на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 16 октября
Прошу Ваших молитв о здравии р.Б. Алексея (у него сахарный диабет, гипертония он находиться в группе риска по короновирусу, а у него на руках больной ребенок инвалид ДЦП и престарелая мать, он один кормилец! Помолитесь за него пожалуйста!

  • 14 июля
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о упокоении: Пелагии Владимира Александра Шалвы Лидии. Благодарю!

  • 8 июня
Помолитесь, пожалуйста, об отр. Маргарите, что бы она все ж оказалась в списке поступивших. Что бы Богородица ослабила ей экзамены. Спаси Всех Господи!

  • 8 мая
Очень прошу молитв о здравии Александра!

  • 8 мая
Помолитесь пожалуйста на Проскомидии о упокоении : Владимира Шалвы Симеона Софии Егора Пелагии Клавдии Лидии Наталии Петра Александра Тамары Ивана Елизаветы Егора Георгия (Юрия) Валентина Андрея Игоря Галины Георгия Михаила Надежды (Абиричева) Василия Игоря Африкана Владимира. Усопшие - крещёные православные. Самоубийц нет. Шалва - православное грузинское имя. Спаси вас Господи.

  • 8 мая
ОЧЕНЬ ПРОШУ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ Р.Б.ОЛЬГИ

  • 7 мая
Здравствуйте! Помолитесь пожалуйста о сохранении брака между мной в крещении Людмилой и моим мужем Александром (который не имеет иных отношений, но влюбился в другую женщину). Благодарю!

  • 7 мая
Необходимы молитвы за болящую Эмилию. Заболела вирусом.

10-01-2022, 00:02

"Кто насколько смирится, настолько и благодать приходит"


...Все наши предосторожности без благодати Божией рассыпаются вдребезги, ибо не в нашей власти состоит устоять в добродетели... стремиться к добродетели и понуждать себя надо крепко, это состоит в нашей свободной воле. (10; стр. 142)

...Понуждай себя чаще внутренне молиться, насколько хватает сил и времени, еще упражняйся в смертной памяти и молись Богу, чтобы Он дал память смертную. ...Наша временная жизнь, непостоянная, изменчивая и скоропреходящая, невнимательных увлекает к рассеянности, а чтобы приобрести внутренний свой мир, одно средство – непрестанная молитва. (10; стр. 142)

Память смертная – дар Божий (10; стр. 165)

Степени духовного преуспеяния разные, и духовное познать может только духовный. Полезнее видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой – тогда именно увидишь себя хуже всех. ...Тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренне его не знают, исключая тех, кто проводит духовную жизнь. (10; стр. 143, 145)

...Однако вся причина в тебе, ты сама не замечала, что находилась в тонком самомнении, и думала, что уже летишь на Небо, а внутреннего истинного смирения и совершенного расположения на волю Божию не было у тебя. Господь по Своему благоутробию послал тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни, и ты упала духом и почувствовала себя никуда не годной, а в этом-то состоит смирение, чтобы чувствовать себя никуда не годной. (10; стр. 141)

Бог один, а пути к нему разные, и всяк идет своей дорожкой. (10; стр. 144)

Детская молитва скоро доходит к Богу. Черта детей – простота, откровенность и естественность, – вот Господь и повелел нам быть такими (см.: Мф. 18, 3; Мк. 10, 15); такая черта была у всех подвижников. (10; стр. 145)

Молитва требует борьбы до часа смертного; хорошо, что стремишься к молитве, помоги тебе, Господи; духа не угашай (см.: 1Фес. 5,19). (10; стр. 145)

...Мы должны помнить, что эта наша жизнь очень скоротечная и (есть) под- готовка к будущей вечной жизни. (10; стр. 146)

...Когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво. Почитывай книгу преподобного Кассиана – хотя (она) направлена инокам, (но) и мирянам прикладна5. Читай жития святых, они очень воодушевляют нас, грешных. (10; стр. 147)

...Ты боишься темноты – я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий Промысл! Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка (Прем. 17; 11). (10; стр. 149)

Относительно твоего смущения святые отцы сказали: «Что делается со смущением – всегда от бесов». Приложись ко кресту и к Божией Матери и будь спокойна, загляни у святого Варсонофия вопрос 430 и ответ, еще вопрос 433 и ответ (10; стр. 149)

Когда не придется исполнить все свое правило – не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буде ми грешной» и имей память Божию – это заменит все правила. (10; стр. 149)

Когда появятся слезы, остановись на них, пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь. Когда ляжешь в кровать, занимайся богомыслием, что помнишь из Священного Писания, важнее из Евангелия. Слезы придут, дай им свободу. ...На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что на совести, и больше ничего. (10; стр. 149)

Курево, конечно, нехорошо, но я более строг к душевным страстям: зависти, злопамятству, высокомерию, лукавству, лицемерию, человекоугодию и сребролюбию, а телесные страсти иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо диавол омрачил свою светлость именно гордостью; гордость – изобретение бесовское. (10; стр. 151)

Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Не в нашей власти устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость»6. Великое для нас счастье, что мы имеем книги святых отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но не стало праведного (Пс. 11, 2), а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами: все равно как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмем отравляющие. Однако унывать не надо; в основание положим мытарево смирение – и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние. (10; стр. 151)

...Внутри на душе сухость, а сердце точно камень. В данные моменты требуется терпение, и ждать помощи от Бога. (10; стр. 150)

Однако знай, куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь и там встретишь людей, а не Ангелов, а Царствие Божие ведь не вне, а внутри нас (см.: Лк 17, 21). (10; стр. 152)

Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано Самим Господом (см.: Мф. 6, 33). Мало мы думаем о вечности и плохо приготовляемся к ней, уж очень оземленились и позабыли думать о едином на потребу. (10; стр. 153)

Когда мы подвержены страстям (говорю о душевных) – самомнению, тщеславию, гневу, лукавству и бесовской гордости, то под влиянием этих страстей думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако не унывай, во время неприятностей углубись в Святое Писание и святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей; своим рассудком, как ни рассуждай, без помощи Божией не можем умиротвориться сами и других умиротворить. (10; стр. 154)

А тебе советую – побольше работай над своими чувствами: если сама себя познаешь, тогда и других будешь видеть правильно и сообразно с их устроением скажешь им. Вообще, старайся говорить без тщеславия, ради Бога, не как учительница, а как сама учащаяся, н не старайся повлиять на них: это сделает Божия благодать, а твое дело – смиренно, в простоте сердца говорить. (10; стр. 155)

Наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляюще помогают диаволу, и Господь не нарушает наше самовластие. Нам должно стремиться к добродетели, насколько хватит наших сил, но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а в Господней, и хранит Господь не за наши труды, а за смирение. (10; стр. 134)

Но Господь по Своему милосердию дал нам, немощным, покаяние, ибо наша порченная природа очень и очень склонна ко греху. Святые отцы своим опытом изучили до тонкости нашу природу, утешают нас и подробно изложили в своих сочинениях способ борьбы со грехом. Теперь у тебя есть книжица «Невидимая брань» – посматривай в нее почаще. (Там же)

Святые отцы всякое доброе дело приписывают молитве – вот ты больше в этом упражняйся, старайся хранить свою совесть чистую к Богу, к людям и вещам... Остается только покрепче себя в руки взять... Все будешь только спрашивать, читать и говорить о спасении, а трудиться не будешь – толку не будет. (10; стр. 136)

Только тот не любит вкусную пищу, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево – этого господина всего худого. (10; стр. 138)

Да, тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, ибо она убивает дух (см.: 2Кор. 3,6). С такими собеседниками теряется внутренний мир – если будешь говорить о духовном, нужно умудряться прекращать разговор с ними. (10; стр. 178)

Я написал, что буква убивает дух (см.: 2 Кор. З, 6), но надо понимать намерение слов: буква убивает того, кто останавливается на ней и смотрит на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели; конечно, плоды не бывают без листьев, однако смоковница засыхает без плодов (см.: Мф. 21,19; Мк. 11,20). (10; стр. 139)

Не пугайся, что у тебя нет благоговения в молитве, – хорошо и спасительно, что нудишь себя молиться. (10; стр. 139)

Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь. (10; стр. 139)

Гордость можно узнать по плодам: гнев, лицемерие, досада, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство и корень хулы. Позабыл еще свойство гордости: она – строгий судья немощи других. (10; стр. 157)

Духовная жизнь как рост телесный: человек сам себя не замечает. Однако признак духовности состоит в том, как пишет святой Петр Дамаскин, когда человек видит свои грехи, аки песок морской. В этом здравие души. (10; стр. 162)

По совету святых отцов, так и должно быть; если пошатнешься в какой-либо добродетели, трепетать не надо: пал – вставай, опять пал – и опять вставай, так до последнего часа смертного. Слава, Господи, милосердию Твоему – великое Твое благо, что Ты дал нам, грешным, покаяние, ибо Ты и сошел на землю не для праведников, а для нас, грешных. (10; стр. 165).

По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет – такому надо снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели – такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели. Так и твое единичное курение заслуживает снисхождения: просто пустяк, скорей же смущает тебя гордынька: «Как я это допустила?» (10; стр. 167)

О раздражении на ближних старец говорил: «Ближние всегда близко живут, вот они и обнаруживают твой гнев. Вообще гнев происходит от гордости и тщетной славы. Если приобретешь смирение – и гневу конец». (10; стр. 363)

...В молитве от количества приходит качество: если будешь чаще повторять Иисусову молитву, тогда, по Божией милости, и сердце согреется. (10; 363)

Леность – это общая наша немощь, у меня тоже ведь много лености, но я не жалуюсь, да и теперь как-то трудно разобраться: леность или немощь? Как у тебя, так и у меня есть порядочно болезней; будем просить Господа, чтобы Господь помог нам терпеть без ропота, и это заменит все наши подвиги. (10; стр. 363)

Святой апостол Павел говорит: Наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных (Ефес. 6,12). Вот этот дух злобы, насколько Господь попустит ему, искушает нас, грешных. Через наши помыслы возносит разные хулы: на Бога, все Божественное и на Святые Христовы Тайны. Иногда такие скверные помыслы, что даже стыдно и на иконы взглянуть, и многое другое неподобное. Некоторые смущаются и думают, что это наши помыслы. Но (это) диавол-дух смешивается с нашей душой. Не многие могут разобрать это и противостать против этих диавольских внушений. Одно средство – не обращать на них внимания и просить у Бога помощи. (10; стр. 400)

Воображение и память – одно внутреннее чувство, иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударит по голове. Тут требуется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творениями святых отцов, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями – и постепенно прежние воспоминания вытеснятся прочь, и тоскливость пройдет. В одном сердце два господина не могут жить вместе. (10; стр. 168–169)

Грехи никогда не удовлетворишь: чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи; они подобны псу, который привык ходить лизать мясной стул, – как только возьмешь палку и отгонишь его, то и ходить не будет... Святой апостол говорит: Итак, смотрите, поступайте осторожно (Ефес. 5, 15), еще: Забывая заднее и простираясь вперед (Флп. З, 13). (10; стр. 169)

...Набивай память свою молитвою и богомыслием. Добрый час, начинай; без молитвы жизнь будет многовоздыхательна, а от молитвы, когда получишь навык, сердце возвеселится и умиротворится – блаженное состояние. Временами еще здесь, на земле, молитвенники предвкушают будущее блаженство. (10; стр. 170)

Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали святые отцы; от скорбей две пользы: первая – усердие к Богу и благодарность от всей души, вторая – они избавляют от суетных попечений и забот. Скорби нас смиряют; у нас есть какая-то самонадеянность, ми своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, (научаемся тому,) что наши усилия без помощи Божией не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели – а успех в добродетели зависит уже от благодати, а благодать дается от Бога именно только смиренным, а без смирительных случаев не смиришься. (10; стр. 171)

...Кто насколько смирится, настолько и благодать приходит; и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати. (10; стр. 174)

Без смирения очень трудно уступить другому: гордость всегда настаивает на своем. ...Кто в чем осуждает другого, непременно сам впадет в то же, иначе и не бывает. (10; стр. 170–171)

Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память Божию: она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй. (10; стр. 172)

Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению; в духовной жизни так и есть по закону духовного ведения: чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя праведным. (10; стр. 172)

...Какая страсть посетит, с той и борись, однако знай, что ты своими силами не можешь победить их, – вот тут-то и надо призывать Господа на помощь. А осуждение – великое зло: осуждающие восхищают суд Божий, и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения – в невнимательной жизни: загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется всякой гнили! (10; стр. 173)

У тебя здоровье тоже не завидное, однако не унывай – расположись на волю Божию: не сегодня, а завтра все же умрем. Хоть мало ты куришь, лучше совсем не курить табак. Тебе вредно. (10; стр. 173)

...Большая ошибка и немощь – много заботиться, чтобы продлить нашу жизнь; однако жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и дело все приложится вам (Мф. 6, 33). Вот наша забота и стремление должны быть – чтобы жить по заповедям Его и очистить сердце от страстей. (10; стр. 173)



Схиигумен Иоанн Алексеев (Валаамский)
Оптина пустынь
«Мы с тобой, матушка, не доживем до антихриста, а эти (указал на племянниц) доживут». Наветы

Оптина пустынь
Раскольники-староверы (как, впрочем, и любые раскольники) таковыми себя никогда не признают, а

Оптина пустынь
Такие же суждения высказывает о раскольниках вселенский учитель святой Иоанн Златоуст: «Если

Оптина пустынь
Вне Церкви не может быть и учения христианского, не только христианской жизни. Церковь святой

Оптина пустынь
В 1885 году в Оптину пустынь к старцу Амвросию приехал из Москвы Сергей Васильевич Перлов. Это был

Оптина пустынь
Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью

Оптина пустынь
Блуд и нечистота (Еф. 5: 3) да не пребудут в рабах Божиих, ибо служим мы непорочному Сыну Божию.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись