое дно адово, соделавъ устраненными и отчужденными отъ небеснаго Царствия; почему Апостолъ, как бы перечисляя некоторыя ступени, низводящия въ адъ, говоритъ: явлена суть дела плотская, яже суть блудъ, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, завиды, ярости, разжжения, распри, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинны кличи и подобныя симъ (Гал. 5, 19-21). Какой же конецъ этого — высказываетъ онъ со всею силою, говоря: яже предглаголю вамъ, якоже и предрекохъ, яко таковая творящии Царствия Божия не наследятъ (Гал. 5, 21). Посему необходимо намъ весь умъ свой устремить въ горнее, и не попускать ему склоняться долу — къ запрещенному. Если же и запнулъ насъ въ чемъ врагъ, то скорее возстанемъ, чтоб, вовлекши насъ въ прочия злыя дела и постепенно запутывая, и изъ одного падения ввергая въ другое, не низложилъ напоследокъ въ самую глубину погибели и отчаяния. Даже, если врагъ ввелъ насъ и во все запрещенное, то не будемъ на семъ останавливаться и отчаяваться въ себе самихъ: потому что все это можно преодолеть покаяниемъ, и стать на самомъ поприще благочестия. Тогда, наконецъ, Господь, видя въ насъ перемену, искреннее покаяние, и то, что Его одного возжелали мы всемъ сердцемъ, и угодное Ему творимъ, возглаголетъ намъ уже не как рабамъ Своимъ, но как искреннимъ друзьямъ, и воззоветъ насъ къ совершеннейшимъ и высшимъ добродетелямъ, говоря: друже, посяди выше (Лук. 14, 10), то есть, воззоветъ къ прекрасному восхождению, возводящему на небеса, котораго степени — вера, надежда, любовь и прочие плоды духа. А когда сделаемся гражданами горняго иерусалима, тогда возрадуется сердце наше, и радости нашея никтоже возметъ отъ насъ (иоан. 16, 22). Господь же Бог Вседержитель советомъ Своимъ да путеводитъ насъ и державною рукою Своею да покроетъ насъ. Ибо горе и погибель человеку, который не имеетъ Бога своимъ помощникомъ; такъ как нетъ иного помощника, кроме Бога живаго: потому что онъ Господь неба и земли, и вся влика хощетъ, творитъ и на небеси горе и на земли низу, и въ мори и въ бездне (Псал. 134, 6), и несть иже воспротивится воле Его (Дан. 4, 34). Ему слава, величие и велелепие во веки вековъ! Аминь.


 Творения святаго отца нашего преп. Ефрема Сирина







Оптина пустынь
4. «Придёт время, и вы ничего не станете узнавать». Современные средства массовой информации

Оптина пустынь
Если прикасающиеся к краю одежды Его <Христа> привлекали на себя чудодейственную силу, то не

Оптина пустынь
Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай

Оптина пустынь
...Не тело причина страстей, но свободная воля, производящая страсти. Ибо тело движется

Оптина пустынь
Знай, чадо, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд,

Оптина пустынь
Если желаем искренно приступить к Создателю нашему, то необходимо нам подвизаться об освобождении

Оптина пустынь
Слово о спасении в девяноста главах (часть 4) Не смейся и не осуждай впадшего в искушение, но

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись