на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Житие преподобномученика Гурия (Самойлова)


 

После допросов свидетелей следователь предъявил отцу Гурию обвинение в антисоветской агитации и снова спросил, признает ли он себя виновным, на что иеромонах Гурий ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Проживая в селе Нижние Прыски с 1923 года... проповеди на политические темы я не говорил. Также не вел агитации против самообложения и избы-читальни. Близких у меня крестьян нет. Но крестьяне ко мне относятся с уважением ввиду того, что я также с ними обращаюсь хорошо, не требую с них за религиозные требы. Бывали случаи, что я помогал беднякам продуктами... Но ни в чем их не настраивал».

После предъявления священнику обвинения снова были вызваны на допрос свидетели и в частности избач, написавший донос. На допросе он показал: «В 1929 году я работал в селе Нижние Прыски избачом, где были весьма трудные условия работы в связи с проводимой антисоветской агитацией священника... Гурия Самойлова. Самойлов вел в церкви проповеди на религиозные темы, где касался советской власти, говоря: "Вот народился антихрист. Советской власти будет скоро конец. Власть еврейская, правят нами евреи, которые разорят нас". Мне однажды самому лично пришлось слышать проповедь в церкви Самойлова, который говорил: "Настали тяжелые времена, и в будущем мы должны ждать Христа". Самойлов... вел агитацию против избы-читальни. Жаловался на меня родителям молодежи, что я якобы посылал детей воровать у Самойлова дрова и гадить на паперти храма. Тем самым подрывал мой авторитет... Самойлов пользовался большим авторитетом... и какие бы он ни вел проповеди, они его не выдавали».

Другой свидетель показал: «В 1928 году, постом, Гурий Самойлов, чтобы привлечь больше крестьян в церковь, после вечерни в моем присутствии говорил: "Граждане, приходит конец вере Христовой. Нас притесняют с каждым годом. Вам необходимо покаяться..." Вследствие чего крестьяне еще больше начали посещать церковь. До поступления священника Самойлова у нас был священник молодой, Владимир Иванович... который был легкого поведения, иногда выпивал, плясал, иногда говорил против Бога, вследствие чего отучил всех крестьян от церкви. С поступлением Самойлова, таковой путем завлечения граждан на свою сторону и пользуется авторитетом среди крестьян, что вредно отражается при проведении всякого рода постановлений правительства и партии в деревне».

 

К началу марта следствие было закончено, врач освидетельствовал священника и, найдя у него грыжу, написал, что он «пригоден к легкому физическому труду».

 

22 марта 1930 года прокурор, ознакомившись с обвинительным заключением, отправил дело на решение тройки. На следующий день, 23 марта, тройка при ПП ОГПУ приговорила иеромонаха Гурия к восьми годам заключения в концлагерь, и 31 марта он был отправлен этапом в Хабаровск.

 

Отбыв заключение в концлагере, отец Гурий незадолго до наступления новых страшных гонений вернулся в европейскую часть России; он поселился сначала в городе Медынь Калужской области, а 15 марта 1937 года переехал в село Волово Тульской области, где стал служить в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение». Подходил период самых жестоких гонений на Церковь, и его служение становилось сплошным исповедничеством. Всеми чувствовалось приближение большой мировой войны, что вызывало еще большую злобу у власть имущих. Принеся за двадцать лет правления народу много зла, они еще больше ненавидели, но уже боялись его, и потому продолжали приносить ему зло, арестовывая, отправляя в лагеря и убивая, одним словом, вместо созидательной деятельности занимаясь истреблением подданных.

 

В ноябре 1937 года председатель местного сельсовета выдал для Воловского отделения НКВД справку об отце Гурии: «Проживая в селе Волове, священник Самойлов активно вел агитацию против советской власти о том, что она всех грабит, скоро ей придет конец... Вел часто службу в церкви...»

 

В середине ноября 1937 года начальник Воловского отделения НКВД допросил крестьян, некоторые из которых добровольно согласились стать лжесвидетелями, другие же были превращены в лжесвидетелей ухищрениями следователя. Большая часть из них показали, что девять человек, о которых их спрашивали, являются активными церковниками – членами церковного совета и не желают вступать в колхоз.

 

Следователю этого было недостаточно, и он приписал членам церковного совета террористические планы, которые они якобы намеревались осуществить под руководством их приходского священника, иеромонаха Гурия, который и был привлечен к ответственности десятым обвиняемым, как руководитель антисоветской церковной группы крестьян. Все арестованные виновными себя не признали.

 

Иеромонах Гурий был арестован 22 ноября 1937 года и на следующий день допрошен начальником Воловского отделения НКВД.

 

– Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, которую проводили среди населения села Волово, признаете ли себя виновным в этом? – спросил он.

– Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не вел и виновным себя в этом не признаю, – ответил священник.

– Кого вы собирали у себя в доме из граждан села Волово в 1937 году и для какой цели?

– У себя в доме я никого не собирал, но иногда ко мне в квартиру приходили прихожане, а также приходил ко мне на квартиру церковный староста, ...пономарь, которые заходили ко мне на квартиру по церковным делам.

– Вы лжете. В вашей квартире собирались церковники, бывшие кулаки, для обсуждения вопросов контрреволюционного характера. Почему вы отрицаете это?

– При посещении моей квартиры вышеуказанными лицами никаких разговоров контрреволюционного характера не было.

– Где вы находились 7 ноября 1937 года?

– Находился в селе Волово, с шести часов утра до двух часов дня я служил в церкви, потому что в этот день было много исповедников и причастников.

26 ноября следователь снова допросил иеромонаха Гурия.

– Следствие вторично требует от вас признания в вашей контрреволюционной деятельности...

– Я следствию заявляю, что никакой контрреволюционной деятельности я нигде и никогда не вел.

– Вы лжете. Следствию известно, что вы в сентябре, октябре, ноябре 1937 года среди населения вели агитацию о том, что скоро антихристу Сталину конец, всех крестьян мучают, грабят и так далее. Почему вы это отрицаете?

– Таких разговоров с моей стороны не было никогда и виновным в этом себя не признаю.

– 7 ноября во время службы был у вас перерыв? И куда во время перерыва вы ходили?

– Во время окончания утренней службы 7 ноября 1937 года до обедни действительно побывал кое у кого из граждан села Волово.

– По каким делам?

– Просто так, проведать.

 

На этом допросы были закончены и на следующий день иеромонах Гурий был отправлен в тульскую тюрьму. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех членов церковного совета к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а иеромонаха – к расстрелу.

Иеромонах Гурий (Самойлов) был расстрелян 20 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.


Предыдущая страница | Страница 2 из 2

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись