|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Последняя Беседа
22 февраля 1913 г.

Я уже говорил вам, что среди бумаг найдено было письмо Святителя Московского Филарета и игумену Старо-Голутвина монастыря отцу Назарию.
Вот оно:


Копия собственноручного письма
Филарета митрополита Московскоко
к Старо-Голутвинскому игумену игумену Назарию.

Преподобному отцу нашему Назарию
о Господе радоватися и мирствовати.


Неоднократно слышу, что зрение ваше оскудевает, но вы продолжаете действовать более сами, от сего может быть недосмотрение, за которое взыщется с помощников ваших. Советую употреблять их более, чтобы было досмотрено и чтобы все делалось благовременно и в порядке. С вашей же стороны более будет приносить пользы ваша молитва и назидательное слово.


Филарет митрополит Московский
Июля 16-го 1856 года
Подлинно верно: монах Парфений, 1913 г. февраль, 14-е.

Братия предложила мне это письмо и обратила мое внимание на то, что и мне полезно пребывать в молитве и назидать их словами, – дела же по управлению монастыря предоставить им, что для меня же это и лучше.
Митрополит Филарет был муж сильный словом и делом, а у нас недавно скончался светильник, который если не сделался Филаретом, то только потому, что ранняя смерть помешала ему, это – Михаил, епископ Таврический . Среди его произведений есть одно: «Над Евангелием», отрывок из которого и возьмем предметом нашей беседы. Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).
Благодатное возрождение от Святого Духа есть необходимое условие для вступления в Царствие Божие и в основанную Господом на земле Церковь для исполнения заповедей Христовых и для познания таин Его учения. Если мы решимся идти по стопам Христовым, отвергши силу возрождения Святым Духом, то скоро увидим всю нищету наших стремлений.
Если мы удем стараться и исполнять Его заповеди, полагаясь только на свои силы, на своего природного не возрожденного человека, то на первых же порах бремя окажется непосильным для нас и мы с отчаянием падем, подавленные его тяжестью. Закон Христов для естественного человека непосилен, гораздо тяжелее закона Моисеева, ибо уточняет и усиливает его требования; осуществить его в жизни нашими слабыми и склонными ко греху силами безусловно невозможно, и закон Христов рассчитан исключительно на человека, облагодетельствованного единотворно только при помощи силы Святого Духа через обновление нашего ветхого естества новой стихией благодатной жизни он становится удобовосполнимым и Его заповеди являются только формой обнаружения и развития этой небесной стихии, а тайны его учения тайнами нам переживаемой нашей внутренней духовной жизни.
В настоящее время христианские общества, по-видимому, преклоняются пред нравственными требованиями Христова учения. И, однако, что свидетельствует нам действительная жизнь. Не чувствуют ли себя все более и более безсильными исполнять их в настоящем, подлинно-христианском и потому единственно истинными в спасительном значении? Не становятся ли люди все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся его форм, и вместе с тем и соединенной с ними жестокой борьбе за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбия, борьбы всего мелочного, узколобного? Несомненно, это раздвоение нравственных идеалов и хода действительной жизни представляет из себя место поистине трагическое. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила возрождения Святым Духом перестала служить для свободы современного человека источником его будничной, частной и общественной жизни и деятельности: все думают быть христианами при помощи только своих естественных сил и соображений.
Понятно, из этого никогда ничего не выйдет надежно-доброго и перед нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути все распространяющееся недовольство жизнью и все усиливающиеся ея страдания...
Действительно, ныне часто слышатся жалобы и недовольство жизнью, а между тем, жизнь не только будущая, но и эта земная есть блаженство. Многие этому не верят, что за блаженство, когда жизнь бывает полна всяких огорчений, скорбей, утрат, – да, но оказывается, что и при наличии всего этого жизнь может быть блаженною, и это блаженство заключается в исполнении заповедей Христовых.
Самые заповеди начинаются словом: Блажени. Блажени нищие духом... Блажени плачущии... Блажени чистии сердцем... (Мф. 5, 3–12) и так далее. Девятая заповедь – это высота, не всеми постигаемая: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5, 11). Итак, блаженство в поношениях, во враждебном отношении к нам за Христа. Правда, и про преступника говорят дурно, но главная сила не в злословии вообще, а в злоловии ради веры в Христа Бога. Спаситель добавляет: «Мене ради», то есть, за то, что человек христианин.
Но вот странное явление: в настоящее время многие преклоняются перед нравственным учением Христа Спасителя и хотят исполнять Его закон, но отвергают Законодавца, т.е. хотят создать христианство без Христа. Таков был, например, Толстой, и многие другие ему подобные. Толстой был не дурным человеком, но отверг Христа, поставил крест на церковь и на все духовное и погиб. Перед смертью он как будто искал примирения с Церковью, поехал даже в Оптину пустынь, но поздно. Так как Толстой всю жизнь отвергал Христа, то при конце жизни был и сам отвергнут. Многие говорят, можно и без Христа быть хорошим человеком и даже исполнять Евангельский закон, например: о любви, о милосердии. Нет, это глубокое заблуждение. Заповеди Христовы требуют от нас такой высоты, что они рассчитаны только на возрожденного через святое Крещение человека. Ни жид, ни магометанин исполнять их не могут. Некоторые говорят, что трудного в Новом Завете. Все только любовь, да любовь. Да. Но это-то и составляет подвиг. Любовь всех по Евангелию совершенною любовию – это дело не легкое, а требующее громадного труда и содействия благодати Божией, отчего св. ап. Павел говорит: “любовь есть исполнение закона” (Римл. 13, 10).
Заповеди Ветхого Завета легче заповедей Евангельских; их мог исполнять человек невоздержанный, но для Нового Завета это невозможно.
Таинства Церкви Православной имеют такую великую силу, что человек крещеный, будь он даже злодей, если покается, может начать новую жизнь, исполняя Евангельский закон во всей полноте.
Господь требует от нас прежде всего веры: “Без веры невозможно угодить Богу”. Сколько бы кто ни делал добрых дел, но если он совершает их не во имя Христово, – то они не имеют никакой цены.
Поясним примером. Возьмем с одной стороны человека неверующего, но старающегося жить хорошо, а с другой стороны злодея, но не отвергающего Христа. Умер первый, и Господь отверг его: “Я тебя не знаю, ты не признавал Меня во время земной жизни, а Я отвергаю тебя в жизни вечной”. Такова поистине плачевная судьба невера. Ну, а злодей? Много совершил он всевозможных преступлений, но вот приблизился его смертный час: “Господи, Господи, что будет со мною, хуже меня нет ни одного человека в мире”! Зовет он священника, открывает ему свои прегрешения, которые, действительно, очень велики, тот накладывает епитрахиль, читает разрешительную молитву и все грехи бывшего злодея потопляются в море милосердия Божия. А затем он сподобляется принятия Св. Таин и отходит ко Господу оправданный, идет в рай.
Поистине, страшное время мы переживаем: бегают от Христа и стыдятся Его. Но Спаситель сказал: Кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). А между тем, особенно люди богатые, стыдятся признаться, что они христиане. В богатом доме, например, слуга и говорит: «Пожалуйста, кушать». Все садятся за стол, но если кто-либо из гостей перекрестится или прочтет молитву перед принятием пищи, Боже, каким насмешкам только не подвергнется он! Послужит он непременно темой для разговора и острот, если это человек умный, какой-нибудь профессор, которого нельзя заподозрить в невежестве и отсталости, то его назовут фарисеем и т.п.
А еще не так давно, когда мне было лет шесть, Христа не стыдились. В домах, и богатых тоже, садясь за большие столы, читали сначала молитву, крестились, а прошло 60 лет – и все изменилось.
Вследствие равнодушия к Православной Церкви и ея обрядам, людей образованных, а часто и простых, многие соблазняются и уходят в раскол, желая найти истину, и гибнут окончательно.
Был я перед масленицею в Москве и заболел там. Приехал домой, я был встречен плачем общим. «Да что вы, подождите, я еще не умер», – говорю им. Нет, не унимаются. Между тем, болезнь моя усилилась. «Господи, – думаю, – ведь это конец уже. Великий я грешник, грешнее всех на земле, но, Господи, я не бежал из церкви и никогда от Тебя не отрекался». Причастился я Св. Таин, пособоровался и успокоился. «Господи! – говорю, – я готов». Дай же, Боже, нам стараться исполнять Твои святые заповеди. А может быть, которая-нибудь из вас достигнет и такого состояния, что заповеди будут исполняться не по принуждению, а как потребность души. Да будет же во всем воля Божия, благая и совершенная, и да поможет нам Господь.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .