на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 22 марта
О здоровье и исцелении Инны и Татианы и мира в семье и благополучия! Спаси Вас Господи! Многая лета!

  • 22 марта
О здоровье и исцеление и мира в семье Инны и Татьяны, спаси Господи всех!

  • 19 марта
Прошу молитвенной помощи за р.б. Игоря, молим о помощи Божией в работе, чтобы появились заказы на монтаж и строительство муеомольных заводов. Живем на пригрпничной территории, рядом обстрелы.

  • 17 марта
Добрый вечер! Прошу Вас о поминовении о Здравии тяж.бол. Вячеслава, Татианы, Игоря, Марины, Кирилла, от. Даниила, Елены, Диониссия

  • 25 февраля
Прошу молитвенной помощи для сына,р.б Никиты о здравии(обостренние рассеянного склероза)

  • 23 февраля
Прошу помолиться о болящем р.Б. Владимире, болящей р.Б. младенце Августе, болящей р.Б. Людмиле (онкология),

  • 20 февраля
Здравствуйте Уважаемые Отцы Оптиной пустыни очень Вас прошу помолитесь о здравии Людмилы и Божией помощи в прощении обиды.

  • 17 февраля
Помолитесь, чтоб сын Евгений хорошо заговорил как всё детки в его саду

24-02-2023, 00:33

Немощь человеческая выражается главным образом в изменчивости


«Упразднитеся и разумейте яко Аз есмь Бог». Чтобы принять хоть отчасти это разумение, необходимо, чтоб сердце упразднилось от всякого чувства, ум – от всякого помысла.
Преступая заповеди Божии, мы грешим и пред Богом, и пред людьми, и пред своею совестию и попадаем не только под суд Божий, но и под суд человеческий. Оскорбляя Господа, бесчестя в себе и собою славу Его, мы постоянно делаем вред ближним нашим, соблазняя их, увлекая во грех, подавая собою пример греховной жизни, не отдавая им должной дани общего вспомоществования на пути ко спасению, и по всей правде мы преданы суду людей. Этот суд, выражающийся осуждением, злословием, клеветой, ненавистью и всяким делом, выходящим из этого воззрения на нас, как то: гонением, мучением, смертью, – мы должны принять как достойное воздаяние и всегда чувствовать себя должниками пред ближним.

Пока мы ходим по плоти, мы видим ближнего тоже как должника нашего; мы требуем от него и правды законной, и святыни благодатной как общего достояния человечества. Мы судим его и ненавидим, гоним и мучим, когда он не отдает нам долг наш. Но когда мы водимся Духом, когда Дух Божий изливает в наш дух все богатство Своей благости, тогда от ближнего мы ничего не ищем, мы прощаем ему долг его пред нами, даже перестаем видеть в нем своего должника.

Немощь человеческая выражается главным образом в изменчивости, которой постоянно подвержено естество человеческое. После разумений духовных, ум способен воспринимать помыслы нечистые и скотские. От ощущений святых чувство переходит к ощущениям плотским, низким. От мира, радости, ревности по добродетели переходит душа к смущению, печали, унынию. Это свойство изменчивости присуще естеству человеческому и особенно познается теми, которые все силы души своей устремляли к тому, чтоб, работая в дому Божием, пред лицем Его, держать ум свой в непрестанном поучении Имени Его, сердце свое – на стезях заповедей Его, душу свою – у подножия Креста Его. Опытно познавши изменчивость естества, они этим познанием пришли к глубокому смирению, которое не допускает их пасть: ни гордостию во дни мира, ни унынием и отчаянием во дни смущения; пришли к страху, охраняющему делание, и во время мира ожидающему брани.

Способность к изменчивости особенно сильно действует тогда, если в душе много естества-огня, то есть страстности. Святой Игнатий Богоносец говорил: «Нет во мне огня любви вещественного, но есть во мне вода, текущая и вопиющая во мне: иди ко Отцу». Эта текущая вода погашает огонь – она есть Дух Святый.

Никакая добродетель человеческая не может погасить этого огня, не может убавить его силы. Но добродетели, правильно совершаемые, приносят плод; вкушение духовного плода знакомит внутреннее чувство с ощущениями живыми, чистыми, сладостными, по вкушении которых ослабевает желание ко вкушению ощущений плотских, нечистых, страстных. Например, добродетель молчания, разумно проходимая, отсекающая всякое слово, всякий помысел и всякое дело ненужное, приносит плод: тишину помыслов, мир душевный. Когда душа вкусит этого плода, то она хранит молчание или, утративши его, возвращается к нему стремительно не потому, что молчание есть заповедь монашеского жительства, но за сладость плода, который она имела от молчания. И так самый тот плод, полученный от делания добродетелей, хранит жительство.

Когда же придет совершенное, тогда то «еже от части» – упразднится. Орудия добродетелей становятся ненужными, когда нива приносит плод обильный. Но для тех, в ком еще живо вещество огня, очень важно и необходимо хранить себя на стезях заповедей Божиих, по слову Его проходить путь добродетелей и, получивши вкус духовного плода, не медлить в уклонениях, бывающих от изменчивости нашего естества, не разнеживать вкуса своего ощущениями чувственными. «Пал ли еси, возстани» благо есть место, куда может стать нога. «Тецыте дóндеже постигнете путь Его пред нами».


Преп. Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова)
Из записок матушки Арсении

Оптина пустынь
В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный

Оптина пустынь
Иеросхимонах Феодот (Кольцов), день памяти 8/21 марта. Иеросхимонах Феодот, в миру Феодот

Оптина пустынь
"Не могу отстать, – говорят многие, – силы воли не достает, не слажу с собой, да и обстоятельства

Оптина пустынь
Пылкий Мотовилов так вдохновился повестью старца, что от души воскликнул: – Батюшка, как бы я

Оптина пустынь
6/19 марта 1855 года отошел ко Господу послушник Владимир Кавелин. Владимир Александрович Кавелин –

Оптина пустынь
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Церковь выставляет, в

Оптина пустынь
5/18 марта 1850 года преставился ко Господу схимонах Иларион (Козлов). В миру Иван Космич Козлов.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись