на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Житие убиенного на Пасху инока Трофима (Татарникова)


 

Милость и суд

Все лето, начиная с ранней весны, Трофим трудился на монастырских полях. Отец его, Иван Николаевич, по профессии был механизатором. Он часто брал с собой в поле сына-подростка Леню и научил его водить трактор. «Самое главное следи, сынок, за бороздой – говорил отец, – и держи руль в руках покрепче. Поле-то оно широкое, но любит точность». И Леня старательно исполнял заветы родителя.

 

Теперь навык этот пригодился ему. Он стал одним из главных механизаторов подсобного хозяйства монастыря. Инок Трофим сеял, пахал, культивировал, нарезал борозды под картошку и делал все это умело и быстро.

Работы было много. Ведь кроме монастырских полей, надо было еще успеть обработать и земли близлежащей Шамординской женской обители. А когда обращались в монастырь крестьяне из соседних деревень с какой-либо просьбой, то Трофимушка первым спешил на помощь.

 

– Как не помочь? – говорил он, – ведь Бог всех любит. А мы, иноки, – слуги Божии, а значит, тоже обязаны всех любить и всем помогать.

 

Часто после работы он ехал в соседние деревни Васильевку и Нелюбовку пахать огороды, а иногда в обеденный перерыв успевал заехать к какой-нибудь бабульке: дров ей наколет, воды в дом наносит, поговорит по душам, утешит – и опять в поле.

Жители окрестных деревень так полюбили Трофима, что обращались к нему по всем хозяйственным вопросам, и даже стали замечать, что там, где он пахал, урожай был лучше. Некоторые даже потом приходили в монастырь узнавать, какую Трофимушка молитву читал, что жука в огороде не стало.

 

Нарежет он, бывало, борозды под картошку и скажет:

 

– Ну, а теперь, бабушка, милая моя, молись: будешь Богу молиться, тогда и картошка уродится.

 

Надобно отметить, что Трофим был очень внимательным, как и подобает каждому иноку. Он подмечал различные повадки животных и умилялся той премудрости, с которой Господь сотворил их. Чувствуя доброту его души, деревенские собаки при встрече с Трофимом радостно виляли хвостами и ласкались к нему, становясь на задние лапы. Особенно он любил лошадей. Бывало, приедет с поля, возьмет несколько корок хлеба и пойдет на монастырскую конюшню. А лошади уже ждут его. Чуть завидев, вытягивают шеи и спешат приклонить свои головушки Трофиму на плечо.

 

«Как конь без работы чахнет, а затем и вовсе погибает, – говорил он как-то, размышляя о премудрости Творца, – так и монах без молитвы Иисусовой уготовляет себе погибель вечную».

 

Однажды, увидев Трофима, лихо скачущего на коне по монастырскому лугу, кто-то спросил его:

 

– Трофим! А ты родом случайно не из казаков ли?

Трофим улыбнулся, выпрямился и полушутя ответил:

– Конечно, казак, а как же: казаки – народ смелый, православный. Служили всегда Царю Небесному и царю земному. Монахи же – воины Христовы, служат Богу и всем, кого Бог любит.

 

Никогда не оставался безучастным Трофим к беде ближних. Если вдруг замечал, что кто-то плачет или чем-то огорчен, обязательно подойдет и заведет разговор. Расспросит, подбодрит и скажет что-нибудь душеполезное. После этого на душе у человека становилось тепло и радостно от того, что не угасла любовь Христова и есть еще люди, не безразличные к человеческому горю.

Как-то подошел Трофим в монастыре к одной плачущей женщине средних лет и спрашивает:

 

– Что случилось? Ты что, разве не знаешь, что в монастыре плакать запрещено?

– Как запрещено? Почему? – недоумевает женщина.

– А разве ты не знаешь, что Бог тебя любит и все скорби твои знает, и по силе твоей Крест налагает?

Женщина немного успокоилась и стала прислушиваться к словам большеглазого инока.

– Да ты посмотри, сколько радости в том, что мы веруем в Бога, – продолжал Трофим, – даже волос с головы человеческой не пропадет без Его воли святой! Все ведь для нашего спасения! У Бога милости много! – С этими словами Трофим развел руки в стороны и вдохновенно произнес: «Слава Тебе, Боже!»

 

Женщина облегченно вздохнула, улыбнулась и пошла в храм. А инок Трофим быстрым шагом направился к колокольне, звонить ко Всенощному бдению.

 

Словно Ангел перелетал он с одного места на другое, всем помогая и везде успевая. Воистину, как говорит Пророк: и вся елико аще творит, успеет (Пс. 1, 3). Вот он починил перегоревший чайник, который был так необходим для приготовления запивки причастникам. Затем принялся заделывать угол в храме, помогая штукатурам. Потом отправился на подсобное хозяйство, где занялся ремонтом трактора. Никогда не оставался он в стороне.

 

– Человека сразу видно, в братии он или нет,– сказал однажды Трофим одному паломнику, желавшему поступить в монастырь.

– Как так? – спросил тот. – По-моему, если в подряснике, значит – в братии.

– Так-то оно так, – проговорил Трофим, – да не совсем.

– А как же?

– Ну, вот лежит, к примеру, доска рядом с тротуаром, – продолжал Трофим. – Идет человек. Если он не в братии, то пройдет мимо и не остановится: какое ему дело до этой доски.

– А если в братии? – с интересом спросил паломник.

– Тут другое дело, – отвечал Трофим, – тот, кто в братии, мимо не пройдет, обязательно обратит внимание, что доска монастырская не на месте лежит. И тогда либо спросит, куда ее отнести, либо положит на древесный склад, но безразличным не останется.

Глава Церкви кто? – Христос. Монастырский хозяин – отец Наместник, а мы все его сыновья о Господе. А хорошие сыновья всегда пекутся об отцовском хозяйстве. А если не заботимся о земном, станем ли заботится о Небесном?

 

Одна пожилая женщина, увидевшая, как искусно вспахал Трофим огород, сказала ему:

 

– Я никогда не видела, чтобы так умело пахали землю. Как это у вас получается?

– А я люблю землю, – ответил Трофимушка, – она ведь когда-то и меня примет после смерти.

 

Он немного помолчал, будто всматриваясь куда-то вдаль, в то неведомое будущее, уготовляющее каждой душе либо оправдание на Страшном Суде, либо вечную погибель.

 

– Однажды преподобный Макарий Великий увидел сухой череп человеческий, лежавший на земле, – рассказывал одному брату Трофим прочитанный им в Патерике пример. – Старец спросил у черепа: «Кто ты?» И череп ответил: «Я был начальником идольских жрецов». И вопросил его старец: «Скажи мне, где ты теперь находишься?» Череп ответил: «Нахожусь я в бездне ада, где много мучаются день и ночь». И спросил старец: «А облегчение бывает вам?» Череп сказал: «Когда христиане молятся за нас, тогда мы немного видим друг друга, и это нам бывает отрада».

 

Вот видишь, брат, как страшно быть одному, без благодати Божией, всепросвещающей и спасающей от тьмы кромешной, – сказал Трофим, – поэтому надо молиться, чтобы не потерять и то, что имеем.

И продолжал рассказ:

 

– А когда преподобный спросил у черепа об участи христиан, не исполнявших заповеди Божии, то череп ответил, что такие находятся много глубже язычников. Потому что не познавшие Бога еще несколько ощущают на себе милосердие Божие, а те, которые, познав Бога, отвратились от Него и не стали соблюдать заповедей и канонов церковных, будут вечно гореть и не сгорать. Спасайся, брат, и храни в чистоте веру православную.

 

Подвиг смирения

Превитай по горам яко птица (Пс. 10, 1), – говорит пророк Давид. Так, словно по верхушкам гор, не вникая в свойства тленных вещей, а касаясь лишь духовного их содержания, проводил свое иноческое житие Трофим.

 

Труден путь иноческого жития, но прекрасен. Это великая милость Божия, которой удостаивает Господь избранных Своих.

Однажды Трофима попросили донести тяжелые сумки одной молодой паломницы к отправлявшемуся Козельскому автобусу. Водитель, увидев инока с молодой девицей, стал грубо шутить:

 

– Что, тебе дома мужиков не хватает? – выпалил он паломнице. – А ты, дурень, – обратился он к Трофиму, – молодой такой, зачем жизнь свою губишь? Что тебе делать в монастыре? Иди, живи в свое удовольствие! Чего вы, монахи, себя мучаете?

Люди, сидевшие в автобусе и привыкшие к разного рода скандальным происшествиям в мирском обществе, насторожились в ожидании дальнейших действий со стороны оскорбленного инока. Но Трофим, ничуть не смутившись, улыбнулся и сказал:

 

– Да, брат, твоя правда. Дурак я, что в монастырь сразу не пошел. Надо было еще лет десять назад уйти. А то маялся дурью незнамо где.

Услышав такой ответ, люди ободрились и вступились за Трофима:

– Да ладно тебе, командир, не кипятись, у них своя жизнь, а у нас своя.

– Жизнь-то своя у каждого, да Суд по делам будет общий, – сказал Трофим, – и смерть-то – она для всех. Ее уж никто не избежит.

Трофим легко претерпевал поругания, потому что всегда считал себя достойным худшего. И переносил все встречающиеся скорби, как и подобает иноку, с великой радостью.

– Прости, брат, – сказал он водителю автобуса, – что смутил тебя, – и спокойно направился к монастырским воротам.

Так, часто не понимая сущности монашеского жития, некоторые, в силу своей греховности, начинают осуждать монахов и подозревать их в порочных поступках, свойственных испорченному, закостенелому во грехах миру. Но Господь не оставляет без внимания такие поношения и часто строго наказывает кощунников.

Ехала как-то одна престарелая паломница в Оптину Пустынь и подвозил ее на машине интеллигентный с виду человек. По дороге они разговорились и оказалось, что водитель машины человек не простой, а директор какого-то близлежащего завода.

– К кому это вы едете, мамаша? – спросил он.

– Да вот еду Богу помолиться, – добродушно ответила женщина.

– Глупые вы люди, – с ухмылкой сказал директор, – эти монахи дурят вас, как хотят.

– Зачем же вы так, – попыталась остановить его женщина.

– Да говорю, что знаю, – с раздражением сказал директор. – Думаешь, почему монахи ваши ходят с опущенными глазами? Да потому, что они наркоманы все.

– Да что вы такое говорите! – возразила женщина. – Побойтесь Бога. Монахи ведь люди святые.

– Да что мне Его бояться, – продолжал директор, – знаю я, у них там лазарет есть. Вот они с утра уколются и ходят – глазки вниз.

– Зачем же вы так, – с болью в сердце повторила женщина, – вы же ведь совсем не знаете монахов, а так плохо говорите о них!

 

Директор высадил женщину у монастырских ворот и уехал. Но как же была она поражена, когда на следующий день узнала, что подвозивший ее человек внезапно умер от сердечного приступа. Так наказал его Господь за клевету на возлюбленных чад Своих.

 

– Желая погубить души людские, враг уготовляет христианам всякие коварства и хитрости, которые мы часто не замечаем, – говорил как-то Трофим. – И особенно лютую брань он ведет против монашествующих. Потому что монахи оставили все ради любви Христовой и пришли спасать свои души. Лукавый же обманщик тщится в первую очередь убить веру инока к духовному отцу и настоятелю, показывая мнимые немощи их, особенно пред новоначальными. И вот, когда ему это удается, он становится полноправным хозяином души инока и выводит его из монастыря, чтобы погубить.

 

Трофим испытал это на собственном опыте. Он рассказывал, как однажды чуть было не ушел из обители.

 

Началось это с того, что он вдруг почему-то стал замечать якобы недостатки в жизни монастыря. А тут еще прочитал книгу про Афон, где монахи очень строго подвизаются в безмолвии. И появился в душе его помысел о том, что не спастись ему в Оптиной Пустыни – слишком мало времени остается для безмолвия. «Пойду на Афон, там стану подвизаться и спасусь», – думал Трофим. И до того сжился с этим помыслом, что стал собираться. А духовнику об этом сказать побоялся: все равно, мол, не поймет и не отпустит. Тут еще искушения начались: с послушанием не ладится, молитва не идет.

 

Началось это с того, что он вдруг почему-то стал замечать якобы недостатки в жизни монастыря. А тут еще прочитал книгу про Афон, где монахи очень строго подвизаются в безмолвии. И появился в душе его помысел о том, что не спастись ему в Оптиной Пустыни – слишком мало времени остается для безмолвия. «Пойду на Афон, там стану подвизаться и спасусь», – думал Трофим. И до того сжился с этим помыслом, что стал собираться. А духовнику об этом сказать побоялся: все равно, мол, не поймет и не отпустит. Тут еще искушения начались: с послушанием не ладится, молитва не идет.

 

Проснулся однажды утром, взял рюкзак и пошел в сторону Козельска. Но Промыслом Божиим по дороге встретилась ему машина, в которой ехал благочинный. Увидев Трофима, он попросил водителя остановить машину и спросил:

 

– Куда это ты путь держишь, брат?

– На Афон иду спасаться, – простодушно ответил Трофим.

– Ну, садись, подвезем.

– Да нет уж, спаси Господи, я как-нибудь доберусь.

– Садись, садись, – продолжал настаивать благочинный. – А ты благословение-то духовника на дорогу взял?

– Нет, – немного смутившись, ответил Трофим.

– Ну, как же так? Надо взять благословение, а уж потом идти.

 

Трофим сел в машину и вернулся в монастырь, а благословение на Афон брать уже не стал, потому что понял, что вражье это искушение было.

 

Ибо, как Сам Он (Христос) претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18), – говорит Апостол. Так и Трофим, испытав все на своем опыте, помогал приходящим паломникам научаться простоте в рассуждении и так распознавать козни коварного врага.

 

Однажды пришел к нему за гвоздями на склад один молодой трудник. С виду молитвенник: движения медленные, говорит не спеша и как-то очень важно. А Трофим в то время был кладовщиком. Побеседовали они немного, Трофим ему говорит:

 

– Слушай, брат, какие мы молитвенники? С нашими ли грехами? Вот мы с тобой говорим о молитве, о подвигах, о бдениях, а сами-то и не замечаем, как ропщем, потому что недовольны тем, что имеем. А ропотники ведь Царствия Божия не наследуют. Самый главный для нас, брат, подвиг – это смирение. Без него и все наши молитвы Богу неугодны. Надо научиться смиряться с той обстановкой, в которой живешь. А то ведь, если будут гонения, тогда что же, будем опять на Бога роптать, что нет условий нам для подвигов и молитвы?

 

Трудник слушал со вниманием и, получив пользу для души, потом благодарил Трофима.

 

Сам же будущий мученик, проводя весь день в заботах по послушанию, неопустительно читал иноческое правило и делал множество земных поклонов. Но всегда тайно, стараясь, чтобы никто не видел и не знал.

 

По ночам, бывало, подолгу засиживался за чтением святых Отцов, а чтобы не проспать на полунощницу, которая совершалась в монастыре каждый день в половине шестого утра, становился на колени и, опершись руками на стул, засыпал.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись