|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 26 февраля 1912 г.


Что смущени есте, и почто помышления входят в сердца ваша (Лк. 24, 38).
Успокойтесь, не скорбите. Правда, мне предложили место архимандрита, с моей стороны было бы дерзостью сказать: «Не хочу, не пойду», – я всегда подчинялся воле Божией и Св. Синоду, но я, как милости, прошу оставить меня здесь. Куда я в 70 лет буду разъезжать по чужим монастырям; есть много людей, гораздо более достойных, чем я, чтобы занять это место. Что я, старая развалина.
В житии преподобного Серафима Саровского говорится, что однажды назначили его архимандритом в один штатный монастырь, в то время, когда к преподобному ехали за советом люди со всех концов России. Приходит в Саров бумага с предложением: «Иеромонах Серафим назначается архимандритом такого-то монастыря». Это, конечно, враг подстроил для него искушение. Преподобный отказался, но тогда враг напал на него со страшной силой: со всех сторон полились на него рекою всевозможные искушения. Эти нападки врага были так сильны, что отец Серафим впал в уныние, что отказался от архимандритства.
Есть пословица: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», – но враг гонится и за двумя зайцами. Так произошло и в данном случае. Враг надеялся победить преподобного различными способами; если уйдет в другой монастырь, там свернуть ему голову, если не уйдет, здесь побороть его. Но преподобный Серафим познал козни врага и стал бороться с ним необычайным образом: 1000 дней и ночей он простоял на камне, молясь Господу за себя и весь мир. Молитвою он победил врага, и дух его сделался мирен и спокоен, несмотря на неудачи.
И наши Старцы подвергались сильному нападению вражескому. Отца Анатолия, например, последнего из великих Старцев, однажды перевели архимандритом в Серапул , но он подал прошение о снятии с него этого назначения, и был уволен. Батюшку о.Амвросия также переводили. Старец последние годы сильно хворал, и когда ему сообщили о переводе, спокойно ответил: «Я могу перейти с постели на диван, но не далее». Все это подстраивает враг, который ненавидит старчество. Так и на меня, грешного, он восстал. Впрочем, я не унываю, но всецело предаю себя воле Божией.
В тяжелое время мы живем. Конечно, враг и всегда восставал на всех тех, которые не хотят творить его воли. Помню, при батюшке о.Анатолии, который с портрета смотрит, как живой, тоже были волнения. Утешая, о.Анатолий говорил: «Эти безпокойства только как мелкая зыбь на воде, а потом будут сильные бури и ураганы, но не страшитесь, не теряйте веры в Господа, и Он вас никогда не оставит». «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею», – но Господь спасет и приведет «к тихому пристанищу» всех, вопиющих Ему: «возведи от тли живот мой, Многомилостиве» .
В настоящее время многие оставляют Христа, вот это ужасно: фарисеи, упрекая исцеленного слепорожденного, говорили: Ты ученик еси Того, мы же Моисеовы есмы ученицы (Ин. 9, 28). А ныне многие уж и не Моисея ученики, а назовут вам сколько угодно ученых имен и считают себя их учениками, только не Христа. Мы же ученицы Христовы, хотя грешные и недостойные, но все-таки желающие идти за своим Господом. Не унывайте, я всегда во всех беседах стараюсь убедить вас, чтобы вы не приходили в отчаяние. Верьте, что спасетесь, если только будете верить во Христа Спасителя, и войдете в Царствие Небесное. Грехи не помешают. Господь безпредельно благ. Приди, скажи на исповеди в чем согрешила, и вот все грехи уже прощены и забыты Господом. В Св. Церкви много примеров, как за покаяние грешницы не только получили прощение, но Господь возводил их в свободу славы чад Божиих. Кто, например, была преподобная Мария по началу своей жизни? – Блудница. А теперь не только Восточная, но и Западная Церковь взывает к ней: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». А Моисей Мурин был разбойник, который грабил, жег, убивал и какого-то преступления не совершил, а ныне: «Преподобне отче Моисее, моли Бога о нас».
Ужасные вещи творятся ныне в миру: в Петербурге воздвигли буддийский храм и собираются уж поставить там огромного идола с золотой головой и устроить кумирослужение; будем молить Бога, дабы этого не случилось. Враг всюду расставляет сети, и многие падают в них и гибнут. Масса расплодилось сект; иногда православные из любопытства заходят, например, к баптистам, послушать, как они говорят, и гибнут.
Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например, убийством, грабительством и т.д. А оттого, что от него бывают гибельные последствия. Все знают, что любопытство Евы погубило целый мир. Враг вступил в беседу с ней, спрашивая , правда ли, что Господь запретил вам вкушать от всех райских деревьев? Та отвечала: «Нет, только от древа познания добра и зла». – «А знаете отчего? – ответил враг, – оттого, что Бог знает, что если вы вкусите от этого дерева, то будете, как Он». И вот любопытство заставляет Еву согрешить, и ее грех простирается на все человечество. Авва Дорофей рассказывает про одного монаха, который был очень любопытен , все подглядывал и подслушивал, и вот однажды увидел, как будто один монах совершает тяжкий грех, хотел накрыть его, и оказалось, что ничего не было. Грех любопытства часто случается и в монастырях. Идут, например, две монахини и разговаривают, а третья думает – это они про меня говорят, вот на меня посмотрели, и начинается вражда без всякой действительной причины.
А сколько бед совершается из-за любопытства теперь, трудно и перечислить. Вот, например, жена начинает любопытствовать, не интересуется ли ее муж кем-нибудь; посмотрела однажды, как он возвращается домой, и видит, как будто рядом с ним идет вся закутанная женская фигура. Сейчас же в душе рождаются подозрения, и ревность начинает ее мучить. Приходит муж: «С кем ты возвращался со службы?» – «С кем? Один». – «Как, ты меня обманываешь...» – и тут целая буря. Начинается полное недоверие. В отсутствии мужа жена роется в его письменном столе, ничего не находит, но все-таки не успокаивается. И кончается все это разрушением семейной жизни, страдают и они, и дети. А между тем муж был чист. Это враг представил перед взором жены то, чего не было на самом деле. Он на это мастер. И некрасивое лицо может представить красивым, и несуществующее – существующим.
Он здесь действует гипнозом.
Теперь даже наука признает действие гипноза, и при помощи его даже лечат. Гипноз был известен очень давно. В 1881 или 1882 году я читал в одном журнале статью под названием «В дебрях Индии», в ней рассказывается про одного английского художника, который путешествовал по Индии. В Индии много было колдунов-йогов, как их называли. Художник не верил в возможность их существования. Однажды он задумал писать картину, а один из йогов просил позволения присутствовать при этом. Художник разрешил. Пишет он день, два, месяц, наконец, картина готова. Показывает ее знакомым. «Да что же вы написали?» – «Такой-то вид Гималайских гор». – «Нет, это совсем другое». Тут с глаз художника как бы спадает пелена, и он видит, что написал, действительно, совершенно другой вид. Оказалось, что йог заранее сказал, что внушил ему нарисовать то-то и, действительно, внушил.
Один спрашивал меня: «Батюшка, отчего это случается: иду я в церковь иногда в хорошем молитвенном настроении, но лишь приду, как нападают на меня всевозможные помыслы, часто прямо нелепые, и я никак не могу от них отделаться, даже когда вхожу в алтарь, и тогда они одолевают меня». – «Это от врага», – отвечаю. «Знаю, что от врага, но как же враг может проникнуть в такое святое место, как алтарь? Кажется, он не может приступить к такой святыне?» – «Да, но здесь он действует гипнозом. Может быть, он и далеко находится, но так как пространства и каменных стен для него не существует, то он действует гипнозом и на громадное расстояние, внушая скверные помыслы и чувства». Для прогнания этих помыслов нужно и в церкви творить Иисусову молитву, конечно не вслух, не кричать на всю церковь, а мысленно.
И теперь так называемые колдуны, помощью врага, внушают людям ужасные вещи; так, например, одной матери внушил зарезать своего малютку. Колдуны действуют и на огромном расстоянии и обыкновенно спрашивают какую-нибудь вещь от человека, которого хотят загипнотизировать. Мне рассказывал покойный Старец о.Анатолий: когда он был еще в миру и служил в Казенной палате, то ехал однажды по делам службы с одним сослуживцем. На пути встретился обоз и загородил им дорогу. Ждали они, ждали, наконец, вышли посмотреть, отчего это обоз дальше не двигается. Подходят и видят – у одного колеса вертится какой-то человек, и все на него смотрят. «Что тут такой?» – спрашивают. «Да видите ли, – отвечают им, – вот здесь колдун входит в отверстие колеса и выходит из него». Конечно, невозможная вещь, чтобы человек прошел в дуло колеса, очевидно, колдун загипнотизировал всех смотревших, и они видели то, чего не было в действительности.
Но как же спастись от сетей врага? Призыванием имени Божия и крестным знамением. Крест Христов – это непобедимое оружие на супостатов, враг трепещет креста Господня. Из Жития святых мучеников Киприана и Иустинии известно, что враг оказался безсильным перед Крестом Христовым. Один юноша полюбил Иустинию и хотел на ней жениться, Но она была христианка и не могла выйти за язычника да и кроме того, совсем не желала вступать в брак. Тогда юноша обратился к известному чародею Киприану, тот начал посылать бесов, чтобы внушить Иустинии страсть блудную, но ничего не успел, так как когда она чувствовала в себе разжжение плоти, так сейчас же прибегала к Богу, и страсть проходила. Оскорбленный язычник начал упрекать Киприана, тот же обратился к своему богу-сатане и спрашивал: отчего это он не имеет силы над Иустинией? – «Да оттого, что она творит знамение». – «Какое?» – «Не все ли тебе равно, тебе не нужно знать». – «Нет, я хочу узнать, какое же это знамение, которым поражается вся наша сила?» И узнал Киприан, что это знамение Креста Христова. Тогда он оставил язычество, принял христианство и затем сделался епископом и учителем Церкви, запечатлевшим свою веру во Христа мученической кончиною.
Крест Христов и имя Иисусово далеко гонит врагов, и потому как важно, как необходимо творить непрестанно молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!» У людей святых она творится непрестанно в сердце. Один подвижник, Паисий (Величковский), основал монастырь в Бессарабии под названием Нямецкий. Кроме общежития, на некотором расстоянии от монастыря была поставлена келлия для подвизавшихся в безмолвии иноков. Однажды к Паисию бесы явились чувственным образом и говорили ему: «Убери ты этих иноков, что они за самочинники, живут отдельно, пусть живут вместе с вами в монастыре!» – «Да чем они вам мешают?»– спросил Паисий. «Они нас жгут», – отвечали бесы. Жгут, конечно, не чувственно, но непрестанной Иисусовой молитвой, которая есть пламень огненный на супостатов. Необходимо всегда поражать врага этим оружием, и как пес, которого ударяют палицей по голове, наконец, отстает от человека, так и враг, опаляемый и бичуемый именем Иисусовым, убежит от нас, если мы будем творить эту молитву.
У святых она была самодвижущаяся, то есть совершалась в сердце безпрерывно, а мы, грешные, хотя по силе своей будем совершать сию молитву, и Господь не оставит нас и спасет от сетей врага.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .