на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Икона Божией Матери «Спорительница Хлебов»


Известно, что икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа Царицы Небесной, которые описывались еще в жизнеописании старца: «...первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатнаго старца пред этою святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность ее насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч–мъ, из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону».

 

Чтобы подробнее изучить историю создания образа «Спорительницы хлебов», необходимо искать новые архивные свидетельства.

Как известно, в начале лета 1889 г. старец заказывает особый список с иконы «Всех святых» Болховского Всесвятского монастыря, который был готов к февралю 1890 г. Так, настоятельница Болховского монастыря игумения Илария в январе 1894 года сообщала в Оптину Пустынь: «...в начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать «Спорительница хлебов», прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: «Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания». И вспросил: «А у себя оставила такую же?». Я ответила: «Да». Но ни мне, ни казначеи нашей (я ее вспрашивала) не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту».

 

В статье Л.А. Щенниковой, посвященной иконе «Спорительнице хлебов», назван художник, который мог бы выполнить замысел старца. Это иеромонах Даниил (Болотов), родной брат игумении Шамординской обители Софии. Нам, однако же, не удалось подтвердить это предположение. Более того, то обстоятельство, что его имя ни разу не встретилось в архивных документах, практически опровергает эту версию.

 

Следующее свидетельство о распространении иконописного образа находим в письме Е.И. Фесенко от 14 февраля 1912 г.: «Слишком 20 лет тому назад, в бытность мою в вашей св. обители заведовавший в то время иконной и книжной лавкой обители иеродиакон о. Трефилий сделал мне заказ на печатании листков, книг и мелких образков, водил меня в скит к старцу Амвросию и с его благословения тогдашний игумен, имени его уже не помню, вручил мне икону Божией Матери Спорительницы хлебов, писанную на холсте, и просил отпечатать с него несколько тысяч экземпляров образков на бумаге, форматом 5x6 вершков. Икона эта была мною отпечатана своевременно с другими заказами, и деньги за заказ получены. Оставшиеся у нас образки разошлись, а камни, на которых был сделан рисунок иконы, уничтожены; но требования на этот образок не прекращаются, что и заставляет меня повторить печатание этого образка...»

 

Отвечая на многочисленные запросы верующих, собранные и обобщенные монастырем сведения по истории иконы в 1894 году были направлены в редакцию «Церковных ведомостей». Однако статья «Сведения об иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» не была опубликована.

 

В письме от 27 июля 1894 г., присланном из редакции в Оптину Пустынь, говорилось: «...присланная Вами статья «Сведения об иконе Божией Матери «Спорительница хлебов» по докладе господину обер-прокурору Святейшего Синода, Его Высокопревосходительством признана неудобною к напечатанию в виду определения Святейшего Синода от 20 мая–3 июня 1892 года за № 1217, коим отклонена просьба московского купца Перлова  о разрешении отпечатать изображение Божией Матери под названием «Спорительница хлебов». В означенном определении отказ объяснен опасением, что «распространение такого изображения с необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки».

 

Запрещение Святейшего Синода почитать прославленную старцем Амвросием икону было связано с необычной иконографией образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия.

 

Однако время опровергло такое определение. Вопреки запрещению Святейшего Синода, изображения иконы «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с образа делались как живописные копии, так и литографии. Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону истинно народной.

 

Иконе «Спорительницы хлебов» посвятил стихотворение известный поэт конца XIX века Вячеслав Иванов:

 

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По краю земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья
И множатся в поле снопы золотистого хлеба...
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая благотворительница,
Смут и кровей на родимой земли Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница!


С течением времени появлялись новые изображения, отличающиеся от образа XIX века. Так, на иконах новейшей иконографии Богоматерь, сидящая на облаке, окружена овальной мандорлой-сиянием, пронизанной лучами и украшенной по внешнему краю звездами. О развитие иконографии позволяет судить приводимые нами иллюстрации иконы «Спорительницы хлебов»: хранящейся в музее А. Рублева (илл. 1 См. TIF: Икона 01); широко распространенной литографической иконы конца XIX века (илл. 2 и илл. 3 См. TIF: Икона 02, 03) и иконы новейшей иконографии (илл. 4 См. TIF: Икона 04) во вновь открытых Оптиной и Шамординской обителях.

 

И в настоящее время икона «Спорительница хлебов», икона с необычной иконографией образа Богоматери и наименованием, глубоко почитаема верующими. Среди многочисленных храмов России, словно рассыпанных Создателем небесных жемчужин, есть посвященные этому образу: в Белгородской и Тамбовской области, в Крыму и Московской области. Так, в 2000 году был освящен храм на территории подсобного хозяйства Оптиной Пустыни, в 2002 году – в городе Долгопрудном Московской области. Молитвы перед благословенным образом не остаются не услышанными: «Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя...».


Предыдущая страница | Страница 2 из 2

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись