на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 28 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.

  • 27 августа
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать

  • 23 августа
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.

  • 21 августа
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи

  • 21 августа
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе

  • 21 августа
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление

  • 18 августа
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!

  • 17 августа
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов За Лидию и Марию

11-08-2022, 09:38

«Эти жертвы являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей…»


Иеромонах Иоанникий (Бахтин), Иеромонах Авксентий (Тарасов), Иеромонах Никанор

29 июля/
11 августа 1918 года были расстреляны большевиками безбожниками насельники Лютикова монастыря, среди которых были постриженики Оптиной пустыни: иеромонах Иоанникий (Бахтин), иеромонах Авксентий (Тарасов) и иеромонах Никанор (Медогубов)...

По дороге из Калуги в Оптину Пустынь в селе Корекозево (до революции оно называлось Троице-Корекозево) на обочине шоссе возвышается памятный крест. Надпись на нем гласит: И схватив его, вывели вон из виноградника и убили (Мф. 2, 39) «Памяти пострадавших монахов в Лютиковом монастыре 1918 г.»

Сразу за крестом с шоссе сворачивает проселочная дорога:

Пройдя по ней метров 300-400, окажешься у другого креста - деревянного и размерами значительно превышающими придорожный. Именно здесь когда-то и располагался древний Лютиков монастырь.

Согласно энциклопедическому словарю Платонова «Святая Русь» Лютиков монастырь был основан князьями Воротынскими в 1504 (по другим источникам, в 1444 г.). Название получил от бывшего при строении его надзирателя по прозванию Лютик.

По другим источникам этот монастырь, подобно Оптиной, был основан раскаявшимся разбойником по прозвищу Лютый (или Лютик).

Монастырь, просуществовавший почти полтысячелетия, был закрыт в 1918 году.

В начале ХХ века среди многочисленной братии монастыря в нем спасались иеромонахи: Авксентий, Иасон, Иоанникий, Иосиф, Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Все они были расстреляны за сопротивление советской власти.

В ближайших к монастырю селениях еще с июля 1918 действовал вооруженный отряд под руководством Зимкуса. Этот отряд занимался реквизицией (по постановлению узурпаторской власти) продовольствия и скота у местного населения. Фактически это был узаконенный грабеж населения. Это вызывало естественное недовольство у крестьян. Проявление всякого недовольства подавлялось большевиками с участием армейских отрядов. Обстановка в округе была накалена до предела. И вот в такой обстановке 7 августа 1918 года в монастырь прибывает комиссия из 10 человек с целью конфискации монастырских лошадей.

Игумен монастыря о. Иосиф, предвидя грабительский и разрушительный характер этой акции с величайшей твердостью и храбростью, уповая, лишь на помощь Божию запретил комиссии приступать к делу. Он знал: "дай волю грабителям, и тогда начнут с конфискации лошадей, а закончат разграблением монастыря, включая его святыни" (Вспомним как монахи Ватопедского монастыря на Афоне без страха и с верою в Бога вышли на защиту монастыря от грабителей). Во время устных требований и угроз со стороны комиссии рабочий монастыря Никита побежал в ближайшее село Корекозево за помощью, а монахи ударили в набат. Крестьяне во главе со старостой села Иваном Борисовым вступили в схватку с грабителями. В результате этой схватки были убиты 6 членов комиссии, как указано в документах. Однако, исследователь Е.В. Качанова, тщательно изучив материалы дела, обнаружила, что эти люди, которые считались убитыми, находились в г. Перемышль во время крестьянского освободительного восстании на следующий день. А Закалин, Гречанинов и Чугрин, которые якобы были арестованы, находясь уже через день в Калуге, не знали о печальной участи своих товарищей. Следует вывод, что власти избрали центром своих кровавых и грабительских интересов Свято-Троицкий Лютиков монастырь.

8 августа эта накаленная атмосфера в округе разразилась освободительным восстанием крестьян под предводительством Дмитрия Мартынова, старосты села Корекозево Ивана Борисова и Дерябнинова. Крестьяне, численностью около 500 человек вошли в Перемышль и свергли советскую власть практически без сопротивления, арестовали членов исполкома, обезоружили их и отпустили (хотя по документам четверо из членов исполкома были убиты днем раньше!?). Отпущенные представители власти, вызвали помощь из Калуги. Из Калуги выехал карательный отряд, который 9 августа ворвался в монастырь. Были арестованы иеромонахи Авксентий, Иасон, Иосиф и отправлены в Калугу. Крестьяне пытались освободить иеромонахов, устроив засаду отряду, но силы были не равными. Арестованных поместили в Калужский исправительный трудовой дом.

11 августа в Перемышль прибыли армейские отряды, и район был объявлен на осадном положении. Восстание было подавлено. В результате проведенного расследования была признана виновность в восстании против советской власти 17-ти человек, которые были приговорены к расстрелу. В этом списке были и 6 иеромонахов: Авксентий, Иасон, Иосиф, Иоанникий, , Корнилий, Никанор и иеродиакон Пафнутий. Первых троих из этого списка расстреляли в Калуге. Из документов Калужской тюрьмы видно, что допрос с ними не был проведен. Остальных 4-х иеромонахов вместе с крестьянами расстреляли в леску у села Корекозево. Монастырь был закрыт, а Слава Божия почила на воинах христовых. Упомянутые нами иеромонахи и иеродиакон не признали притязаний на имущество святой обители людей, пришедших в монастырь с оружием в руках, и не убежали от крестного своего пути. До крови и ценой своей жизни пострадали они за Христа Иисуса, с верою и бесстрашием встретив надвигающуюся на Россию безбожную власть.

В народном придании села Корекозево есть поверие, что перед казнью монашествующих избили, требуя от них указать место, в котором, якобы, монахи прячут несметные сокровища. Такое убеждение в армейской среде было результатом огромной пропагандистской компании, которая обрушилась на людей того времени. Одним из утверждений большевиков было таким, что попы всю жизнь наживались на народе, эксплуатируя подневольный труд рабочих и крестьян. Не добившись от монахов желаемого, всех повели на расстрел. Когда солдаты произвели залп - 13 человек из 14-ти упали замертво в заранее вырытую яму, а один из иеромонахов (имени его никто не помнит), крупного телосложения, стоял неподвижным. Прогремел второй залп - иеромонах стоит. В среде солдат появился страх, хотели уж разбежаться. Но приговоренный к казни сказал: "Что испугались? Делайте свое дело". После этого он благословил солдат на стрельбу и был убит. "Радуйтесь и веселитесь яка мзда ваша многа на небесех"!

Так ли было это или иначе, сейчас, спустя много лет, не представляется возможным точно установить, также как невозможно найти и обширные биографические данные о них. Забыты многие события того времени. Из архивных документов известно лишь следующее:

Иеромонах Авксентий, в миру - Андрей Гаврилович Тарасов.
Родом из крестьянской семьи, 1873 года рождения. Получил образование в сельской школе. Пострижен в монашество в 1901 году в Козельской Оптиной пустыни. Проходил там пономарское послушание. Рукоположен он был в иеродиакона 4 октября 1908 года, а в 1912 году - в иеромонаха. В 1906 году о. Авксентия перемещают в Калужский Крестовский монастырь, а в 1913 году он переведен в Сергиев скит. В апреле 1916 года его переводят в Свято-Троицкий Лютиков монастырь, в который он с нежеланием выезжал.

Иеромонах Иасон, в миру - Иван Степанович Харитонов.
Родился в 1864 году в Астраханской губернии в крестьянской семье. Образование получил в семье родителей. Овдовев, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в С.-Петербургское подворье Свято-Тихоновой пустыни. А в 1894 году был определен в число братии монастырского подворья. Два года спустя он был переведен непосредственно в Свято Тихонов монастырь. В 1899 году он рукоположен в иеродиакона, а в 1906 году - в иеромонаха. С 1904 года находился в Свято-Николаевском Малоярославецком монастыре. В Свято-Троицкий Лютиков монастырь перемешен в январе 1910 года. И до самой казни отец Иасон служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. На кануне трагических событий в марте 1918 года его назначили на должность благочинного монастыря с награждением его набедренником.

Иеромонах Иоанникий, в миру - Иван Бахтин.
Родом из крестьянской семьи, 1855 года рождения. Получил домашнее образование. С детства стремился к монашеской жизни, и вот, в 26 летнем возрасте, по воле Божией был определен в братство Козельской Оптиной пустыни. После пребывания там на послушании в течение 14 лет, Иван Бахтин священноначальством был перемещен в градо-Калужский Лаврентьев монастырь с посвящением в монахи с именем Иоанникий. Здесь же в 1900 году его рукополагают в иеродиакона, а в 1903 году - в иеромонаха. Прослужив год иеромонахом, о. Иоанникий переходит в Калужский Крестовский монастырь, и в этом же году он прибывает в Свято-Троицкий Лютиков монастырь с одновременным награждением его набедренником. Учитывая его способности и исключительное послушание, в 1912 году он был назначен временно-исправляющим должность казначея монастыря.

Иеромонах Иосиф, в миру - Иван Феодорович Мишин.
Родился в 1862 году, в крестьянской семье. Образование получил в светском монастырском училище. Дожив до зрелого возраста, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в Свято-Троицкий Лютиков монастырь (1907 год). А в 1911 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1915 году - в иеромонаха. До самой казни отец Иосиф служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения.

Иеромонах Корнилий, в миру - Кузьма Николаев.
Родился в 1858 году, в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Был холост. Дожив до зрелого возраста, он решил посвятить себя монашеской жизни, для этого поступил на службу в Свято-Троицкий Лютиков монастырь (1902 год). В 1905 году был рукоположен в иеродиакона, и в 1912 году - в иеромонаха. До самой казни отец Иосиф служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. На кануне трагических событий в марте 1918 года его наградили набедренником.

Иеромонах Никанор, в миру - Назарий Медогубов.
Родился в 1852 году в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Был холост. В 36-летнем возрасте решил принять иноческий образ. И в 1888 году поступил в Козельский монастырь Оптина пустынь. Там же он был определен в братство монастыря. В феврале 1893 года перемещен в монастырь Московской епархии - Свято-Давыдов монастырь. В сентябре того же года был возвращен на прежнее место. В 1902 году он перемещен в Свято-Троицкий Лютиков монастырь, в котором месяц спустя, был рукоположен в иеродиакона. А в 1911 году в - иеромонаха. 19 июля 1912 года был награжден набедренником. До самой казни более 15 лет отец Никанор служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения. Накануне трагических событий, в марте 1918 года, его назначили на должность ризничего.

Иеродиакон Пафнутий, в миру - Феодор Булатников.
Родился в 1867 году в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 30-летнем возрасте он определен в братство Лихвинского Доброго-Покровского монастыря (1897 год). Через год его перевели в Малоярославецкий Свято-Николаевский монастырь, а в 1903 году - в Боровский Пафнутьев монастырь. В этом монастыре, по прибытии монаха Пафнутия, рукоположили его в иеродиакона. В 1905 году он возвращен в Малоярославецкий монастырь на клиросное послушание. Годом позже его перевели в Мещовский монастырь. А еще через год иеродиакон Пафнутий перемещен в Свято-Троицкий Лютиков монастырь. До самой казни более 10 лет он служил в сем монастыре, исполняя послушание проведения поочередного богослужения.

"Эти жертвы, - говорил в 1918 году епископ Томский Анатолий,- являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей…. Все наше Отечество сделалось полем борьбы и усеяно бесчисленными жертвами.

… Наш долг преклонить свои главы пред подвигом тех, кто пал жертвой борьбы. Их Господь избрал агнцами, и они закланы быша, яко же агнцы".

После закрытия монастырь был передан государству для организации МТС. В 1924-1926 гг. были составлены первые списки памятников архитектуры Калужского края, и Лютиков монастырь был включен в него. Монастырь был обследован эмиссарами от Главнауки Петром Барановским и Николаем Померанцевым, которые подтвердили его высокую ценность как памятника архитектуры. П. Барановский организовал и выполнил реставрационные работы в здании Благовещенской церкви.

В 1930 г. монастырь был вновь осмотрен директором Калужского госмузея Н.И. Чалым и художником В.Н. Левандовским на предмет его дальнейшего использования. Они установили, что все строения находятся в запущенном состоянии. Как и в старинные времена, угрожала своими разливами Ока (из-за этого после сильного наводнения 1908 г. село Корекозево было перенесено поодаль от монастыря). Поэтому местный сельсовет и колхоз отказались от хозяйственного использования монастырских построек. Директор госмузея также принял решение о нецелесообразности дальнейшего сохранения и реставрации монастыря. Он был снят с музейного учета и передан корекозевскому колхозу "Первое мая" для использования по его усмотрению.

Таким образом, оказалось, что Лютиков монастырь никому не нужен, и именно поэтому он был обречен. Большинство каменных построек Лютикова монастыря было разобрано на кирпич, из которого затем строили здания хозяйственного назначения.

Иеромонах Иоанникий (Бахтин), Иеромонах Авксентий (Тарасов), Иеромонах Никанор

Иеромонах Иоанникий (Бахтин), Иеромонах Авксентий (Тарасов), Иеромонах Никанор

Иеромонах Иоанникий (Бахтин), Иеромонах Авксентий (Тарасов), Иеромонах Никанор

Иеромонах Иоанникий (Бахтин), Иеромонах Авксентий (Тарасов), Иеромонах Никанор
Оптина пустынь
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над

Оптина пустынь
Был в Оптиной один брат, который часто докучал старцу отцу Леониду, чтобы дозволил ему носить

Оптина пустынь
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в

Оптина пустынь
Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и

Оптина пустынь
«Вера — это талант, данный Богом».  «Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»

Оптина пустынь
Был во дни старца отца Леонида один брат, который часто изъявлял ему сильное желание мученичества.

Оптина пустынь
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем- либо не полезном для душ ваших». «Соблюдай

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись