на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 28 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.

  • 27 августа
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать

  • 23 августа
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.

  • 21 августа
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи

  • 21 августа
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе

  • 21 августа
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление

  • 18 августа
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!

  • 17 августа
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов За Лидию и Марию

15-01-2023, 02:20

Иеросхимонах Гавриил (Спасский)


Иеросхимонах Гавриил (Спасский)

Иеросхимонах Гавриил (Спасский) преставился ко Господу 02/15 января 1871.

"В связи с таким важным оптинским делом нельзя не вспомнить здесь устроителя Белокопытовской женской общины оптинского иеросхимонаха Гавриила, который рукополагался во иеромонаха в Калуге вместе с будущим старцем Амвросием.

Иеросхимонах Гавриил родился в 1817 или 1818 году, в миру звали его Гавриил Лукич Спасский. Происходил он из духовного звания. Окончил Калужскую духовную семинарию и 25 февраля 1842 года поступил в Оптину пустынь. 19 февраля 1842 года пострижен был в рясофор, 1 октября 1844-го – в мантию, 9 декабря 1845 года рукоположен в иеродиакона, а 17 апреля 1848-го – в иеромонаха. С 8 октября 1849 года по 3 апреля 1851-го он был казначеем в Николаевском Малоярославецком монастыре и вернулся в Оптину пустынь. 2 марта 1855 года по болезни уволен был за штат.

В 1865 году отец Гавриил начал заниматься устройством женской общины в имении вдовы подполковника Александры Евгеньевны Белокопытовой в селе Петропавловском Мосальского уезда Калужской губернии (впоследствии – Казанский Белокопытовский монастырь). Духовником ее был оптинский старец Макарий, а по кончине его – иеромонах Гавриил. Для устройства общины Александра Евгеньевна пожертвовала все свое имение – усадьбу, пахотные и сенокосные угодья, водяную мельницу, весь имеющийся скот, инвентарь, словом – всё. На ее прошение последовал указ Святейшего Синода о разрешении устройства общины. Это было в 1868 году. В следующем году назначен был сюда священник, вдовый, – отец Андрей Щёголев. Руководителем же общины Калужский владыка Григорий назначил отца Гавриила.

Под его руководством в доме А.Е. Белокопытовой устроена была церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, и община названа была Казанской. В семье матери Белокопытовой находилась считавшаяся чудотворною Казанская икона Пречистой; по кончине матери она перешла к дочери, а теперь стала главной святыней обители. Здесь стало уже около 30 насельниц. После праведной кончины отца Гавриила, последовавшей 2 января 1871 года, архиепископ Григорий назначил руководителем общины настоятеля Тихоновой пустыни архимандрита Моисея.

Среди писем отца Амвросия есть одно, где он пишет о кончине отца Гавриила и о некоторых событиях его жизни. «Отец Гавриил, – писал он, – более года, как оказалось, ожидал смерти. Его присный ученик отец Николай Жураковский ездил в Белокопытову общину, которую отец Гавриил устраивал, и привез оттуда известие, что у отца Гавриила на листе собственною рукою означено, кому из сестер какую взять икону или вещь в случае его смерти, так как ему сказано (а каким образом, не означено), чтобы он помнил пятницу Василия Великого. Поэтому отец Гавриил готовился к смерти еще к прежнему Новому году; но тогда остался жив. В нынешнем же году, когда память Василия Великого действительно праздновалась в пятницу, отец Гавриил, как видно, опять готовился к смерти; накануне Нового года призвал духовника и исповедался, а 1-го и служил, но в литургии почувствовал себя нехорошо и после обедни не мог пить чаю, ни принимать пищи; впрочем, в этот день остался жив. Ночь всю, как сказывал сам, не спал. Утром, может быть, и думал, что опять останется жив, но заметно было, что чего-то ожидал, хотя и не говорил ничего о своей смерти. Часов около 10 утра быстро взглянул на икону Божией Матери с каким-то к Ней воззванием, потом спрятал лицо свое в подушку. Началась у него икота, которая продолжалась с полчаса; тем все и кончилось.

У меня есть чувство сожаления, что отец Гавриил не приехал с нами проститься; впрочем, благонадежие в моей душе большой имеет перевес. Многие отца Гавриила обвиняют очень много. Но он имеет с своей стороны немало причин к оправданию. Набрасывается на него тень, что он жил в самой общине при церкви. Но жил же в общине и старец Зосима, основатель Зосимовой пустыни. Что он уехал из обители, и в этом отец Гавриил имеет то оправдание, что ему некогда предлагали удалиться из обители.

Это было так. В начале своего правления отец игумен имел обыкновение со всеми братиями советоваться, а с отцом Гавриилом у него было что-то вроде дружбы: часто вместе пили чай и толковали о многом. Такое обращение отца игумена с отцом Гавриилом подвигло на зависть тех, которые сами искали и желали иметь влияние на начальника. Эти-то люди и стали тайно и явно мутить и наконец достигли того, что отец игумен с отцом Гавриилом столкнулись так, что первый последнему предложил удалиться из обители, потому что отцу игумену натолковали столько, что будто бы отец Гавриил в обители более нежели бесполезный человек. Когда же отец Гавриил совсем уехал из обители, тогда отец игумен с удивлением услышал, что к отцу Гавриилу относились до 30 человек братии, даже пять мантийных, несколько рясофорных да довольно и мирских.

Когда отец Гавриил мне, грешному, все это объяснял, я советовал ему потерпеть, говоря, что со временем все это пройдет. Но он стал обижаться на меня, что будто я не защищал его, как бы следовало, по его мнению. Я же, с своей стороны, объяснял начальству дело, как оно есть, но только спорить из-за него находил, во-первых, неуместным, а во-вторых, и видел, что противная сторона очень налегла и имела в этом успех.

По всему этому, когда Белокопытова предложила отцу Гавриилу жить в ее общине, чтобы удобнее и скорее устроить в ней порядок, он охотно согласился. И, действительно, в два года так устроил там церковный порядок и церковное пение с канонархом, что, по свидетельству благочинного монастырей тихоновского отца игумена Моисея, в новой Белокопытовой общине лучше поют и читают, чем в старом Калужском монастыре, несмотря на то, что сестер там собралось только еще 32 человека. Наконец, нужно заметить, что отца Гавриила отправили в означенную общину по какому-то видению настоящей тамошней начальницы. Хотя это видение в нашей стороне и считается сомнительным, но смерть отца Гавриила, по такому же видению последовавшая, дает вероятие и предшествовавшему.

Были же обстоятельства, что и авва Дорофей отъиде и с Богом устроил свой монастырь. Повторяю, что об одном лишь я сожалею, что отец Гавриил пред смертию не приехал к нам объясниться и проститься, но, должно быть, не мог этого сделать по болезни, так как он более полутора года страдал ревматизмом, хотя он сам и желал с нами видеться, как объяснял это одному проезжему смоленскому иеромонаху. <...> Во всяком человеке бывают какие-либо ошибки или недолжные уклонения, но всеблагой Господь по милосердию Своему даровал всем нам покаяние ко исправлению. Предвидя кончину, отец Гавриил Александре Евгеньевне, когда та зашла за благословением съездить в село Троицкое помолиться на могиле мужа, благословляя ее, сказал: "Матушка, вернись скорее”. Та спешила, но в живых его уже не застала. Старец, оплаканный обителию, был честно погребен, и теперь над его могилою каменная часовня. До 40 дней отец Андрей служил по нем каждый день кроме литургии еще три панихиды, а в течение трех лет каждодневно одну панихиду»".

Монах Лазарь (Афанасьев)
Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители
Оптина пустынь
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над

Оптина пустынь
Был в Оптиной один брат, который часто докучал старцу отцу Леониду, чтобы дозволил ему носить

Оптина пустынь
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в

Оптина пустынь
Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и

Оптина пустынь
«Вера — это талант, данный Богом».  «Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»

Оптина пустынь
Был во дни старца отца Леонида один брат, который часто изъявлял ему сильное желание мученичества.

Оптина пустынь
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем- либо не полезном для душ ваших». «Соблюдай

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись