на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 28 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.

  • 27 августа
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать

  • 23 августа
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.

  • 21 августа
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи

  • 21 августа
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе

  • 21 августа
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление

  • 18 августа
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!

  • 17 августа
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов За Лидию и Марию

30-10-2010, 11:25

ПЯТЬ ПИСЕМ СТАРЦА МАКАРИЯ


Письма преподобного Макария Оптинского рассказывают о переводе святых отцов 

Письмо первое

Ваше преосвященство, милостивый Архипастырь!

Позвольте встретить ваше преосвященство моим  усерднейшим  поздравлением  на новом  месте, с  прибытием  к  своей пастве и с  приближающимся днем  вашего Ангела. Премилосердый Господь да сохранит  ваше здравие на многия лета и ниспослет  Свою помощь в  многотрудном  вашем  служении Церкви Его. Спаси вас  Господи, что и еще изволили удостоить меня получить ваше архипастырское и отеческое писание от  20 числа ноября, из  коего видим  о времени вашего отъзда из  Петербурга, и потому пишу блогонадежно в  С—ь, к  вашему преосвященству. Вы изволите спрашивать о книгах  преподобного Исаии и преподобного Марка Подвижника, будут ли оныя напечатаны на русском  языке? Доложу вам, что последняя переведена на русский язык  и представлена к высокопреосвященнейшему Владыке на благорассмотрение, с  испрашиванием  позволения представить в  цензуру и напечатать; но на это решения еще не получали. А рукопись преподобного Исаии еще не поправлена в  русском  переводе, думаем  заняться,—есть братия желающие: я же, хотя и буду участвовать в  сем  деле, но так  мало имею времени, что не надеюсь назначить срока для окончания сего труда. Я все нахожусь в  неоплатном  долгу ответами на письма, к  этому  же чувствую часто большую слабость и немощь; а между тем  думаем  заняться, на перевод  старца Паисия сделать в  некоторых  неудобопонятных  словах  примечания, подобно темь, какия сделаны в  книге св. Исаака Сирина, тем  паче, что оная книга более приличествует  монашествующим , а для них  славянский язык  понятен , и, если дозволят, то и напечатать; а со временем  можно и в  русском  переводе напечатать. Испрашиваем  на сей труд  вашего архипастырского благословения.

Вы изволите упоминать о слове преподобного Орсисия, ученика Пахомия Великого; хорошо бы перевести оное на русский язык  и напечатать. Отец  N книги свои оставил  пока здесь, только теперь нет  в  виду человека, который бы мог заняться сим делом. Хотел побывать к нам К.К. мой крестник; он  довольно сведущь и в  латинском  и греческом  языках, им  переведена книга аввы Дорофея с  греческого, только язык  перевода после у нас  поисправлен; если ему будет  время, попрошу его заняться сим  переводом. Книгу аввы Исаии вашу, по сей же почте имею честь препроводить к  вашему преосвященству. Когда будет  отпечатана книга преподобного Марка Подвижника, то за первый долг  сочту оную доставить вашему преосвященству и высокопреосвященнейшему... архиепископу К—у. Испрашивая вашего архипастырского благословения и святых  молитв  с  глубочайшим  моим  высокопочитанием  имею честь пребыть Вашего Преосвященства, милостивейшаго Архипастыря, нижайший послушник, многогрешный И. М. 3 ноября 1857 года.

 

Оптина ПустыньПисьмо второе

Ваше преосвященство, милостивейший Архипастырь!

Приношу мою нижайшую благодарность вашему преосвященству за милостивое ваше писание, от  6-го числа Июня посланное, и что удостоили принять от  нашего усердия книгу преподобного Исаии Отшельника в  нескольких  экземплярах. Мы обязаны вашему преосвященству содействием  в  издании сей полезной книги, как  побуждением  к  оному, так  п доставлением  рукописей — славянской и вашего перевода русской. Дай Бог, чтобы послужило учение великого сего подвижника благочестия к  пользе ищущих  спасения. При взгляде на нынешний образ  жизни монашества, как  мы далеко уклонились от  того пути, который нам  показан  в  отеческих  учениях, — сердце болезнует!  И вместо того, чтобы искать добраго бисера, сокровенного на селе сердец  наших, довольствуемся одною внешностью; а чтобы подвизаться на страсти, мали и редцы обретаются; и чрез  слабости наши бываем  соблазн  миру, вместо того, чтобы быть — свет  миру. Вы изволите замечать, что охота к  чтению отеческих  книг  начала истребляться в  монахах: вот  это и служит  причиною к  расслаблению, так  как  нет  побуждения к  деятельной иноческой жизни; может  быть и есть из  новоприходящих, что имеют  ревность и желание спастися; но, видя примеры слабости, прежде осуждают их, потом  и сами порабощаются оным , не имея верного окормления и отвержения своей воли и разума,—что могло бы привести их  к  смирению, как  сильному оружию на все вражьи сети. Не мудрено, что и в  религиозных  журналах  нынешнего времени проявляется что-то такое невыгодное о жизни монашества. А о других  литературных  издатниях  нечего и говорить! И все это разливается по всему христианскому миру, который не смотрит  на свои слабости, а зорко взирает  на монашеские и малые недостатки. Впрочем, мы не должны обвинять судящих  нас, но находить в  себе вины, смиряться, приносить покаяние, и Господь силен  спасти и извести изо рва оного, виденного преподобным  Пахомием , скорбьми, напастьми и болезнями. Хотя и горестно смотреть на наши слабости, но многие приходящие в  обитель обретают  защиту от  стрел  вражьих, коим  могли подвергаться в  мирской жизни. Только, сколько мог  я заметить, неполезно и опасно слишком  юных  принимать, ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны, и навыкнув  худому, не скоро могут  прийдти к  истинному пути, так  что ни к  монастырю, ни к  миру не бывают  способны. На сих  днях  мне случилось слышать сравнительный пример  иноческой и мирской жизни: один  странник  безногий ползком  обошел  многие монастыри, и на вопрос  одного монаха, как  он  находит  монастырскую жизнь в  сравнении с  мирскою, отвечал: «Не все равные обители, но думаю так: луг, когда огорожен, то и трава на нем  растет  хорошо; а вне ограды бывает  потоптана и поедена». Простой, но разительный пример! Еще ободряет  нас  писанное Иоанном  Карпафийским  к  индийским  инокам  утешительное слово. Надобно молить Господа: да сохранит иноческий   чин в  нашем  любезном  отечестве и подаст силу и крепость к  побеждению видимых и невидимых врагов  христианству и монашеству. 5 июля 1860 года.

 

Письмо третье

Достопочтеннейший о Господе отец  Архимандрит!

Спаси вас  Господи, вспомнили нас любовью вашею и предварили вашим писанием и поздравлением  с  праздником Рождества Христова и новым  годом. От 26-го ноября посланное вами письмо 28-го декабря мною получено; а я до сих  иор  не принес  вам  моего поздравления и благодарности. Позвольте теперь оное исполнить, поздравя вас с наступившим  новым годом, пожелать вам  получить новыя духовные дарования и силы, укрепяющие вас в трудах ваших  на подвиге вашего служения. Вы одобряете наши издания отеческих книг, а паче в  русском  переводе. Но тут нашего ничего нет, а все Божиим благословением  для пользы желающих  и ищущих  душевной пользы совершалось. Как  бы могли приступить к столь важному и необычному для нас делу; но Бог  воздвиг людей благомыслящих, содействующих  в  деле сем, а более всего благоволение и благословение архипастырское послужило к. изданию лежавших под  спудом  в  рукописях блаженного старца Паисия Молдавского переводов; а св. аввы Дорофея книга также сокрывалась под  спудом  в  конце книги св. Ефрема Сирина, и по древности славянского языка недоступна была многим; но, благодарение Господу, и оная теперь стоит  на свещнице. Дай Бог , чтобы чтущие и послушающие обрели душевную пользу! Вы напоминаете о вашей книге “о монашестве” и просите сообщить вам  наше мнение, нет  ли какой неверности и неполноты, дабы при втором  издании поправить. Из  сего видно ваше смирение, что вы не доверяете себе, и мы не смеем  понадеяться на свой разум , но за послушание мы с  отцем  А—м  паки просмотрели оную и, недоверяя себе, но сличая с  учениями святых  Отцев, сделали на некоторые места замечания, выписываем  из  отеческих  книг  приличные дополнения или пояснения, посылаем  оныя к  вам, не с  тем, чтобы непременно считали правильным  наше мнение, но представляем  на ваше благоусмотрение, если найдете правильным  наши замечания и выписки, то извольте поправить или прибавить, а если нет, то оставьте так. Январь 1857 года.

 

Письмо четвертое

Достопочтеннейший о Господе отец  Архимандрит!

Вы так  много смиряетесь в  писании своем  пред  моею худостию, что мне даже и совестно взирать на себя; и самое ваше смирение принимаю наставлением  для меня; чем  вы смиреннее, тем  более пред  Богом  являетесь возвышеннее, и благодать Его ниспосылается на вас. Служение, на которое вы Богом  призваны, совершаете Его же помощью. Промысл  Божий поставляет  пастырей и служителей Своей Церкви; а наше дело, с  благим  произволением  и покорностью предаваться Его святой воле. Почести же не могут  повредить, когда не будем  увлекаться славолюбием  и честолюбием. Есть св. отцев  наставление: «Кто гонится за честью, она бежит  от  него; а кто бежит  от  чести, она гонится за ним».

Чувствительно принимаю любовь вашу о Господе и нахожу себя немогущим  воздать вам  на деле, токмо ношу чувство моей к  вам  признательности и любви о Господе.

О духовном  возрасте, кто может  сказать о себе, что я вышел  из  юного возраста? Действия юного являются в  смирении и в  совершенном  уничтожении нашего Я; тогда и духовными дарованиями Господь обогащает  нищих  духом, для пользы многих. Но дар  смиренномудрия приобретается многим  временем, опытом  и различными искушениями и скорбями. Св. Петр  Дамаскин  пишет: «Смиренномудрие есть порождение разума; разум  же порождение искушения» (на 14 стр.). Также и познание своей немощи бывает  виною смирения. Простите Господа ради, что дерзаю предлагать вам  сие рассуждение, сам  во всем  оскудевая: надеясь на любовь вашу, сие слилось с пера моего.

Благодарю вас  за ласковое принятие брата нашего N N; он  очень доволен  вашей любовью и духовной беседой: просим  продолжать ваше к  нам  расположение. Поздравляю вас  с  преддверием  святого поста и желаю провождать душеспасительно.

 

Письмо пятое

Ваше высокопреподобие, достопочтеннейший отец  Архимандрит!

Простите меня, что я не предварил  вас  поздравлением  с  праздником  и новым  годом, но вы, по христианскому вашему благорасположению, как прежде, так и теперь, предварили мою худость поздравлением, в  писании вашем  от  29-го ноября, которое мною получено 30 декабря. Много благодарен  вам  за сие к  нам  благорасположение и любовь. Примите же и мое и всех  наших  о Христе братий, знающих  вас, усердное поздравление с  торжественными праздниками Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Богоявления Его и с  наступившим  новым  годом. Да подаст  вам  Господь помощь Свою в  прохождении духовных  подвигов  к  снисканию спасения души и на поприще проходимого вами служения.

Вы жалуетесь на воюющие на душу вашу страсти и видите в  оном  свою немощь, не только неуменьшающуюся, но еще увеличивающуюся и лишающую вас душевного спокойствия. Полагаете, что поступя в  монастырь, при уединении и неразвлекаемости, больше будете иметь удобств  к  очищению сердца от  страстей и к  спасению. Впрочем, недоверяя себе в  этом , вы думаете: не есть ли это одна обманчивая мечта? И как  ничто вас  не привлекает  на учебной должности, кроме желания доставить пользу другим  по наукам, то со временем думаете поступить в  монастырь; но, не зная в  какой лучше, просите моего совета касательно сего.

Не смею надеяться на себя, чтобы я мог  вам  дать прямой и правильный совет. Различные устроения каждого из  нас, нравственные и физические, образование, привычки и обращение с  обществом, в  каком  большую часть жизни провели, требуют  светлого ума, просвещенного благодатью и опытом ,— и чувств, обученных к  различению добра же и зла (Евр. 5, 14.), чтобы дать непогрешительный совет  в  столь важном  предмете — спасении душевном.

Для всех  ищущих  спасения Господь показал  путь — исполнение Его заповедей, во св. Евангелии нам  преданных , а оные суть любовь к  Богу и ближнему: любяй Мя заповеди Моя соблюдает, сказал  Господь (Иоан. 14, 21. и далее). Св. отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам  учение, как  и нам  идти путем  сим, и показали нам  различные образы противу каждого устроения нашего, могущие нам  способствовать ко спасению. И как  гордость виновна всех наших  грехопадений, зол  и смущений, так  напротив  смирение губительно —(для) всех  страстей и грехов, и подает  спокойствие по слову Господню: “Научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим”. (Матф. 11, 29).

Св. Петр  Дамаскин в 1-й своей книге (см. ч.3 Добротолюбия), в  начале оной пишет, что он, ища начала спасения или погибели человеческой, прочитав книги ветхаго и новаго завета и все учения св. великих отцев, нашел, что во всяком звании, человеками проходимом, и месте, и упражнении обретаются спасаемые и погибающие; и что начало всякаго блага есть даемый человеку разум, а по разуме, человеческое произволение. Оно есть начало спасения «сиречь, да оставит человек своя хотения, сотворит же Божия хотения и разумения; и аще возможет сия сотворити, не обрящется во всей твари вещь или начинание, или место, могущее воспятити ему быти, якоже Бог от начала восхоте, по образу и по подобию».

Далее он много рассуждает об оставлении сво­их хотений и разумений, и даже показывает при­знак, в каком случае мы должны оставлять оныя, и как познавать сие. И св. Симеон новый Богослов (в книге 12 слов) в 6-м слове пи­шет на 116 странице: «от произволения кийждо, или умилителен и смирен, или жестокосерд и горд бывает»,— и приводит в пример двух братий, одного исправившагося, а другаго еще более расстроившагося.

Посему какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмущающих наши страсти и понуждаю­щих нас к действию греховному, чем и испытуется наше произволение и любовь к Богу— в борении нашем. И если мы не имеем сей борьбы, то не научимся искусству, и не познаем своей немощи, и не стяжем смирения, а оно так велико, что и кроме дел может  нас спасти, как пишет св. Исаак в 46-м слове.

Как же мы должны бороться со страстьми, и против какой именно, очень просто и ясно пи­шет преподобный Нил Сорский, беседуя в ма­лой своей книжице об осми страстных помыс­лах; также и преподобный Кассиан (в 4 глав. Добротолюбия) изъясняет действие сих помыс­лов и борьбу против оных. И как в сообще­стве с людьми, так и уединенно живущим не­пременно должно бороться со страстьми; но уеди­ненная жизнь не всякому полезна, особенно же не победившему страстей: высокоумия, гнева, лу­кавства и подобных. Св. Иоанн Лествичник советует таковым: «ниже след безмолвия видети»; ибо им должно прежде в сообращении с людьми стараться побеждать сии страсти. И многие отцы согласуются с сим учением. Борющихся же с телесными страстьми допускает (св. Иоанн) и уединенную жизнь проходить; а и теми, и другими страстьми недугующим советует попеременно проходить оба пути жизни, по усмотрению настоя­теля. Вы теперь, находясь на поприше служения по ученой части, и сами желаете продолжать оное для пользы других, а преподавая другим полезныя наставления в христианской нравственности, кольми паче печетесь и о себе, и о своем спасении; ибо в письме вашем ясно выражается желание сего: а польза, доставленная нами другим, есть собственная наша: только да будет все сие проникнуто смиренномудрием, и Бог, взирающий на намерения наши, приведет вас к бла­гой цели и устроит спасение ваше, как Ему угодно, в ученом ли звании, или в удиненной келлии инока. Предоставьте Его святой воле, моля Его о сем: «скажи мне Господи путь Твой, в он же пойду (Пс. 142, 8), и: настави мя, Господи, на истину Твою. (Пс. 24, 5.) И тогда, если воля Божия будет  на то, чтобы вам  сойти с  ученого поприща, то Он  покажет  вам  и место для прохождения другого рода жизни, уединенной или общежительной в  каком-либо монастыре.

Простите моему скудоумию и не ищите правильного грамматического слога в  сем  представленном  мною рассуждении. Дополните оное вашим  благоразумием  и любовью и примите сии строки, приносимые вам  от  искреннего моего усердия. При чтении отеческих  писаний вы сами усмотрите несравненно более полезного против  того, что я вам  вкратце предложил.

Прося ваших  святых  молитв, с  желанием  вам  здравия, мира и спасения, и с  истинным  моим  почтением  остаюсь вашего высокопреподобия покорный слуга и богомолец,  многогрешный И. М. 4 января 1855 года.

Оптина пустынь
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над

Оптина пустынь
Был в Оптиной один брат, который часто докучал старцу отцу Леониду, чтобы дозволил ему носить

Оптина пустынь
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в

Оптина пустынь
Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и

Оптина пустынь
«Вера — это талант, данный Богом».  «Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»

Оптина пустынь
Был во дни старца отца Леонида один брат, который часто изъявлял ему сильное желание мученичества.

Оптина пустынь
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем- либо не полезном для душ ваших». «Соблюдай


<
skrinsh
30-10-2010 11:39
Информация к комментарию
о. Макарий действительно великий Святой!

<
Мария
30-10-2010 11:40
Информация к комментарию
Таким угодникам, как он надо молиться, ведь он находиться перед Богом.

<
Daniil
30-10-2010 11:42
Информация к комментарию
Когда читаешь его письма, невольно проникаешься тем молитвенным духом, которым он жил на протяжении всей своей жизни.

<
Veronika
30-10-2010 11:42
Информация к комментарию
Вы знаете, я тоже обратила на это внимание.

<
mihsa
30-10-2010 11:44
Информация к комментарию
Я очень рад, что на этом сайте опубликовали часть из его писем.

<
Михаил Корнеев
30-10-2010 11:47
Информация к комментарию
Какой нам пример. Имея уже при жизни уважение среди своих окружающих, с каким почтением он пишет к другим отцам!

<
anna_bol
30-10-2010 11:55
Информация к комментарию
Да, сегодня нам этого точно не хватает.

<
belonika
30-10-2010 11:57
Информация к комментарию
Едва ли найдется еще такой человек, как отец Макарий.

<
ivan_sem
30-10-2010 11:59
Информация к комментарию
А ведь и сейчас происходит, то что охота отбивается к чтению книг, о чем и говорил о. Макарий.

<
Daniil
30-10-2010 12:02
Информация к комментарию
Или люди читают всякую чепуху, которая только засоряет наш ум.

<
Validol
30-10-2010 12:05
Информация к комментарию
А как много скейчас книг, которые просто отвлекают нас от духовной жизни!

<
Veronika
30-10-2010 12:06
Информация к комментарию
Я слышала, что книги сейчас целеноправленно изменяют, переписывают. Правда ли это?

<
Андрей Пенактров
30-10-2010 12:09
Информация к комментарию
Да, это верно. Например говорят, что св. и праведный Ин. Кронштадский рукоположился в 23 или 24 года. В то время как по каноноам можно в 25 лет- во диакона, а в 30 в священника.

<
Андрей Пенактров
30-10-2010 12:11
Информация к комментарию
Да, это верно. Например говорят, что св. и праведный Ин. Кронштадский рукоположился в 23 или 24 года. В то время как по каноноам можно в 25 лет- во диакона, а в 30 в священника.

<
Андрей Пенактров
30-10-2010 12:11
Информация к комментарию
Да, это верно. Например говорят, что св. и праведный Ин. Кронштадский рукоположился в 23 или 24 года. В то время как по каноноам можно в 25 лет- во диакона, а в 30 в священника.

<
Veronika
30-10-2010 12:15
Информация к комментарию
Не знала, что так бывает.

<
Андрей Пенактров
30-10-2010 12:16
Информация к комментарию
Да, поэтому читать книги надо с осторожностью, следить за смыслом и анализировать все, что читаете.

<
Nicola
30-10-2010 12:18
Информация к комментарию
Жаль, что сейчас нет такого отца, как о. Макарий.

<
petrov_vi
30-10-2010 12:20
Информация к комментарию
Наверняка есть, просто не будут же они об этом говорить в открытую.

<
Veronika
30-10-2010 12:27
Информация к комментарию
Лучше читать старые книги (старого издаения).

<
Полина
30-10-2010 12:28
Информация к комментарию
Да уж, так наверно точно будет лучше.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись