- 28 августа
- 27 августа
- 23 августа
- 21 августа
- 21 августа
- 21 августа
- 18 августа
- 17 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов
За Лидию и Марию
|
24-10-2010, 00:29
ЕДИН ОТ ДРЕВНИХ - ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ- Старец разводит монаху эти россказни, а сам все присматривается к нему: не производят ли его слова смущения в нем. Но так как совесть у того была покойна, то и слушал он без смущения. - «С одним настоятелем был вот какой случай», продолжал старец: «служил он литургию. Подходит ко кресту одна женщина. И такое, брат, сделала она впечатление на настоятеля, что тот решительно не мог забыть ее. И что же ты думаешь? Шесть лет носил он образ ея в своей памяти. Он уже и Бога просил, чтобы Он Сам изгладил у него воспоминание о ней... Так-то, брат. Страсти-то оне, ведь того... С ними надо крепко бороться». - И сочинил старец. Ничего этого конечно и не было. А сам все смотрит сбоку на монаха, да потирает руки, а про сплетню - ни слова. После видится он с о. Антонием и говорит ему: «Я целый час испытывал монаха, и что ему ни говорил, не приметил никакого смущения у него на лице. Так уж это дело надо оставить. Да и старушке надо внушить, чтобы она без разума не усердствовала - не навлекала бы на братию напраснаго подозрения». - Вот был, какой старец! Чужих речей не слушал, наговорам не верил, напрасно брата не оскорблял и другому в обиду не давал, а сам, бывало, до точности удостоверится и тогда уже вершит дело. Поступил к нам один купеческий сын. Видите фигуру его: и мал, и убог, и немощен головой. А в монастырях как в школе и некоторые из молодых как школьники: как только поступит кто в монастырь, сейчас же и начинают испытывать новичка, и если в коем заметят строптивость, начнут испытывать его терпение, приводить в монашескую веру. И с этим тоже начали выделывать разныя малодушества. Старшая братия, разумеется, останавливала малодушных. Но всех ведь не переучишь. Узнал об этом архимандрит. Собрались мы в трапезу. Покойный воспользовался отсутствием новичка по послушанию и повел из далека речь не собственно о нем, а вообще о значении каждаго человека как христианина, а потом перешел к тому, что есть, хотя, по видимому, обиженные Богом дети Его, но их-то преимущественно и нужно любить, а не унижать, что если такие поступают в монастырь, то, в силу того, что все совершается по Божию произволению и усмотрению, и все на нашу душевную пользу, - нужно смотреть на таких как на оселок, на котором мы обязаны изощрять свою любовь, свое терпение, и как на благодетелей наших, доставляющих нам духовную пользу. - Так же он смотрел и на впадающих в искушение. «Тут-то», говорит и «нужно поработать для Господа. А ты падающаго подними, восставь. Восстание его твоею любовию к нему тебе же принесет духовную пользу. Не он твой, а ты его должник, если оказываешь ему любовь». Вот какое духовное просвещение было у старца! Во всех стремился поселить мир и любовь, а сам искал пребывать в мире со всеми. Он даже не приступал к служению, не примирясь с теми, кого он, по его мнению, поставил к нему в немирное отношение. К старшим из братии сам, бывало, пойдет, а младших к себе пригласит, и первый подходит к обиженному и просит прощения. Покойный говаривал в откровенной беседе: «когда я готовлюсь служить, меня всегда озабочивает помысл: все нам Бог посылает; мир не оставляет нас своими приношениями. Но есть, может быть, человек, которого я оскорбил неумышленно, отказал ему в чем-нибудь, лишил его, может быть, даже крова, не дал ему дневного пропитания, и он держит гнев на меня. А я не знаю его. И не примирился с ним. Потому, когда я приступаю к служению, первый поклон пред престолом я всегда кладу за таких и молю моего Господа: укажи мне его, чтобы я имел возможность примириться с ним и седмирицею ему воздать за все, чего я лишил его». Вот какая тонкая, деликатная совесть была у старца! - А его совесть не могла уж, кажется, пожаловаться на него Богу, чтобы он лишил кого-нибудь помощи. Напротив, для ближнего только и жил. Только и помышлений было у святого старца, чтобы всякаго успокоить, всякому утереть слезы, облегчить скорби. И все это делал осторожно, деликатно, чтобы не оскорбить своим милосердием. О благотворительности его можно было бы рассказывать целые дни. Придут, бывало, к нему из города бедныя женщины попросить на зиму сенца для своих коров. Вот он позовет эконома и спросит: много ли у нас сена-то? - Да сена, батюшка, скажет, для себя только. Покойный будто согласится с ним и скажет женщинам: у нас ведь у самих вот столько-то коров, столько-то лошадей. Сено самим нужно. А между тем, запишет их имена, где оне живут, и отпустит, не обнадежив и не отказав. Потом, как придет время поднимать стоги, позовет к себе эконома. «Вот у тебя на лугу, что к городу, стоит стожок. Когда ж ты будешь его возить?» Да завтра думал, если благословите. «То-то, ты уж поскорей. А то занесет его снегом, к нему и подъехать будет нельзя. Да вот, брат, случилось какое дело: приходили тут ко мне из города женщины и просили продать им сенца. Я и говорил, было, им, что сено нам нужно самим. Да они набросали тут одна полтора, а другая два целковых. Так уж, нечего делать, надо им отвезти. Ты уж им отвези. Да смотри, чтобы настоящие, полные были возы». А сам ходит потирает руки от удовольствия, что удалось сделать доброе дело. А женщины и не думали давать ему денег за сено. Это он в дар им пошлет. Сначала узнает, действительно ли они бедны, где живут, есть ли у них коровы, а уж потом и пошлет. - Приехал как-то к нам игумен соседняго монастыря, пошел в небольшой садик, что возле настоятельской кельи, и видит сидит на дорожке крестьянский мальчик. Что ты тут делаешь? - спросил у него игумен. «Кротов ловлю». Что же и жалование получаешь? «Получаю». Идет по саду дальше игумен, - около яблони сидит другой мальчик. - А ты что делаешь? - «Ворон отпугиваю, чтобы яблок не портили». И жалование получаешь? «Как же, получаю». Вот пустяки-то! - подумал игумен. Вот на что архимандрит тратит деньги. Из садика идет он к старцу и говорит ему: ходил я, батюшка, у вас по саду, да, признаться, и подивился, сколько там мальчиков у вас, и все на жалованье. Один кротов ловит... «Да! - прервал старец. Какой это вредный зверек: у лучших растений подкапывает иногда корни. Они и сохнут. Я уж нанял мальчика их ловить». А другой мальчик ворон пугает. - «Да! Вот и эта птица - как она вредна: самое лучшее яблоко испортит да испортит. Должен я был нанять мальчика отгонять их. Да и дети-то бедные, сиротки». Игумен понял, что дело не в кротах и не в воронах, а в бедности и в сиротстве мальчиков и замолчал. - В городе жил один мелкий торговец старьевщик и возил покойному всякие нужныя и вовсе не нужныя для обители вещи. Раз он привез старые, никуда уже негодные хомуты. Покойный и их купил. Приходит эконом. Покойный говорит ему: возьми-ка, брат, эти вещи-то. Эконом попробовал одну шлею, другую, и говорит: батюшка ведь это гнилье все, никуда не годится. На что ж вы купили? «Экой ты, брат, какой. Ведь продавал-то человек бедный. У него пятеро детей. Все равно надо ему и так помочь». И подобных случаев было множество. - А то раз сидит старец в зале с посетителями. Входит в переднюю пожилая, бедно одетая женщина с подушкой в руках. Дверь из зала в переднюю была отворена. Увидя женщину, покойный встал, вышел в переднюю к ней и спросил: «что тебе надобно?» Да вот, батюшка, не купите ли подушку? «Нет нам не надобно». Возьмите, батюшка, сделайте милость. У меня дома дети голодныя, нам нечего есть. «А что стоит эта подушка?» Полтора рубля. «Нет, это дорого; возьми рубль». С этими словами пошел к себе в спальню, взял из стола пятирублевую бумажку и подал старухе, приговаривая: дорого, дорого. Женщина поклонилась и вышла, а старец сел с посетителями; но едва сел он, женщина вернулась из сеней в переднюю и говорит: батюшка, вы, должно быть, ошиблись. Ступай, ступай. Я сказал, что больше рубля не стоит». Старуха ушла. И много раз он прикрывал так свои дела милосердия. - А не раз бывали и такие случаи: украли, раз соседние мужики рыбу из монастырскаго садка и покойному же принесли продавать ее. Старец знал про это, но все-таки ее купил, и когда келейник сказал: батюшка, да ведь эту рыбу они у нас же украли, - он ответил: «ну, уж это на их совести. Люди-то они бедные». - Вообще у него было так: раз просит его о чем-нибудь человек бедный, для него ни в чем не должно быть отказа. Случилось как-то, что один бедный чиновник из города в обитель нашу пришел пешком, а чтобы вернуться в город, попросил у настоятеля лошадь. Покойный сказал чиновнику, чтобы он пошел к монастырскому эконому за лошадью. Но свободной лошади не случилось, и эконом отказал. Приходит потом эконом к покойному. «Что ж ты, брат, давеча чиновнику-то отказал в лошади?» спрашивает покойный. Да простите, батюшка, лошади не было, потому и отказал. «Лошади не было! Чтобы это слово у тебя умерло! Чтобы я этого не слыхал!» строго и с неудовольствием сказал старец. Это значит: откуда хочешь возьми, а чтобы всегда была лошадь для беднаго человека. - За то, когда старец скончался, в столе у него оказался один только серебряный гривенник, да и тот уцелел лишь потому, что как-то ребром заскочил в щель между стенкой и дном ящика. - Но, может, быть, деньги были в кредитных учреждениях? - спросил архимандрит. - Да, это вот только теперь познакомились с ними, да и то знакомство это оказалось для некоторых неудачным. А покойный знал одни только кредитныя учреждения - постройки да руки бедных, и действительно много на своем веку перевел туда денег. Строгий исполнитель заповедей Христовых и заветов отеческих, он как огня боялся сребролюбия, и потому, как выразился его келейник, был «великий гонитель на деньги». Как получал их, так сейчас же и тратил. Раз, отпуская в путь одного из монахов по сбору и подавая ему сборную книгу и сумку, он так проговорился о себе: когда я был в Саровской пустыни, присматривался к тому, как кто живет и кто что имеет, - и сказал сам себе: умру с голоду, но никогда в жизни ничего не буду иметь. Вот всю жизнь и хожу с сумою. - А какой любознательный был старец! Почти все, что есть теперь в нашей библиотеке, собрано им и, имейте в виду, все перечитано им, и перечитано не бегло, а с глубоким вниманием. Покойный каждую свободную минуту посвящал чтению. А библиотека у нас обширная. Едва ли вы найдете в других монастырях. При покойном выписывались все духовные журналы и многия отдельныя сочинения духовно-нравственного и историческаго содержания. Во время Крымской войны покойный выписывал даже «Художественный листок» Тимма. Это уже одно показывает, с одной стороны, замечательную любознательность покойнаго, а с другой - свободу его в выборе чтения. Кроме того, когда покойный поедет, бывало, в губернский город, он непременно побывает у знакомых букинистов и подберет решительно все, что есть интереснаго. Покойный о. протоиерей нашего города, тоже большой любитель душеполезнаго чтения и приятель покойнаго старца, жаловался, шутя, что после того, как о. Моисей побывает у букинистов, там нечем уж поживиться. Таким образом, к кончине его в нашей библиотеке накопилось до пяти тысяч названий. Сверх того, старец искренно и усердно содействовал изданию книг духовно-нравственного содержания, большею частию творения св. отцов подвижников, переведенных с греческаго языка на славянский известным молдавским подвижником Паисием Величковским, а на русский переложенных братией нашей обители. При этом тоже выразилась никогда не оставлявшая покойнаго любовь к духовной благотворительности. По мере печатания книг и доставления их в нашу обитель, он широкой рукой, целыми тюками, рассылал их в академии, во все семинарии, архиереям, ректорам, инспекторам, в лавры, в общежительные монастыри, в некоторые афонские монастыри, раздаривал и рассылал некоторым посетителям нашей обители. «Когда-нибудь прочтут нашу книгу, и она принесет душевную пользу», говаривал при этом покойный. «Наше дело сеять, а Бог даст, будут и плоды». Да, старец был высоко развит духовно и не сосредоточивался на одних лишь монастырских материальных заботах и хлопотах. Напротив, духовную пользу всегда ставил выше материальной, памятуя, что дух выше бреннаго тела. - Старец всегда сочувственно относился и ко всем бедственным явлениям вне монастырской жизни. Постигало ли какой-нибудь угол России общественное бедствие: пожар, голод и т. п., он всегда был усердным посильным жертвователем, хотя обитель сама постоянно нуждалась в средствах и существовала исключительно лишь приношениями благотворителей. - И любили ж и чтили ж мы нашего праведнаго, милаго нашего старца! Не напрасно называли мы его батюшкой. Это воистину был отец, кроткий, рассудительный, внимательный. «Я, " скажет, «неоплатный должник у братии. Хочешь для нея что-нибудь сделать, а она седмерицею мне платит за мою любовь». И верно. Всякая его скорбь принималась братией как своя кровная. И теперь, когда его уже нет, и мирянин, и наш брат монах, и покойный владыка, когда приезжает, бывало, в нашу обитель, - как только в церковь, сейчас же к его гробнице. Слезы навертываются на глазах, когда видишь, с каким благоговением относятся все к нашему незабвенному старцу. После вечерней трапезы мы ходим в церковь на вечернее правило. Как только оно кончается, - все, и старики, которые жили при нашем покойном старце, и новоначальные, знающие его по рассказам современников, - так и потянутся вереницей к его гробнице, так все и упадут перед ним. А в храме-то вечером мрак. Только и слышно во мраке, как шелестят мантии от поклонов, да вздохи сердечные, самые искренние, от всей души исторгаются в молитве к праведнику... - Какая, в самом деле, симпатичная личность! - невольно произнес архимандрит, выслушав рассказ об о. Моисее. - И не симпатичная только, и высоконазидательная, сказал схимник. Сколько ободряющей силы, какой подъем чувствуется в душе при мысли, что у вас на глазах, среди вас, в наше слабое время, проходил послушание жизни человек, вам во всем равный, с такими же, как у вас, страстями, со всеми естественными, прирожденными задатками зла, но богомыслием, подчинением своей воли заповедям Христовым и заветам отеческим, при содействии Божией благодати, поборовший зло и выработавший в себе великаго христианскаго мудреца. И, благодарение Богу, монашество может указать и в наше время не мало таких мудрецов. По своему смирению, они только не видны, не трубят о себе. Они, как скрытые в земле родники. Ими питается в христианском человечестве насажденная Господом нива великих Его идей. Так что, благодаря таким мудрецам, дело монашества - не погибшее дело. Легкомысленный мир не видит их и не понимает нашего дела. Он вопит лишь о наших недостатках. Но мало ли о чем он вопит?...
Н. Сахаров Последние пять случаев благотворительности о. Моисея заимствованы из его жизнеописания, изд. 1882 г. |
© 2005-2018 Оптина пустынь - живая летопись