- 28 августа
- 27 августа
- 23 августа
- 21 августа
- 21 августа
- 21 августа
- 18 августа
- 17 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов
За Лидию и Марию
|
30-10-2010, 11:25
ПЯТЬ ПИСЕМ СТАРЦА МАКАРИЯПисьма преподобного Макария Оптинского рассказывают о переводе святых отцов Письмо первое Ваше преосвященство, милостивый Архипастырь! Позвольте встретить ваше преосвященство моим усерднейшим поздравлением на новом месте, с прибытием к своей пастве и с приближающимся днем вашего Ангела. Премилосердый Господь да сохранит ваше здравие на многия лета и ниспослет Свою помощь в многотрудном вашем служении Церкви Его. Спаси вас Господи, что и еще изволили удостоить меня получить ваше архипастырское и отеческое писание от 20 числа ноября, из коего видим о времени вашего отъзда из Петербурга, и потому пишу блогонадежно в С—ь, к вашему преосвященству. Вы изволите спрашивать о книгах преподобного Исаии и преподобного Марка Подвижника, будут ли оныя напечатаны на русском языке? Доложу вам, что последняя переведена на русский язык и представлена к высокопреосвященнейшему Владыке на благорассмотрение, с испрашиванием позволения представить в цензуру и напечатать; но на это решения еще не получали. А рукопись преподобного Исаии еще не поправлена в русском переводе, думаем заняться,—есть братия желающие: я же, хотя и буду участвовать в сем деле, но так мало имею времени, что не надеюсь назначить срока для окончания сего труда. Я все нахожусь в неоплатном долгу ответами на письма, к этому же чувствую часто большую слабость и немощь; а между тем думаем заняться, на перевод старца Паисия сделать в некоторых неудобопонятных словах примечания, подобно темь, какия сделаны в книге св. Исаака Сирина, тем паче, что оная книга более приличествует монашествующим , а для них славянский язык понятен , и, если дозволят, то и напечатать; а со временем можно и в русском переводе напечатать. Испрашиваем на сей труд вашего архипастырского благословения. Вы изволите упоминать о слове преподобного Орсисия, ученика Пахомия Великого; хорошо бы перевести оное на русский язык и напечатать. Отец N книги свои оставил пока здесь, только теперь нет в виду человека, который бы мог заняться сим делом. Хотел побывать к нам К.К. мой крестник; он довольно сведущь и в латинском и греческом языках, им переведена книга аввы Дорофея с греческого, только язык перевода после у нас поисправлен; если ему будет время, попрошу его заняться сим переводом. Книгу аввы Исаии вашу, по сей же почте имею честь препроводить к вашему преосвященству. Когда будет отпечатана книга преподобного Марка Подвижника, то за первый долг сочту оную доставить вашему преосвященству и высокопреосвященнейшему... архиепископу К—у. Испрашивая вашего архипастырского благословения и святых молитв с глубочайшим моим высокопочитанием имею честь пребыть Вашего Преосвященства, милостивейшаго Архипастыря, нижайший послушник, многогрешный И. М. 3 ноября 1857 года.
Письмо второе Ваше преосвященство, милостивейший Архипастырь!Приношу мою нижайшую благодарность вашему преосвященству за милостивое ваше писание, от 6-го числа Июня посланное, и что удостоили принять от нашего усердия книгу преподобного Исаии Отшельника в нескольких экземплярах. Мы обязаны вашему преосвященству содействием в издании сей полезной книги, как побуждением к оному, так п доставлением рукописей — славянской и вашего перевода русской. Дай Бог, чтобы послужило учение великого сего подвижника благочестия к пользе ищущих спасения. При взгляде на нынешний образ жизни монашества, как мы далеко уклонились от того пути, который нам показан в отеческих учениях, — сердце болезнует! И вместо того, чтобы искать добраго бисера, сокровенного на селе сердец наших, довольствуемся одною внешностью; а чтобы подвизаться на страсти, мали и редцы обретаются; и чрез слабости наши бываем соблазн миру, вместо того, чтобы быть — свет миру. Вы изволите замечать, что охота к чтению отеческих книг начала истребляться в монахах: вот это и служит причиною к расслаблению, так как нет побуждения к деятельной иноческой жизни; может быть и есть из новоприходящих, что имеют ревность и желание спастися; но, видя примеры слабости, прежде осуждают их, потом и сами порабощаются оным , не имея верного окормления и отвержения своей воли и разума,—что могло бы привести их к смирению, как сильному оружию на все вражьи сети. Не мудрено, что и в религиозных журналах нынешнего времени проявляется что-то такое невыгодное о жизни монашества. А о других литературных издатниях нечего и говорить! И все это разливается по всему христианскому миру, который не смотрит на свои слабости, а зорко взирает на монашеские и малые недостатки. Впрочем, мы не должны обвинять судящих нас, но находить в себе вины, смиряться, приносить покаяние, и Господь силен спасти и извести изо рва оного, виденного преподобным Пахомием , скорбьми, напастьми и болезнями. Хотя и горестно смотреть на наши слабости, но многие приходящие в обитель обретают защиту от стрел вражьих, коим могли подвергаться в мирской жизни. Только, сколько мог я заметить, неполезно и опасно слишком юных принимать, ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны, и навыкнув худому, не скоро могут прийдти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны. На сих днях мне случилось слышать сравнительный пример иноческой и мирской жизни: один странник безногий ползком обошел многие монастыри, и на вопрос одного монаха, как он находит монастырскую жизнь в сравнении с мирскою, отвечал: «Не все равные обители, но думаю так: луг, когда огорожен, то и трава на нем растет хорошо; а вне ограды бывает потоптана и поедена». Простой, но разительный пример! Еще ободряет нас писанное Иоанном Карпафийским к индийским инокам утешительное слово. Надобно молить Господа: да сохранит иноческий чин в нашем любезном отечестве и подаст силу и крепость к побеждению видимых и невидимых врагов христианству и монашеству. 5 июля 1860 года.
Письмо третье Достопочтеннейший о Господе отец Архимандрит!Спаси вас Господи, вспомнили нас любовью вашею и предварили вашим писанием и поздравлением с праздником Рождества Христова и новым годом. От 26-го ноября посланное вами письмо 28-го декабря мною получено; а я до сих иор не принес вам моего поздравления и благодарности. Позвольте теперь оное исполнить, поздравя вас с наступившим новым годом, пожелать вам получить новыя духовные дарования и силы, укрепяющие вас в трудах ваших на подвиге вашего служения. Вы одобряете наши издания отеческих книг, а паче в русском переводе. Но тут нашего ничего нет, а все Божиим благословением для пользы желающих и ищущих душевной пользы совершалось. Как бы могли приступить к столь важному и необычному для нас делу; но Бог воздвиг людей благомыслящих, содействующих в деле сем, а более всего благоволение и благословение архипастырское послужило к. изданию лежавших под спудом в рукописях блаженного старца Паисия Молдавского переводов; а св. аввы Дорофея книга также сокрывалась под спудом в конце книги св. Ефрема Сирина, и по древности славянского языка недоступна была многим; но, благодарение Господу, и оная теперь стоит на свещнице. Дай Бог , чтобы чтущие и послушающие обрели душевную пользу! Вы напоминаете о вашей книге “о монашестве” и просите сообщить вам наше мнение, нет ли какой неверности и неполноты, дабы при втором издании поправить. Из сего видно ваше смирение, что вы не доверяете себе, и мы не смеем понадеяться на свой разум , но за послушание мы с отцем А—м паки просмотрели оную и, недоверяя себе, но сличая с учениями святых Отцев, сделали на некоторые места замечания, выписываем из отеческих книг приличные дополнения или пояснения, посылаем оныя к вам, не с тем, чтобы непременно считали правильным наше мнение, но представляем на ваше благоусмотрение, если найдете правильным наши замечания и выписки, то извольте поправить или прибавить, а если нет, то оставьте так. Январь 1857 года.
Письмо четвертое Достопочтеннейший о Господе отец Архимандрит! Вы так много смиряетесь в писании своем пред моею худостию, что мне даже и совестно взирать на себя; и самое ваше смирение принимаю наставлением для меня; чем вы смиреннее, тем более пред Богом являетесь возвышеннее, и благодать Его ниспосылается на вас. Служение, на которое вы Богом призваны, совершаете Его же помощью. Промысл Божий поставляет пастырей и служителей Своей Церкви; а наше дело, с благим произволением и покорностью предаваться Его святой воле. Почести же не могут повредить, когда не будем увлекаться славолюбием и честолюбием. Есть св. отцев наставление: «Кто гонится за честью, она бежит от него; а кто бежит от чести, она гонится за ним». Чувствительно принимаю любовь вашу о Господе и нахожу себя немогущим воздать вам на деле, токмо ношу чувство моей к вам признательности и любви о Господе. О духовном возрасте, кто может сказать о себе, что я вышел из юного возраста? Действия юного являются в смирении и в совершенном уничтожении нашего Я; тогда и духовными дарованиями Господь обогащает нищих духом, для пользы многих. Но дар смиренномудрия приобретается многим временем, опытом и различными искушениями и скорбями. Св. Петр Дамаскин пишет: «Смиренномудрие есть порождение разума; разум же порождение искушения» (на 14 стр.). Также и познание своей немощи бывает виною смирения. Простите Господа ради, что дерзаю предлагать вам сие рассуждение, сам во всем оскудевая: надеясь на любовь вашу, сие слилось с пера моего. Благодарю вас за ласковое принятие брата нашего N N; он очень доволен вашей любовью и духовной беседой: просим продолжать ваше к нам расположение. Поздравляю вас с преддверием святого поста и желаю провождать душеспасительно.
Письмо пятое Ваше высокопреподобие, достопочтеннейший отец Архимандрит! Простите меня, что я не предварил вас поздравлением с праздником и новым годом, но вы, по христианскому вашему благорасположению, как прежде, так и теперь, предварили мою худость поздравлением, в писании вашем от 29-го ноября, которое мною получено 30 декабря. Много благодарен вам за сие к нам благорасположение и любовь. Примите же и мое и всех наших о Христе братий, знающих вас, усердное поздравление с торжественными праздниками Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Богоявления Его и с наступившим новым годом. Да подаст вам Господь помощь Свою в прохождении духовных подвигов к снисканию спасения души и на поприще проходимого вами служения. Вы жалуетесь на воюющие на душу вашу страсти и видите в оном свою немощь, не только неуменьшающуюся, но еще увеличивающуюся и лишающую вас душевного спокойствия. Полагаете, что поступя в монастырь, при уединении и неразвлекаемости, больше будете иметь удобств к очищению сердца от страстей и к спасению. Впрочем, недоверяя себе в этом , вы думаете: не есть ли это одна обманчивая мечта? И как ничто вас не привлекает на учебной должности, кроме желания доставить пользу другим по наукам, то со временем думаете поступить в монастырь; но, не зная в какой лучше, просите моего совета касательно сего. Не смею надеяться на себя, чтобы я мог вам дать прямой и правильный совет. Различные устроения каждого из нас, нравственные и физические, образование, привычки и обращение с обществом, в каком большую часть жизни провели, требуют светлого ума, просвещенного благодатью и опытом ,— и чувств, обученных к различению добра же и зла (Евр. 5, 14.), чтобы дать непогрешительный совет в столь важном предмете — спасении душевном. Для всех ищущих спасения Господь показал путь — исполнение Его заповедей, во св. Евангелии нам преданных , а оные суть любовь к Богу и ближнему: любяй Мя заповеди Моя соблюдает, сказал Господь (Иоан. 14, 21. и далее). Св. отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам учение, как и нам идти путем сим, и показали нам различные образы противу каждого устроения нашего, могущие нам способствовать ко спасению. И как гордость виновна всех наших грехопадений, зол и смущений, так напротив смирение губительно —(для) всех страстей и грехов, и подает спокойствие по слову Господню: “Научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим”. (Матф. 11, 29). Св. Петр Дамаскин в 1-й своей книге (см. ч.3 Добротолюбия), в начале оной пишет, что он, ища начала спасения или погибели человеческой, прочитав книги ветхаго и новаго завета и все учения св. великих отцев, нашел, что во всяком звании, человеками проходимом, и месте, и упражнении обретаются спасаемые и погибающие; и что начало всякаго блага есть даемый человеку разум, а по разуме, человеческое произволение. Оно есть начало спасения «сиречь, да оставит человек своя хотения, сотворит же Божия хотения и разумения; и аще возможет сия сотворити, не обрящется во всей твари вещь или начинание, или место, могущее воспятити ему быти, якоже Бог от начала восхоте, по образу и по подобию». Далее он много рассуждает об оставлении своих хотений и разумений, и даже показывает признак, в каком случае мы должны оставлять оныя, и как познавать сие. И св. Симеон новый Богослов (в книге 12 слов) в 6-м слове пишет на 116 странице: «от произволения кийждо, или умилителен и смирен, или жестокосерд и горд бывает»,— и приводит в пример двух братий, одного исправившагося, а другаго еще более расстроившагося. Посему какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмущающих наши страсти и понуждающих нас к действию греховному, чем и испытуется наше произволение и любовь к Богу— в борении нашем. И если мы не имеем сей борьбы, то не научимся искусству, и не познаем своей немощи, и не стяжем смирения, а оно так велико, что и кроме дел может нас спасти, как пишет св. Исаак в 46-м слове. Как же мы должны бороться со страстьми, и против какой именно, очень просто и ясно пишет преподобный Нил Сорский, беседуя в малой своей книжице об осми страстных помыслах; также и преподобный Кассиан (в 4 глав. Добротолюбия) изъясняет действие сих помыслов и борьбу против оных. И как в сообществе с людьми, так и уединенно живущим непременно должно бороться со страстьми; но уединенная жизнь не всякому полезна, особенно же не победившему страстей: высокоумия, гнева, лукавства и подобных. Св. Иоанн Лествичник советует таковым: «ниже след безмолвия видети»; ибо им должно прежде в сообращении с людьми стараться побеждать сии страсти. И многие отцы согласуются с сим учением. Борющихся же с телесными страстьми допускает (св. Иоанн) и уединенную жизнь проходить; а и теми, и другими страстьми недугующим советует попеременно проходить оба пути жизни, по усмотрению настоятеля. Вы теперь, находясь на поприше служения по ученой части, и сами желаете продолжать оное для пользы других, а преподавая другим полезныя наставления в христианской нравственности, кольми паче печетесь и о себе, и о своем спасении; ибо в письме вашем ясно выражается желание сего: а польза, доставленная нами другим, есть собственная наша: только да будет все сие проникнуто смиренномудрием, и Бог, взирающий на намерения наши, приведет вас к благой цели и устроит спасение ваше, как Ему угодно, в ученом ли звании, или в удиненной келлии инока. Предоставьте Его святой воле, моля Его о сем: «скажи мне Господи путь Твой, в он же пойду (Пс. 142, 8), и: настави мя, Господи, на истину Твою. (Пс. 24, 5.) И тогда, если воля Божия будет на то, чтобы вам сойти с ученого поприща, то Он покажет вам и место для прохождения другого рода жизни, уединенной или общежительной в каком-либо монастыре. Простите моему скудоумию и не ищите правильного грамматического слога в сем представленном мною рассуждении. Дополните оное вашим благоразумием и любовью и примите сии строки, приносимые вам от искреннего моего усердия. При чтении отеческих писаний вы сами усмотрите несравненно более полезного против того, что я вам вкратце предложил. Прося ваших святых молитв, с желанием вам здравия, мира и спасения, и с истинным моим почтением остаюсь вашего высокопреподобия покорный слуга и богомолец, многогрешный И. М. 4 января 1855 года. |
© 2005-2018 Оптина пустынь - живая летопись