на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 16 октября
Прошу Ваших молитв о здравии р.Б. Алексея (у него сахарный диабет, гипертония он находиться в группе риска по короновирусу, а у него на руках больной ребенок инвалид ДЦП и престарелая мать, он один кормилец! Помолитесь за него пожалуйста!

  • 14 июля
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о упокоении: Пелагии Владимира Александра Шалвы Лидии. Благодарю!

  • 8 июня
Помолитесь, пожалуйста, об отр. Маргарите, что бы она все ж оказалась в списке поступивших. Что бы Богородица ослабила ей экзамены. Спаси Всех Господи!

  • 8 мая
Очень прошу молитв о здравии Александра!

  • 8 мая
Помолитесь пожалуйста на Проскомидии о упокоении : Владимира Шалвы Симеона Софии Егора Пелагии Клавдии Лидии Наталии Петра Александра Тамары Ивана Елизаветы Егора Георгия (Юрия) Валентина Андрея Игоря Галины Георгия Михаила Надежды (Абиричева) Василия Игоря Африкана Владимира. Усопшие - крещёные православные. Самоубийц нет. Шалва - православное грузинское имя. Спаси вас Господи.

  • 8 мая
ОЧЕНЬ ПРОШУ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ Р.Б.ОЛЬГИ

  • 7 мая
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о сохранении брака между мной в крещении Людмилой и моим мужем Александром (который не имеет иных отношений, но влюбился в другую женщину). Благодарю!

  • 7 мая
Необходимы молитвы за болящую Эмилию. Заболела вирусом.

11-09-2021, 00:29

Для тех, кто хочет быть монахом


Глава 1-я.

Слушай, возлюбленный, пришедши съ темъ, чтоб стать монахомъ, решился ты отречься отъ мира. Если совершишь сие законно, то возрадуются о тебе не только люди, но и Ангелы Божии, какъ написано: радость бываетъ на небеси о единомъ грешнице кающемся, нежели о девятидесятихъ и девяти праведникъ, иже не требуютъ покаяния (Лук. 15, 7. 10). Итакъ, если законно ты началъ, законно и соверши. Прежде нежели облекся въ сей образъ, знай, что идешь на подвигъ. И съ кемъ у тебя брань? Слушай того, кто говоритъ: несть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, ко властемъ, и къ миродержителемъ тмы века сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися въ день лютъ (Ефес. 6, 12-13). Итакъ не изнемогай въ своемъ течении, пока не получишь награды. Возненавиделъ ты миръ? Питай ненависть и къ кичливости его. Отвергъ временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Сталъ чуждъ родителямъ по плоти? Пребывай въ отречении, мужественно перенося труды добродетелей. Ибо отречениемъ называется не то, которое на одинъ день сделано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь действительно стать победоносцемъ, то учись переносить труды добродетелей мужественно, съ мудрою кротостию. Скажу для примера: обиженный низшими, не гневайся; уничижаемый, переноси; заушаемый, терпи; оклеветанный, будь великодушенъ; лишенный принадлежащаго тебе, благодари. Посмотри на согражданина своего (разумею нищаго Лазаря): въ какой скудности и въ какомъ труде терпелъ онъ для Господа? Взираше бо на мздовоздаяние (Евр. 11, 26), по написанному: недостойны страсти нынешняго времени къ хотящей славе явитися въ насъ (Рим. 8, 18). И ты, возлюбленный, возжелавъ сподобиться ублажения отъ Господа, иди путемъ смиренномудрия; и Господь дастъ тебе венецъ жизни, егоже обеща любящимъ Его (иак. 1, 12). Ему слава во веки! Аминь.


Глава 2-я. Притча.

Два человека пошли въ городъ, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, встретилось имъ на дороге место, на которомъ были рощи, и въ нихъ расли тенистыя дерева, текли ручьи водъ, и было много приятныхъ местоположений. Когда путники увидели это; одинъ, поспешивъ видеть городъ, прошелъ по этому месту скоро, а другой остановился посмотреть, и отсталъ. Потомъ и ему хотелось выйдти изъ-подъ древесной тени; но побоялся зноя. Пока же медлилъ онъ на месте, наслаждаясь приятностию его, вышелъ зверь, живущий въ этомъ лесу, схватилъ его, и увлекъ въ свое логовище. Между темъ другой, который не былъ нерадивъ, и не развлекался красотою деревъ и места, достигъ города.

Братъ говоритъ: «желаю слышать объяснение на это; потому что не понимаю, что такое значитъ». Слушай, говорятъ, при содействующей намъ благодати. Два человека — это вступившие на путь благочестия, и начавшие подвизаться на ономъ. Врагъ же, намереваясь остановить ихъ въ шествии, приноситъ въ нихъ бесовския пожелания: тщеславие, любоначалие, гордость и все тому подобное. И кто поспешилъ достигнуть почести вышняго звания о Христе (Флп. 3, 14), тотъ не задержанъ этимъ. А развлекшийся красотою деревъ и места означаетъ человека, который отъ невидимаго склонилъ умъ свой къ видимому. Зной — это трудъ добродетелей. А что человекъ замедляетъ на месте, и делается добычею зверя, это значитъ — останавливать помыслъ на вожделении земнаго; и изъ этого вожделения подобно лютому зверю выходитъ грехъ, и овладеваетъ человекомъ, какъ написано: похоть заченши раждаетъ грехъ: грехъ же содеянъ раждаетъ смерть (иак. 1, 15).

Посему, возлюбленные, будемъ бегать мирскихъ похотей, чтоб снова не соделаться намъ рабами греха. Ибо Спаситель говоритъ: аминь глаголю вамъ: всякъ творяй грехъ, рабъ есть греха (иоан. 8, 34). Будемъ служить благоугодно Богу, насъ освободившему; не станемъ обольщаться тлетворными страстями, и обращать внимание на благолепие одеяния, или кукуля, или пояса, или аналава, но устремимся къ тому, что смиренно и не тщеславно, что прилично святымъ. Ибо темъ, которые подчинили себе важнейшее, не прилично уступать надъ собою победу самому маловажному. Всегдашнимъ же у насъ попечениемъ да будетъ то, чтоб внутренний нашъ человекъ благоугождалъ Испытующему сердца и утробы (Псал. 7, 10); а безполезнымъ пренебрежемъ. Ибо никтоже можетъ двема господинома работати (Матѳ. 6, 24), по слову Владычнему. Кто учась плотничному делу, вместо скобели добываетъ себе копье? Или кто, желая успеть въ смиренномудрии, домогается суетной славы? Или кто, вожделевая небеснаго, не пренебрежетъ земнымъ?

Господь же да дастъ намъ и делать и мыслить угодное Ему! Ему подобаетъ слава во веки! Аминь.


Глава 3-я. О плотской брани.

Если востанетъ въ тебе плотская брань; не бойся и не упадай духомъ, чтоб не придать противъ себя смелости врагу; и онъ посеетъ въ тебе какия нибудь свои мысли, и будетъ говорить: «не возможно прекратиться въ тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти»; чтоб, уязвивъ тебя, стать ему противъ тебя и посмеяться надъ твоею слабостию. Но терпя потерпи Господа, съ плачемъ излей молитву свою предъ благостию Его, и Онъ услышитъ тебя, и возведетъ тебя отъ рова страстей, то есть, нечистыхъ помысловъ, и отъ брения тины, то есть, гнусныхъ мечтаний, и поставитъ нозе твои на камени святости (Псал. 39, 1-3), и узришь пришедшую къ тебе отъ Него помощь. Терпи только, не разслабевай помысломъ, не приходи въ изнеможение, вычерпывая воду изъ ладии; потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти, речетъ: се приидохъ (Исх. 58, 9); но выжидаетъ, чтоб увидеть твой подвигъ, точно ли даже до смерти противоборствуешь греху. Итакъ не малодушествуй; Богъ не оставилъ тебя. Онъ взираетъ на твой подвигъ; смотрятъ на оный и ликъ святыхъ Ангеловъ, и толпа бесовъ. Ангелы подаютъ венецъ побеждающему; бесы покрываютъ стыдомъ побежденнаго. Много борения у Ангеловъ за тебя, возлюбленный; много усердия у бесовъ противъ тебя, Христолюбецъ. Итакъ, будь внимателенъ къ себе, не опечаль своихъ, и не обрадуй чужихъ. Своими же называю святыхъ Ангеловъ, а чужими — нечистыхъ бесовъ.

Для очей Божиихъ нетъ скрытнаго места, возлюбленный, нетъ тмы въ очахъ Господнихъ, братъ. Да не обольщаетъ тебя противникъ; близъ ногъ Божиихъ стоишь ты. Не пренебрегай этимъ. Ибо написано: небо Мне престолъ, земля же подножие ногама Моима (Деян. 7, 49). Не разслабевай помысломъ, но мужайся; Помощникъ близко. Послушай, что говоритъ Пророкъ: вси языцы объидоша мя, и именемъ Господнимъ противляхся имъ: объишедше объидоша мя, и именемъ Господнимъ противляхся имъ: одъидоша мя яко пчелы сотъ, и разгорешася, яко огнь въ тернии: и именемъ Господнимъ противляхся имъ. Отриновенъ превратихся пасти, и Господь приятъ мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение (Псал. 117, 10-15).

Итакъ терпи, подвижникъ, да искусенъ бывъ приимеши венецъ жизни, егоже обеща Господь любящимъ Его (иак. 1, 12). Быть боримымъ страстями и противоборствовать имъ — это делаетъ насъ искусными къ выдержанию брани. А если не борютъ насъ страсти; то станемъ, можетъ быть, осуждать боримыхъ ими, потому что сами не испытали борения, и впадемъ въ высокоумие. Ибо не то опасно, что борютъ насъ страсти, и мы боремся съ ними; но бедственно то, если по лености падемъ передъ сопротивниками. И такъ противостань палящей тебя похоти, чтоб избежать никогда не угасающаго пламени. А если победятъ насъ страсти, то не отступятся отъ насъ, но еще смелее будутъ нападать на насъ. Послушай того, кто говоритъ: медъ каплетъ отъ устенъ жены блудницы, яже на время наслаждаетъ твой гортань: последиже горчае желчи обрящеши, и изощрену паче меча обоюду остра (Прит. 5, 3-4). Итакъ будь внимателенъ къ себе самому, чтоб не лишиться тебе славы лица Божия. Ибо написано: миръ имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Ему подобаетъ слава во веки вековъ. Аминь.


Глава 4-я.

Не принимай мнения людей зломудренныхъ, которые говорятъ: «после того какъ умру, чего мне ждать»? и говорятъ сие, чтоб прогневать Господа Бога, Который будетъ судить живыхь и мертвыхъ. Горе душе, которая слушается такой мысли! Горе человеку, который такъ думаетъ! Это мнение убедившихся въ немъ низведетъ въ затворы смерти. Это мнение удаляетъ отъ Бога и делаетъ преклонными къ диаволу.

Но ты, верующий, беги отъ злаго совета, и не буди неверенъ, но веренъ (иоан. 20, 27). Ибо веруемъ, что будутъ по смерти судъ и воздаяние: веренъ бо есть Обещавый (Евр. 10, 23). Не неправеденъ Богъ, чтоб забыть о награде служившимъ Ему истиною, якоже есть писано: ихъ же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Хочешь ли, возлюбленный, разуметь силу слова? Разсуди, какую славу приобретаютъ святые и на земле. Память праведныхъ, какъ написано, съ похвалами: имя же нечестивыхъ угасаетъ (Прит. 10, 7). Ты же, возлюбленный, верь писанному въ божественныхъ Писанияхъ, но бегай того, что говорятъ неверующие: у нихъ превратны умъ и совесть; Бога исповедуютъ ведети, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 15-16). Посмотри на Ирода: онъ имелъ на себе царскую одежду и говорилъ речь народу; но зане не воздаде славы Богу, Ангелъ Господень порази его, и бывъ червми изъяденъ, издше (Деян. 12, 21. 23).

Если ты соделался сильнымъ въ добродетели, и ненавистникъ добра возбуждаетъ на тебя некоторыхъ людей къ утеснению твоему: то не приходи въ робость, и не изменяй благочестию изъ страха человеческаго; потому что страшно есть еже впасти въ руце Бога живаго (Евр. 10, 31). Слушай, что говоритъ Спаситель: аще Мене изгнаша, и васъ изженуть (иоан. 15, 20).

Посему надобно бегать растленной беседы людей зломудренныхъ; и обращать внимание не на внешний одинъ видъ, или на седины, но на образъ мыслей человека. Ибо это те самые, о которыхъ говоритъ Апостолъ: имущии образъ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3, 5). Если согласишься на лживыя ихъ речи, и оставишь путь узкий и тесный; то бойся, чтоб тебе, горя въ неугасимомъ огне, не услышать этотъ горький и неумолимый, исполненный плача и горькихъ слезъ, приговоръ: чадо, помяни, яко восприялъ еси благая твоя въ животе твоемъ, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши (Лук. 16, 25). Напротивъ того къ Богу только устремляй взоръ свой, и по скончании доблестной жизни, душа твоя въ будущемъ веке возрадуется съ праведными: и радости твоея никтоже возьметъ отъ тебе (иоан. 16, 22). Богу подобаетъ слава во веки вековъ! Аминь.


Глава 5-я.

Ныне два есть рода скорбей, которыми окруженъ всякий человекъ подъ солнцемъ: скорбь по Богу, и скорбь мирская; и не возможно перейдти настоящую жизнь безъ которой нибудь изъ нихъ, — или безъ скорби по Богу, или безъ скорби мирской. И скорбь мирская тяжела и не вознаградима, а скорбь по Богу имеетъ надежду вечной жизни. Посему ты, какъ мудрый, склонись на ту скорбь, которую самъ избралъ, потому что не противъ твоей воли постигаетъ тебя; и не следуй своимъ помысламъ, но какъ скоро встревоженъ ты ими, сперва призови Господа, а потомъ прийми советъ и всякаго человека, боящагося Господа. Если не потерпишь вразумления людей, боящихся Господа, то душа твоя будетъ, какъ городъ не огражденный стенами; варваръ, когда захочетъ, войдетъ и возьметъ его. Написано: вопроси отца твоего, и возвеститъ тебе, старцы твоя и рекутъ тебе (Втор. 32, 7). Мудрый прийметъ советъ.

Будемъ же бегать пиянства, будемъ, сколько можно, бегать встречи съ женщинами: ибо слово женщины, какъ тенета въ сердце (Прит. 7, 21), и выслушавшаго оное влечетъ къ скверному смешению.

Если постигнетъ тебя телесная болезнь, не малодушествуй, но переноси съ благодарностию; ибо Апостолъ говоритъ: егда немощствую, тогда силенъ есмь (2 Кор. 12, 10); и въ другомъ месте сказано: блаженъ человекъ, егоже аще накажеши, Господи, и отъ закона Твоего научиши его (Псал. 93, 12). Итакъ, возлюбленный, возвергнемъ печаль свою на Господа, яко Той печется о насъ (1 Петр. 5, 7).

Что касается до пропитания себя самихъ, то сильные будемъ работать, а когда постигнетъ насъ немощь, тогда если наши настоятели (чего да не будетъ!) оставятъ насъ безъ призора, самъ Богъ неожиданно пошлетъ намъ Свою помощь. Ибо написано: отецъ мой и мати моя остависта мя, Господь же восприятъ мя (Псал. 26, 10). Только въ чистой совести будемъ служить Ему; тогда и сердца начальниковъ нашихъ къ намъ расположитъ, и насъ сподобитъ блаженства Своего. Посему не скорби о труде; многие, и ничего не делая, тяготились самою беззаботностию. Учись работать, чтоб не учиться просить милостыню. Не будь небреженъ въ работе; потому что написано: Господь близъ (Флп. 4, 6), и трудящимся по Богу воздастъ великую награду. Ни о чемъ же пецытеся. Но потерпи Господа, чтоб сподобиться тебе упокоения праведныхъ; ибо въ семъ упокоении нетъ ни труда, ни уныния, ни заботы, ни печали, ни немощи, ни злого вожделения, ни чего-либо подобнаго: а есть радость и миръ, и радование о Духе Святомъ. Ибо по ввержении въ огненную геенну противника со всеми его аггелами и сосудами его прекратятся все действия его.

Господь же да сподобитъ всехъ насъ оной неизглаголанной радости. Ему слава во веки вековъ! Аминь.


Глава 6-я.

Послушай, возлюбленный; неудобоизлечимыя болезни искореняются только жгучими и вяжущими лекарствами. Почему и ты, возлюбленный, не гневяйся, слыша правду. Если же негодуешь на предлагающаго тебе врачества; то явно о себе показываешь, что не хочешь исцелиться и освободиться отъ болезни, но еще приятно тебе лежать въ нечистотахъ. Если будемъ скрывать истину и подавать советы угодные сластолюбию; то не будетъ въ насъ ни малаго различия съ лжепророками, которые вводили въ обманъ народъ, говоря каждому, чтó ему приятно. Божии же пророки проповедывали истину, и за то ихъ ненавидели и умерщвляли. И это не значитъ, что вписываю я себя въ число Пророковъ; ибо уподобляюсь псу, который сопровождаетъ овецъ господина своего, и когда видитъ, что приближается волкъ, не остается въ покое, но тотчасъ встаетъ и кидается на него; пастухи же, услышавъ лающаго пса, также встаютъ, гонятъ губителя, и спасаютъ овецъ.

Итакъ почему же, возлюбленные, нерадимъ о своемъ спасении? Для чего предаемся похотямъ ветхаго человека, и внешняго человека украшаемъ своею наружностию, а внутренняго растлеваемъ делами? Не будемъ жестокосердыми, какъ фараонъ, чтоб не подпасть и его участи; не будемъ жестоковыйными, какъ некоторые изъ сыновъ Израиля, чтоб не лишиться земли обетованной. Возненавидимъ образъ жизни людей несведущихъ, потому что не безопасенъ путь ихъ, какъ написано: яко языкъ погубивый советъ есть, и несть въ нихъ художества (Втор. 32, 28). Почему и Пророкъ сказалъ: Господи Боже силъ, не седохъ въ сонме суеты играющихъ, но бояхся отъ лица руки Твоея: на едине седяхъ, яко горести исполнихся (иер. 15, 17). Послушай и въ другомъ месте, какъ Пророкъ оплакиваетъ родъ нашъ: у, люте мне, душе, яко погибе благочестивый отъ земли, и исправляющаго въ человецехъ несть: вси въ кровехъ прятся, кийждо ближняго своего озлобляетъ озлоблениемъ, на зло руки своя уготовляютъ (Мих. 7, 2-3). Итакъ возлюбимъ благоговение: пусть ругаются надъ нами, пусть наносятъ намъ удары; мы не оставимъ его. Ибо — это сокровище, исполненное благъ, исполненное добродетелей. Оно преклоняетъ Бога воззреть на добрыя качества того, кто приобрелъ оное, по написанному: на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2). И блаженъ, кто все презритъ ради благоговения. Итакъ будь внимателенъ къ себе, возлюбленный; не предавайся нерадению о своемъ спасении; обращай внимание не на нерадивыхъ, но на трезвящихся, не на терпящихъ крушение, но на спасаемыхъ. На долго ли станетъ у тебя терпения раболепствовать принуждающимъ тебя къ неблагопристойному? Не будь рабомъ страстей, но сделайся лучше свободнымъ. Много нужно тебе трезвенности. Стоишь ты на месте подвига: не пренебрегай этимъ. Сопротивникъ передъ тобою, по написанному: супостатъ вашъ диаволъ, яко левъ рыкая ходитъ, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Смотри, какая ненасытность, какая жестокость соперника! не поразить только хочетъ, и оставитъ чуть живымъ; но вдругъ всего поглощаетъ, если кто не трезвится. Дано тебе время; подвизайся, пока оно не прошло. А если погубимъ это время въ нерадении о себе, то не найдемъ уже другаго времени.

Сколько было людей отъ Адама до насъ, и где они? Или кто знаетъ число ихъ? Одинъ Господь Богъ, создавший насъ, изводяй утварь Свою по числу (Ис. 40, 26), исчитаяй множество звездъ, и всемъ имъ имена нарицаяй (Псал. 146, 4). Онъ знаетъ каждаго и дело каждаго. Онъ одинъ премудръ, благъ и могущественъ, страшенъ, непамятозлобивъ, многомилостивъ, взыскуетъ погибшихъ, милуетъ обращающихся, ущедряетъ кающихся. Тебе поклоняемся, Господи, создавшему насъ Богу. Тебе приносимъ славу и честь. Ты терпишь, чтоб и я — мерзость песнословилъ Тебя. Ибо въ томъ, Господи, Твое великое милосердие и человеколюбие, что и недостойныхъ призываешь, грешниковъ кающихся не отвращаешься, утесненныхъ не презираешь, малодушныхъ не оставляешь. Блаженна и трекратно блаженна душа, Тебя единаго вожделевшая. Ибо душа, которая вожделеваетъ Тебя, и заповеди Твои хранитъ.

Итакъ для чего, возлюбленные, небрежемъ о своемъ спасении? Будемъ по временному судить о вечномъ. Въ какой озабоченности бываетъ иный, когда идетъ сказывать учителю заданный урокъ, и показать набольшему конченное рукоделие? Почему жъ не заботимся мы о томъ часе, когда потребуютъ у насъ отчета въ целой жизни? Также, если кто зимою, въ вечернее время, замедливъ въ чужой келлии, спешитъ добраться до собственной своей келлии; то въ какой бываетъ онъ озабоченности, по причине темноты и ненастья? Какъ же небрежемъ мы о неизбежномъ пути? Что встретится съ нами по нашемъ разлучении съ теломъ? Итакъ будемъ внимательны къ себе, возлюбленные, чтоб возвеселиться намъ веселиемъ праведныхъ. Ибо кто дастъ себя въ обманъ, тотъ много потерпитъ сокрушений еще и въ этой жизни. Сегодня онъ естъ, пьетъ, и веселясь о вреде души своей, выполняетъ волю свою, сколько можетъ, но не сколько хочетъ; а на следующий день, если нетъ у него возможности пресытиться темъ же, различныя испытаетъ огорчения. Но кто внимателенъ къ себе, и воспринялъ добрый навыкъ, у того веселие не уменьшится и не ослабеетъ; его веселитъ надежда будущихъ благъ, по написанному: помянухъ Бога, и возвеселихся (Псал. 76, 4).

Прошу васъ, и о мне бедномъ помолитесь Господу. Ему подобаетъ слава во веки вековъ! Аминь.

Глава 7-я.

Не желай вести себя худо и иметь о себе недобрую славу; не повинуйся греху, чтобъ не сделалъ онъ изъ тебя предметъ отвращения; лучше же повинуйся правде, чтобъ сделала она тебя человекомъ достославнымъ. Не желай быть соблазномъ для душъ, но будь внимателенъ къ себе, чтобъ и для другихъ стать полезнымъ. Да, избранникъ Божий, будь внимателенъ къ себе, чтобъ назидать тебе и другихъ. Не желай быть злымъ, чтобъ не сокрушиться тебе въ последние дни своей жизни. Не слышишь разве, чтó говоритъ Писание? Раны и сокрушения сретаютъ злыхъ (Прит. 20, 30); и не получатъ они более награды за свои страдания. Ты же мужественно для Господа переноси труды добродетелей, чтобъ получить венецъ. Господь зоветъ тебя на бракъ; не будь не признателенъ, но облекись въ брачное одеяние, чтобъ возвеселиться въ чертоге Его, а не услышать какъ небрежному: друже, како вшелъ еси семо, не имый одеяния брачна (Матѳ. 22, 12)? Тогда связанъ будешь по рукамъ и ногамъ и ввергнутъ во тму кромешнюю, где плачъ и скрежетъ зубомъ. Слыша же о брачномъ одеянии, разумей, возлюбленный, не одежды, но добрыя дела.

И ты, возлюбленный, сподобившись быть призваннымъ въ чинъ монаховъ, старайся показывать въ себе добродетель своего обета, чтобъ не быть отверженнымъ. Не будь грубъ, сластолюбивъ, раздражителенъ, гневливъ, сварливъ, невоздерженъ и безстыденъ; а напротивъ того будь кротокъ, благоговеенъ, смиренъ, воздерженъ, целомудренъ, безмолвенъ, миренъ, благоразуменъ, сохраняй чистоту тела своего, въ чемъ далъ ты обетъ Христу, чтобъ, когда скажетъ намъ въ оный день: «для чего не посещали вы вдовицъ и сирыхъ въ скорбехъ ихъ» (иак. 1, 27)? могли мы оправдаться предъ нимъ, говоря: «для того, Господи, чтобъ безъ развлечения служить Тебе въ безмолвии». Но если скажетъ намъ: «для чего не соблюли себя неоскверненными отъ мира?» чтó тогда ответимъ Ему, если осквернились мы въ мире? Это еще не добродетель, если человекъ удерживается отъ постыднаго дела, но принимаетъ на себя такую наружность, которая въ другомъ возбуждаетъ страсть. Ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего, и искренняго твоего, яко самъ себе (Матѳ. 22, 37. 39).

Избегай безполезныхъ речей, чтобъ не впасть въ срамные помыслы. Какъ добрыя слова полезны душе, такъ недобрыя речи развращаютъ ее, по сказанному Алостоломъ. Ибо говоритъ онъ: тлятъ обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33). Почему еще говоритъ: всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ, но точию еже есть благо къ созданию веры, да дастъ благодать слышащимъ: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся въ день избавления (Ефес. 4, 29-30). Берегись, чтобъ не называли тебя непослушнымъ, грубымъ, легкомысленнымъ, шепотникомъ, двоязычнымъ, злоречивымъ, немилосердымъ, братоненавистникомъ, врагомъ добродетели; а лучше старайся, чтобъ именовали тебя послушнымъ, правдивымъ, целомудреннымъ, молчаливымъ, неленивымъ, милосердымъ, трезвеннымъ, братолюбивымъ, страннолюбцемъ, другомъ добродетели, утешителемъ, благоговейнымъ. Это хорошо и полезно людямъ.

Посему не будемъ превозноситься, а станемъ лучше смирять себя. Да и что у насъ за сила, чтобъ превозноситься намъ? Вотъ и малый трудъ не повергаетъ ли насъ на землю? Посему возлюбимъ смирение, чтобъ Господь возвысилъ насъ. Будь внимателенъ къ себе, чтобъ не возобладали тобою вспыльчивость, раздражительность, памятозлобие, отчего будемъ вести жизнь тревожную и неустроенную. Но приобрети себе великодушие, кротость, незлобие и все, чтó прилично христианамъ, чтобъ вести жизнь покойную и безмолвную. Высоки горы Араратския, широки равнины пустынныя; жестоки — стужа на земле северной, и зной солнечный на юге; всехъ больше изъ птицъ небесныхъ орелъ, изъ зверей земныхъ левъ, изъ сыновъ же человеческихъ — боящийся Господа. Велий и хваленъ зело Господь Богъ нашъ (Псал. 47, 1), все сотворивший и возносящий боящихся Его. Ему подобаетъ слава во веки! Аминь.


Глава 8-я.

Если, когда делаешь дело Господне въ смиренномудрии и благоговении, противникъ, съ намерениемъ препнуть тебя въ правомъ житии, вооружитъ противъ тебя людей нерадивыхъ: то не бойся, не приходи въ робость, и не уклоняйся съ прямаго пути. Ибо Апостолъ говоритъ: во всемъ скорбяще, но не стужающе си: не чаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе: всегда мертвость Господа иисуса въ теле носяще, да и животъ иисусовъ въ теле нашемъ явится. Присно мы живии, въ смерть предаемся иисуса ради, да и животъ иисусовъ явится въ мертвенней плоти нашей (2 Кор. 4, 8-11). Потерпи Господа (Псал. 26, 14), избранникъ Божий, чтобъ оскорбляющие тебе ныне удивились славному твоему спасению, какъ написано: праведникъ аще постшнетъ скончатися, въ покои будетъ. Старость бо честна не многолетна, ниже въ числе летъ исчитается: седина же есть мудрость человекомъ, и возрастъ старости житие нескверно. Благоугоденъ Богови бывъ, возлюбленъ бысть, и живый посреди грешныхъ преставленъ бысть: восхищенъ бысть, да не злоба изменитъ разумъ его, или лесть прельститъ душу его. Рачение бо злобы помрачаетъ добрая, и парение похоти пременяетъ умъ незлобивъ. Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его: сего ради потщася отъ среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше въ помышлении таковое, яко благодать и милость во избранныхъ Его, и посещение въ преподобныхъ Его. Осудитъ же праведникъ умираяй живыхъ нечестивыхъ, и юность скончавшаяся скоро долголетную старость неправеднаго. Узрятъ бо кончину премудраго, и не уразумеютъ, чтó усоветова о немъ, и во чтó утверди его Господь: узрятъ и уничижатъ его, Господь же посмеется имъ. И будутъ по семъ въ падение безчестно, и въ укоризну въ мертвыхъ въ векъ, яко расторгнетъ ихъ безгласны ницъ, и поколеблетъ ихъ отъ оснований, и даже до последнихъ опустеютъ, и будутъ въ болезни, и память ихъ погибнетъ: приидутъ съ помышлении греховъ своихъ боязливии, и обличатъ ихъ противу беззакония ихъ (Прем. 4, 7-20). Тогда станетъ въ дерзновении мнозе праведникъ предъ лицемъ оскорбившихъ его, и отметающихъ труды его. Видящие его смятутся страхомъ тяжкимъ, и ужаснутся о преславномъ спасении его. И рекутъ въ себе кающеся, и въ тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехомъ некогда въ посмехъ, и въ притчу понотения; безумнии житие его вменихомъ неистово, и кончину его безчестну: како вменися въ сынехъ Божиихъ, а въ святыхъ жребий его есть? Убо заблудихомъ отъ пути истиннаго, и правды светъ не облиста намъ, и солнце не возсия намъ. Беззаконныхъ исполнихомся стезь и погибели, и ходихомъ въ пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехомъ. Чтó пользова намъ гордыня? и богатство съ величаниемъ чтó воздаде намъ? Преидоша вся она, яко сень, и яко весть претекающая; яко корабль проходяй волнующуюся воду, егоже проходу несть стопы обрести, ниже стези шествия его въ волнахъ: и яко птицы прелетающия по аеру, ни едино обретается знамение пути, язвою же смущаяй биемый духъ легкий, и разсецаемый силою шумящею движениемъ крилъ прелете, и по семъ ни едино знамение обретеся проходу въ немъ; или яко стрелою испущеною на намеренное место разсеченный аеръ внезапу въ себе самомъ заключенъ бысть, яко не познатися проходу ея. Тако и мы рождени оскудехомъ, и добродетели убо ни единаго знамения можемъ показати, во злобе же нашей скончахомся. Ибо упование нечестиваго, яко прахъ отъ ветра подъемлемый, и яко пена мягка отъ бури, расторгнена, и яко дымъ отъ ветра разливается, и яко память пришельца единаго дне прейде. Праведнщы же во веки живутъ, и въ Господе мзда ихъ, и попечение ихъ у Вышняго: сего ради приимутъ царствие благолепия, и венецъ доброты отъ руки Господни: яко десницею Своею покрыетъ ихъ, и мышцею защититъ ихъ (Прем. 5, 1-16).

Посему ни къ кому не имей ненависти въ сердце своемъ, и не воздавай зломъ за зло; но приобрети себе любовь, которую божественное Писание поставило выше всякой добродетели; потому что уподобило ее самому Сотворившему все, сказавъ: Богъ любы есть (иоан. 4, 8).

Одинъ братъ изъ общежития пришелъ къ старцу; старецъ же сказалъ ему: «общежития подобны училищамъ; одни поступаютъ въ преторъ, а другие къ горнамъ». Братъ воспользовался симъ словомъ; ибо наложилъ на себя покаяние. Такъ и мы воспользуемся своимъ занятиемъ, какъ деломъ, чтобъ, если не окажемся искусными, не быть намъ извергнутыми изъ Царствия небеснаго, и посланными въ пещь огненную.

Когда увидишь нерадивыми людей, которые состарелись въ монашескомъ образе; тогда нужно тебе много предосторожности, чтобъ, поревновавъ имъ, не пойдти темъ же путемъ, и чтобъ, ставъ воздержнымъ, не превознестись предъ ними, что значитъ уступить надъ собою победу высокоумию. Послушай того, кто говоритъ: вонми себе, и тщательно охраняй душу свою. И мы не оправдаемся делами другихъ, и другие не будутъ осуждены за наши дела. Когда насъ обнаженныхъ и открытыхъ представятъ Судии дать отчетъ въ томъ, чтó нами сделано; тогда не осудятъ одного за другаго: кийждо бо свое бремя понесетъ (Гал. 6, 5).

Если кто выскажетъ тебе свои помыслы; не входи въ подробности, если только немощно око ума твоего, чтобъ и тебя, когда говоритъ онъ, не встревожили те же страсти, и чтобъ тебе не уподобиться кормчему среди сильнаго волнения. Посему, выслушавъ начало разсказываемаго, надобно намъ уразумевать и последующее, и смотря по этому, утешать скорбящаго темъ, что или заимствовали мы у святыхъ мужей, или сами дознали опытомъ. Нетъ воли Господней на то, чтобъ одинъ падалъ ради другаго; Господь всемъ хощетъ спастися (1 Тим. 2, 4).

Ты же, возлюбленный, не всякому человеку открывай свои помыслы, а только темъ, о комъ дознаешь, что они духовны. Ибо много сетей у диавола. Спаситель сказалъ: внемлите отъ лживыхъ пророкъ, иже приходятъ къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. Отъ делъ ихъ познаете ихъ (Матѳ. 7, 15-16). Отъ людей же духовныхъ не скрывайся, чтобъ врагъ, нашедши себе уголъ, не возгнездился въ тебе. Но съ людьми, которые думаютъ о плотскомъ не входи въ советъ; они сластолюбивы, съ каждымъ днемъ увеличиваютъ число своихъ греховъ, говоря; «этотъ одинъ да вменится мне грехъ»! Пророкъ же оплакиваетъ ихъ и говоритъ: горе привлачающимъ грехи своя яко ужемъ долгимъ, и яко ига юнична ременемъ беззакония своя (Ис. 5, 18).

Посему надобно избегать безполезныхъ речей, и не иметь обращения съ небрегущими о страхе Господнемъ; потому что ничего не говорятъ они на пользу, ничего не делаютъ для Господа, не говорятъ ни о добродетели, ни о благоговении, ни о честности. Речи ихъ — сеть смертная; советъ ихъ бездна адова; сообщество ихъ — дерзость и смехъ, пиянство и душевная пагуба. Чрезъ нихъ говоритъ страшный змий. Ты же, о человече Божий, сихъ бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрымъ подвигомъ веры, емлися за вечную жизнь, въ нюже и званъ былъ еси, и исповедалъ еси доброе исповедание (1 Тим. 6, 11-12).

Смотри, возлюбленный рабъ Господа и Спасителя нашего иисуса Христа, не будь уловленъ кратковременнымъ обольщениемъ, чтобъ не лишиться тебе жизни вечной. Признанъ ты быть купцомъ; вполне трезвись, чтобъ не потерять тебе жемчужины, чтобъ врагъ не похитилъ твоего сокровища, и не потопилъ корабля твоего съ грузомъ, и чтобъ не возвратиться тебе домой ни съ чемъ. Врагъ, зная, какую славу приобрететъ себе у Бога, кто хранитъ себя чистымъ отъ сквернъ плоти, сильно боретъ его помыслами, желая опутать ими человека, чтобъ не улучилъ онъ будущей славы. И если найдетъ душу отвергшую безполезные помыслы; то не часто нападаетъ на нее, но и не вовсе отступаетъ отъ нея. Скорее же идетъ туда, где, какъ скоро толкнетъ, тотчасъ отворяютъ ему; и оскверняетъ тело и душу самыми нечистыми пожеланиями у несопротивляющагося ему; наконецъ, какъ добрый советникъ, внушаетъ ему такую мысль: «лучше тебе идти въ миръ, и взять сожительницу, нежели такимъ образомъ сокрушать плоть свою». Но ничто подобное не приближается къ трезвенному. Посему будь внимателенъ къ себе, чтобъ ничто подобное не постигло тебя.

Поэтому необходимо избегать вольности. И еще повторяю: избегать вольности — чтобъ не напало на тебя безстыдство, и связавъ тебя, какъ худаго пленника, не предало тебя въ рабы греху. И тогданачнешь говорить: приидохъ во глубины морския, и буря потопи мя; и еще: углебохъ въ тимении глубины, и несть постояния (Псал. 68, 3). Почему надобно убегать сообщества людей зломудренныхъ, не изъ ненависти къ людямъ, но во избежание вреда. Если же ты въ сообществе уже съ нерадивыми, то будь внимателенъ къ себе, чтобъ и ихъ тебе приобрести правымъ житиемъ, и себя не погубить. Не вверяй своей души темъ, которые говорятъ неполезное и хвалятся целомудриемъ; ибо Спаситель сказалъ: отъ избытка сердца уста глаголютъ (Матѳ. 12, 34). Поэтому удаляйся людей, которые гоняются за новизнами и любятъ смешное, чтобъ не выйдти изъ послушания у того, кто говоритъ: похотей юныхъ бегай (2 Тим. 2, 22). Не приими лица на душу твою (Сир. 4, 22), ни маловажнаго, ни высокаго, ни могущественнаго; потому что никто не возможетъ избавить тебя отъ огня неугасимаго. Послушай Того, Кто говоритъ: кая бо польза человеку, аще миръ весь приобрящетъ, душу же свою отщетитъ (Матѳ. 16, 26)?

Смотри, чтобъ не утратить тебе дерзновения предъ Богомъ ради чести или славы человеческой, или ради, пищи, или пития, или одеяния; потому что все это подлежитъ тлению, дела же каждаго, и добрыя и худыя, записываются. Горняя мудрствуй, а не земная (Кол. 3, 2), чтобъ получить тебе обетование Отца небеснаго, и быть сопричтеннымъ къ избраннкмъ Сына, и чтобъ благословилъ тебя Духъ Святый со всеми Святыми Его. Ему подобаетъ слава во веки! Аминь.


Глава 9-я.

Будь внимателенъ къ себе, возлюбленный, чтобъ змий не научилъ тебя соревновать небрегущимъ о своемъ спасении и говорить: «ты не лучше впадшихъ въ страсти». Но размышляй о написанномъ: въ велицемъ же дому не точию сосуды злати и сребрены суть, но и древяни и глиняни, и ови убо въ честь, ови же не въ честь (2 Тим. 2, 20). Итакъ, если не послушаешь Господа, и будешь творить дела греховныя, то сделаешься сосудомъ не въ честь. А если сотворишь дела Господни; то будешь сосудомъ избраннымъ, честнымъ, освященнымъ благопотребнымъ Владыце, на всякое дело благое уготованнымъ. Будь внимателенъ къ себе, умоляю тебя, чтобъ и нынешний и грядущий векъ обрести тебе милость у Господа. Если не будешь внимательнымъ къ себе; то и здесь станешь сокрушаться, и тамъ не успокоишься. Ибо что вне прямого пути, въ томъ нетъ ничего кроме осуждения и раскаяния. Посему не соревнуй небрегущимъ о своемъ спасении, и присвоившимъ себе одну внешность, чтобъ не быть тебе похожимъ на воина, захваченнаго неприятелями, но иметь на себе царскую печать. Ибо не лживъ Сказавший: аминь глаголю вамъ: всякъ творяй грехъ, рабъ есть греха (иоан. 8, 34). Внешность подобна листьямъ; а дело есть плодъ.

Воины земнаго царя проливаютъ кровь, чтобъ угодить царю своему; но тебе нетъ нужды проливать кровь, а только не будь побежденъ грехомъ, чтобъ не сотворить тебе плода смерти (Рим. 7, 5). Трезвись, возлюбленный, трезвись, и пребывай въ трудахъ. Богъ не неправеденъ, не забудетъ труда твоего. Но и за ту темноту, какую терпишь ты, сидя въ келлии, возсияетъ тебе светъ истины, какъ написано: возсия во тме светъ правымъ (Псал. 111, 4). Подвизайся добрымъ подвигомъ веры (1 Тим. 6, 12), чтобъ могъ ты, одержавъ победу надъ врагомъ, непостыдно поклониться Царю славы. Ибо Господь венчаетъ не только умершихъ отъ меча и пострадавшихъ отъ мучителей, но и оказавшихся благоискусными въ подвижничестве и въ любви. Какъ первые для Господа терпели поругание, такъ и последние для Господа же потерпели скорбную жизнь и подвижничество.

Будь внимателенъ къ себе, и да не будетъ слова лукаваго въ сердце твоемъ. Не склоняйся на лукавый помыслъ. Такъ пострадалъ некто изъ древнихъ, скрывъ въ куще своей нечто отъ клятвы (Нав. 7, 11-25); а подобно пострадалъ и Гиезий, служитель пророка Елисея. Не укрылись они не только отъ Бога, но и отъ людей. Преступление совершили они тайно; но возмездие получили явно. Одинъ и съ домомъ побитъ камнями всенародно, а другой наследовалъ проказу вместе и съ семенемъ своимъ во веки (4 Цар. 5, 27). Ибо не лживъ сказавший; Богъ поругаемь не бываетъ: еже бо аще сеетъ кто, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7).

Учись съ постояннымъ терпениемъ, чтобъ избежать вреда, какой встречаютъ не соблюдающие безмолвия. Послушай того, кто говоритъ: сыне, аще премудръ будеши, себе премудръ будеши и искреннему: аще ли золъ будеши, единъ почерпнеши злая (Прит. 9, 12). Отчего преодолеваетъ насъ противникъ? Отчего умножаются въ насъ страсти? Не отъ непокорности ли нашей? Когда учатъ насъ, не бываемъ внимательны; когда обличаютъ къ исправлению погрешностей, отпираемся. Отъ людей таимся, о Боге небрежемъ, не веримъ Сказавшему: аминь глаголю вамъ, яко аще сии умолчатъ, камение возопиетъ (Лук, 19, 40). Страшный змий влагаетъ въ насъ мудрость побеждать словомъ техъ, кто хочетъ насъ исправить; и оттого грехъ умножается въ насъ, не имея противоборника себе.

Врагъ твой разоряетъ тебя, и ты не знаешь сего, душа моя! Исполняетъ въ тебе пожелания свои, и ты терпишь! Убегай, человекъ, злыхъ его советовъ. Помни, чтó обещалъ ты Богу, и храни святыню, чтобъ обрести тебе благодать предъ Господомъ. Послушай сказавшаго: бегайте блудодеяния (1 Кор. 6, 18). И желаешь ли знать, какой тяжкий грехъ — блудъ? Кого не могли умертвить угрызения змей въ пустыне, техъ низложилъ блудъ въ земле Мадиамской; а вследствие блуда они согласились есть жертву идольскую, за что изъ народа падоша двадесять три тысящи во единъ день (1 Кор. 10, 8). А если впалъ ты въ грехъ; то не оставайся въ падении, и не пренебрегай Божиимъ долготерпениемъ и Божиею пощадою. Помяни, яко смерть не замедлитъ (Сир. 14, 12). Помни, что не возможно тебе избегнуть Божиихъ рукъ. Итакъ не будь нерадивъ, но кайся, плачь, воздыхай о томъ, что обольщенъ ты; ибо, если и предадимъ забвению падение, то создавший насъ Богъ знаетъ дела каждаго.

Итакъ не будь нерадивъ, но мужественно противостань сопротивнику и загради прокопъ, которымъ обыкновенно входитъ врагъ разорять тебя, чтобъ не нашедши удобнаго входа, ушелъ онъ ни съ чемъ. А заградить прокопъ значитъ обезопасить чувства, которыми входитъ въ душу и доброе и лукавое, то есть зрение, слухъ, обоняние, осязание, вкусъ, и помысламъ не дозволять уноситься, куда не должно. Имей въ уме, возлюбленный, исполиновъ, растлившихъ землю владычествомъ своимъ, и то, какъ Господь въ одно мгновение съ лица земли стеръ ихъ потопомъ; и сила ихъ не принесла имъ пользы. Посуди о земле Содомской и Гоморрской, какъ потреблена за грехъ обитателей; и не принесли имъ пользы роскошь и гордыня. Итакъ позаботимся о своемъ спасении, возлюбленный, чтобъ и насъ не постигла внезапно кончина; и чтобъ не пойдти намъ отсюда въ великомъ осуждении. Какая у насъ мысль о скончавшемся, — та ли, что возвратится онъ въ домъ свой черезъ одинъ день, даже черезъ годъ, даже черезъ сто или тысячу летъ? Для чего же домогаемся мы непостояннаго, и небрежемъ о непреходящемъ?

Скажи внушающему тебе скверныя и нечистыя пожелания: «о, врагъ истины! Ужели мне стыдить себя для того, чтобъ ты выполнилъ свое пожелание? Иди къ подобно тебе непотребнымъ. Выпросилъ ты себе стадо свиней? Съ ними и утопай. А я не буду больше рабомъ послушнымъ хотениямъ твоимъ. Достаточно съ меня и прошедшаго времени; отныне буду заботиться объ истине, и умолю Бога моего, чтобъ Онъ совершенно избавилъ меня отъ делъ твоихъ. Онъ далъ мне Духа Святаго, а я прогневалъ Его; мне далъ душу и тело чистыя, а я осквернилъ ихъ». Такъ говори, возлюбленный, внушающему тебе пагубныя страсти.

Некто изъ святыхъ сказалъ: «блудъ подобенъ псу; если будешь ласкать его, не отойдетъ отъ тебя; а если погонишь, убежитъ». Слушай сказавшаго: единъ есмь азъ, дондеже прейду (Псал. 140, 10), то есть, каждому должно быть внимательнымъ къ себе, пока не прейдемъ изъ настоящей жизни. Будь внимателенъ къ себе, умоляю тебя, и не пренебрегай своимъ житиемъ. Смотри, чтобъ за малое удовольствие не погубить тебе плоды трудовъ своихъ; ради нечистоты не отдать мзды своего делания; ради нечистоты не погубить награды за безмолвие, награды за бдение, за воздержание и за прочия добродетели; не уподобляйся человеку, который полученную имъ плату кладетъ въ протертый кошелекъ. Малъ квасъ все смешение кваситъ (Гал. 5, 9). Напротивъ того огради себя страхомъ Господнимъ.

Слушай, чтó говорю тебе, возлюбленный. Въ мирскомъ быту, кто красно говоритъ, тотъ слыветъ великимъ, а въ жизни монашеской великъ предъ Господомъ, кто любитъ безмолвие. Еще: въ мирскомъ быту, кто любитъ наряжать тело свое и меняетъ одежды, тотъ въ славе у людей; а по монашескому обету, кто пренебрегаетъ симъ, имеетъ же въ виду только необходимыя потребности тела, по слову сказавшаго: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будемъ (1 Тим. 6, 8), тотъ приобретаетъ себе славу на небесахъ. Еще: въ мирскомъ быту, кто величается телесною силою и богатствомъ, тотъ слыветъ у людей великимъ: а по сему обету, кто истинно любитъ смирение, того возвышаетъ Господь, какъ написано: буяя мира избра Богъ, да премудрыя посрамитъ: и немощная мира избра Богъ, да посрамитъ крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Богъ, и не сущая, да сущая упразднитъ: яко да не похвалится всяка плоть предъ Богомъ (1 Кор. 1, 27-29).

Итакъ возлюбимъ угодное Господу какъ рабы благопотребные и признательные. Если подвергнемся наветамъ людей злонамеренныхъ; если плененныхъ варварами отдадутъ насъ въ рабство: то и тогда не будемъ отчаяваться въ своемъ спасении. Ибо написано: въ скорби призвахъ Господа, и услыша мя въ пространство (Псал. 117, 5). Разсудимъ также, что и Пророки были отводимы въ пленъ, и на чужой стороне терпели рабство и злострадание; но умъ ихъ никогда не былъ плененъ и удаленъ отъ Бога. Чтобъ проданъ или не проданъ былъ внешний нашъ человекъ, это не въ нашей воле: а чтобъ внутренний нашъ человекъ приобщался или не приобщался къ нечестию, это въ нашей воле. Потому святые, стремясь къ добродетели, обличали мучителей и пренебрегали угрозами смерти. Такъ и мы, возлюбленные, будучи чадами Пророковъ и идя по ихъ следамъ, приобретемъ совершенную ихъ веру; потому что написано: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере (Евр. 13, 7), чтобъ вместе съ ними войдти намъ въ пренебесныя жилища, во светлость святыхъ, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание.

Будемъ же трезвиться, молясь, чтобъ не впасть въ искушение. Будемъ поучаться словесамъ Духа Святаго, чтобъ вникнуть намъ въ Писания, и, не держа въ рукахъ книги, иметь въ уме глаголы Божии.

Если кто разскажетъ тебе свои помыслы, или откроетъ свои недостатки: то не унижай его въ уме, какъ совершившаго подобныя дела; но подивись лучше перемене брата своего: ибо, если человекъ добровольно открываетъ падения свои мужамъ духовнымъ, то служитъ сие признакомъ исправления жизни; скрывать же свои падения — знакъ души, преданной страстямъ. Кто живетъ въ связи съ ворами, и кто соединилъ участь свою съ прелюбодеями, тотъ никогда не откроетъ ихъ; потому что сильно приверженъ къ страсти. Посему со всякимъ смиренномудриемъ обязанъ ты утешить открывшаго тебе свой грехъ, по написанному: блюдый себе, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1). Господь говоритъ черезъ Пророка иезекииля: и ты, сыне человечь, рцы къ сыномъ людей твоихъ: правда праведнаго не избавитъ его, въ оньже день прельстится: и беззаконие не убиетъ, въ оньже день обратится отъ беззакония своего (иез. 33, 12).

Да дастъ же намъ Господь до конца идти путемъ непогрешительнымъ, узкимъ и теснымъ, чтобъ заградились уста сопротивника нашего — диавола, и не могли сказать о насъ чего либо худаго. Богу подобаетъ слава во веки! Аминь.


Глава 10-я.

Будемъ внимательны къ себе, возлюбленные; потому что имеемъ у себя враговъ неумолимыхъ и немилостивыхъ, радующихся падению человеческому и въ этомъ одномъ находящихъ для себя веселие. Почему святые отцы, зная злоумышления ихъ противъ насъ, не предавались нерадению и разсеянности, но были внимательны къ себе, а при внимательности къ себе, благоугождали Богу, и людей назидали въ добре. Таковъ былъ святый Антоний, какъ святый Аѳанасий, архиепископъ, упомянулъ при описании жизни его. Онъ показалъ великие и строгие подвиги. Всегда постился; одежды были у него внизу волосяная, а сверху кожаная, и ихъ соблюлъ онъ до кончины; съ тела не смывалъ нечистоты водою, и ногъ никогда не омывалъ, и даже просто не опускалъ ихъ въ воду, кроме случаевъ необходимости. Никто не видалъ его обнаженнымъ и вообще никто не видалъ нагаго тела Антониева до того времени, какъ скончавшись былъ погребаемъ. И еще говорилъ Аѳанасий: «хотя сие и маловажно въ сравнении съ его добродетелию, однако же и по этому можно заключать, каковъ былъ человекъ Божий Антоний, который отъ юности до такого возраста соблюлъ одинаковую ревность къ подвижничеству, и удрученный старостию, не питался дорогими снедями, при изнеможении своего тела не переменилъ образа одеяния, ни даже когда либо помылъ ноги водою. И однако жъ во всемъ оставался невредимымъ; даже глаза у него не имели повреждения и недостатка и видели хорошо. И не говоря обо всемъ въ подробности: онъ казался гораздо свежее по силамъ и бодрее всехъ техъ, которые пользуются разнообразною пищею, омовениями и разными одеждами». А мы, придумывая въ себе средства, разслабляющия тело, живемъ разсеянно, не размышляя о томъ, какие у насъ неумолимые соперники; почему и сами противники, видя такую нашу невнимательность, съ большею готовностию возстаютъ противъ насъ непрестанно уязвляя насъ стрелами распутства. Итакъ будемъ внимательны къ себе, чтобъ Господь обратилъ въ ничто ихъ злоумышления противъ насъ. Говорю же сие, братия, не потому, что самъ веду жизнь чистую. Ибо если Господь откроетъ грехи мои прежде, нежели посланъ буду въ муки, то стыдъ делъ моихъ будетъ для меня частию мучения. Сказано же это мною по благодати Господней, чтобъ, когда получите пользу отъ добраго совета, и мне ничтожному сподобиться награды за добрый советъ. Ибо какъ развращающий души своими советами будетъ участвовать въ пагубе и гибели; такъ и подающий советъ объ исправлении найдетъ себе благую часть у Господа, если и самъ наконецъ удержится отъ безполезнаго.

Если имеешь дружбу съ братомъ, и совесть твоя обличитъ тебя, что связь эта вредна для души; то разорви съ нимъ дружбу. Ибо некто изъ святыхъ сказалъ: «со всеми имей любовь, и всехъ удаляйся». Говорю же сие, возлюбленный, чтобъ возненавиделъ ты не людей, но грехъ. Ибо написано: аще сердце наше не зазритъ намъ, дерзновение имамы къ Богу, да егоже аще просимъ, приимемъ отъ Него, яко заповеди Его соблюдаемъ, и угодная предъ Нимъ творимъ. Аще же зазираетъ намъ сердце наше, болий есть Богъ сердца нашего, и весть вся (1 иоан. 3, 20-22).

Братъ поучалъ брата обязанностямъ къ Богу. Когда же пришелъ еще братъ, увещатель сказалъ ему: «вотъ, увещеваю брата, и не хочетъ слушать меня». Тотъ отвечалъ: «долженъ тебя слушать; ибо, позволь сказать, и послушать тебя прекрасно, и сделать по твоему совету — радость». Но онъ сказалъ: «Нетъ, если дознаетъ, что говорю не по Богу, то пусть не слушаетъ меня, и не только меня, но даже и Пророка, если повествуетъ что вопреки воле Божией. Ибо Апостолъ говоритъ: аще и мы, или Ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче, еже приясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8-9). Кто были возставшие на Сусанну въ Вавилоне? Не старцы ли? И не просто старцы, но судии и вожди народные. Но поелику не были внимательны къ себе, то какому концу подверглись? И достоинство ихъ не принесло имъ пользы». Итакъ, братия, позаботимся объ истине, чтобъ истина ограждала насъ. Ибо здесь, если на кого, сделавшаго что худое, донесено будетъ князю, то можетъ обвиненный спастись отъ наказания, бежавъ въ другое место, отъ лица же Божия куда убежимъ, по слову сказавшаго: камо пойду отъ Духа Твоего? и отъ лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во адъ, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся въ последнихъ моря, и тамо бо рука Твоя наставитъ мя, и удержитъ мя десница Твоя (Псал. 138, 7-10)?

Возлюбимъ безмолвие, чтобъ избавиться намъ отъ развлечений. Возлюбимъ воздержание изъ любви къ Богу. Возлюбимъ невинность и смиренномудрие. Будемъ смиренны, приветливы къ людямъ маловажнымъ и къ великимъ, чтобъ избежать намъ тщеславия и всехъ сетей диавольскихъ. Возненавидимъ пиянство и смехъ, и безполезныя речи людей зломудренныхъ. Ибо все делаютъ, и все придумываютъ они, только чтобъ не лишиться своихъ удовольствий. А ты, возлюбленный, убегай сего, и, какъ обещавшийся угождать Богу, делай все по Богу; потому что Богъ, по изречению Апостола, поругаемь не бываетъ: еже бо аще сеетъ человекъ, тожде и пожнетъ. Яко сеяй въ плоть свою, отъ плоти пожнетъ истление; а сеяй въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вечный (Гал. 6, 7-8).

Не останавливайся на нечистыхъ помыслахъ, чтобъ не довели тебя до срамнаго исполнения ихъ на самомъ деле; но гнушайся ими, и отгоняй ихъ отъ себя, чтобъ умъ твой былъ въ покое. Молись Господу, чтобъ просветилъ очи сердца твоего; ибо невозможная у человекъ возможна у Бога (Лук. 18, 27). Ставъ на молитву, не разсеявайся, чтобъ не оказаться небрежнымъ.

Будь внимателенъ къ себе, возлюбленный, и видя богатеющихъ въ нынешнемъ веке, роскошествующихъ и упитывающихъ плоти свои, какъ бы на день заколения, не ублажай ихъ за временное ихъ благоденствие; потому что не богатаго, не роскошнаго, не сильнаго ублажитъ Духъ Святый, а только боящихся Господа, какъ написано: блаженъ мужъ бояйся Господа (Псал. 111, 1); и еще: блажени вси боящиися Господа (Псал. 127, 1).

Поставили тебя вождемъ другихъ? Будь вождемъ мира, чтобъ отверзлись тебе врата царствия небеснаго, и чтобъ войдти тебе вместе съ миротворцами: ибо Духъ Святый говоритъ: отверзите врата, да внидутъ людие. Какие же людие? Хранящии правду, и хранящии истину, приемлющии истину, и хранящии миръ (Ис. 26, 2-3). Посему сказалъ некто изъ святыхъ: да будетъ миръ и правда во дни моя (4 Цар. 20, 19). Послушай, что говоритъ и святый иаковъ: Кто премудръ и худогъ въ васъ, да покажетъ отъ добраго жития дела своя въ крепости и премудрости. Аще же зависть горьку имате и рвение въ сердцахъ вашихъ, не хвалитеся, ни лжите на истину. Несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь. А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодовъ благихъ, несуменна и нелицемерна. Плодъ же правды въ мире сеется творящимъ миръ (иак. 3, 13-18).

Да дастъ же намъ Господь единомыслие по воле Своей. Но молитесь и о мне жалкомъ, прошу васъ, да просветитъ Господь омраченное око мое; потому что Его есть царство и слава во веки вековъ! Аминь.


Глава 11-я.

Не будемъ, братия, терять усердие въ служении другъ другу ради Господа. Многие полюбивъ девицу, решились служить за возлюбленную. Поэтому великое ли что сделаемъ, если послужимъ другъ другу ради Господа?

Не будемъ унывать, возлюбленные, сидя въ келлии, припоминая себе, что святые мученики, после многихъ истязаний, заключаемы были въ железныя узы. Посему не будемъ бегать неудобствъ келлии, не станемъ скучать за работою, помня, что многие изъ святыхъ ради Господа посылаемы были въ рудокопни. Если бы жили мы въ те времена, то ужели бы по причине мучений изменили жизни своей? Ужели бы, по причине нужды, отреклись отъ веры своей?

Будемъ, братия возлюбленные Господомъ, помнить благодеяния Господа Бога нашего, Который сотворилъ и возрастилъ насъ, питаетъ и во всемъ покрываетъ насъ, изводитъ ветры отъ сокровищъ Своихъ въ услугу намъ, и возводитъ облака отъ последнихъ земли (Псал. 134, 7), на служение намъ, умножаетъ птицъ, скотовъ и животныхъ водныхъ на служение роду нашему, сотворилъ солнце светить днемъ, а луну и звезды светить ночью для нашего рода, и спасъ насъ таинствомъ честнаго креста Своего. Будемъ служить Ему со страхомъ и великимъ трепетомъ и съ благою надеждою; потому что мы странники и пришельцы въ сей жизни, по словамъ сказавшаго: пресельникъ азъ есмь и пришлецъ на земли, якоже вси отцы мои (Псал. 38, 13).

Умоляю васъ я, малейший, ничтожный, я, который долженъ тысячи талантовъ, и грешнее всякаго грешника, держитесь сего прекраснаго совета; соблюдите себя неукоризненными во всемъ, чтобы не быть вамъ постыжденными. Если же кто и осуждаетъ себя въ какомъ деле; то впредь да соблюдетъ онъ себя неукоризненнымъ, чтобъ не могъ сказать о насъ ничего худаго нашъ противникъ — этотъ человеконенавистникъ, растлитель, чуждый, врагъ правды, радующийся нашимъ бедствиямъ, безсильный предъ работающими Господу по истине, уничиженный любящими Господа по истине, попираемый творящими волю Господню въ чистомъ сердце. Богу нашему слава и величие во все веки! Аминь.


Глава 12-я.

Пребывай, возлюбленный, въ звании, въ немже призванъ (1 Кор. 7, 20). Воздай славу Богу, что удостоилъ тебя быть сопричтеннымъ къ овцамъ стада Своего, и питаться на пажити овецъ Его. Терпи до конца, чтобъ спаслась душа твоя. Ибо написано: въ терпении вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 12). Будь осмотрителенъ во всемъ поведении своемъ. Слушай сказавшаго: сыне, аще премудръ будеши, возвеселиши и мое сердце (Прит. 23, 15).

Не будь жестокъ въ языке своемъ, и не сурово отвечай брату своему, но да будетъ речь твоя со всякимъ смиренномудриемъ и страхомъ Божиимъ. На серебро разве покупаемъ доброе слово? Оно ничего намъ не стоитъ, кроме нашего изволения. Господь отдалъ во власть намъ оба пути, чтобъ познавалось расположение каждаго. Поэтому, избранники Божии, такъ будемъ отвечать другъ другу, какъ отвечаетъ верный рабъ, беседуя со своимъ господиномъ. Ибо не лживъ Сказавший: всякъ возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14).

Речи же наши другъ къ другу да будутъ не о предметахъ внешнихъ, но о пользе душевной, о взаимномъ назидании, какъ написано: да дасте благодать слышащимъ: и не оскороляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся въ день избавления(Ефес. 4, 29-30). Ему подобаетъ слава во веки! Аминь.


преп. Ефрем Сирин
Оптина пустынь
4. «Придёт время, и вы ничего не станете узнавать». Современные средства массовой информации

Оптина пустынь
Если прикасающиеся к краю одежды Его <Христа> привлекали на себя чудодейственную силу, то не

Оптина пустынь
Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай

Оптина пустынь
...Не тело причина страстей, но свободная воля, производящая страсти. Ибо тело движется

Оптина пустынь
Знай, чадо, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд,

Оптина пустынь
Если желаем искренно приступить к Создателю нашему, то необходимо нам подвизаться об освобождении

Оптина пустынь
Слово о спасении в девяноста главах (часть 4) Не смейся и не осуждай впадшего в искушение, но

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись