на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к преподобному Антонию (Путилову)


Письмо 1

 

Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший и вселюбезнейший отец игумен!

 

Когда получил я приятнейшее письмо Ваше, тогда лежал на одре тяжкой болезни и хотя лю­бовию, дышащею в письме вашем, до глубины сердца был тронут, однако никак не мог отвечать собственноручно. Не желая, впрочем, оставить Вас в недоумении относительно прописанного в письме Вашем деле, поспешил по скорейшей справке уведомить Вас, что, вероятно, Вы и получили. Благоволите наблюсти за сим делом в Москве и, когда оно перешлется в Петербург к Министру юстиции, потрудитесь немедленно меня уведомить. Доложите его Преосвященству, что я почитаю себя одолженным особою его Святительства, и потому исполнение по силе его архипастырского поручения для меня будет приятнейшим долгом и послушанием.
Поздравляю Вас, почтеннейший отец Антоний, с приятием игуменского сана, что случилось не без особенного промысла и воли Божией. Да дарует Вам Господь благоденствие и обильный ду­ховный плод. Прошу продолжения братской любви Вашей, прошу святых молитв Ваших, в коих весьма нуждаюсь, ибо живу близ моря житейского, волнуемого и обуреваемого многоразличными ветрами. О. Иоанникий прибыл благополучно в Петербург, принят преосвященным митрополитом весьма благосклонно, и у нас, грешных, в шумной обители Сергиевской погостил денька два, утешая и утешаясь взаимною любовию.
С искреннейшею о Господе преданностию и таковым же почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим послушником.

 

Архимандрит Игнатий. Земно кланяюсь.
6 февраля 1840 года

 

Вписано: 19 марта получено из С. П. Б. сведение такового содержания: «Мнением обер-про­курор Св. Синода заключил, чтобы завещанные Ларионовым двум монастырям 10 тысяч рублей отдать и претензии Высоцкого оставить без уважения». Мнение это представлено Сенату 3 ноября 1839 года.

 

Письмо 2

 

Почтеннейший отец игумен!

 

По письму Вашему от 24 истекшего марта употреблено мною всевозможное содействие к отысканию в Министерстве внутренних дел Вашего дела, но его не оказалось. А потому не угодно ли Вам будет повторить в Москву свою просьбу как о том, чтоб поспешили отправлением дела в Санкт-Петербург, так и о том, чтоб уведомили Вас, когда и к которому именно министру будет отправлено то дело на решительное заключение.

 

С истинным почтением имею честь

быть покорнейший слуга и сомолитвенник

арх. Игнатий.
9 апреля 1840 года. Сергиева пустыня

 

Письмо 3

 

Ваше Высокопреподобие! Почтеннейший отец игумен Антоний!

 

И опять мы обмануты. Знакомый мой справлялся в Министерстве финансов, а что по справке оказалось, то можете увидеть из приложенной при сем записки с отметкою карандашом; присылаю оную Вам в подлиннике. Надо повернее выправиться в Москве; видно, дело клонится в пользу святых обителей, а потому противником и поставляются таковые сети.
Прося Ваших святых молитв, с искреннейшим почитанием и преданностию имею честь быть навсегда Ваш покорнейший послушник

 

архимандрит Игнатий.
23 мая 1840 года

 

Письмо 4

 

Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший и вселюбезнейший отец игумен Антоний!

 

Два приятнейшие письма Ваши – одно чрез иеромонаха Иосифа, а другое вслед за оным по почте – получил, дав пройти неделе мясопустной, во время коей мирские люди предаются вполне увеселениям, потом дав пройти первой неделе Великого поста, во время которой все говеют и делами не занимаются, на второй неделе начал хождение по Вашему делу. Поелику же самому графу по множеству дел, коих в Синоде ежегодно бывает до 12 тысяч, невозможно заниматься мелочами с подробностию, то я и просил г. Франка, его вице-директора, дабы он обратил внимание на Ваше дело, и он мне обещал, что граф в настоящее время будет непременно настаивать соответственно своему прежнему мнению. Насчет же пожертвования для окончания соборной церкви в Вашей обители я советовался с некоторыми знающими людьми, кои мне сказали, что по настоящей крайности в деньгах нельзя ожидать, чтобы Государь Император решился сделать экстренное пожертвование из государственных сумм, разве Преосвященный рассудит представить форменно в Св. Синод, а Св. Синод найдет приличным назначить на собор Ваш некоторое количество денег из сумм, отпускаемых ежегодно в распоряжение Св. Синода. Благодарю Вас усерднейше за любовь Вашу ко мне; в сердце моем ощущаю извещение, что оная любовь есть искренняя, и благодарю Господа, ниспославшего в сердце Ваше таковое братское расположение, коему желаю соответствовать. Премного одолжен я отцом игуменом Моисеем за благосклонное увольнение ко мне отца Иосафа Сколько я утешился его приездом! Вам известно, какова была любовь моя к нему и как постоянно она сохранялась! Вот прямый израильтянин, в нем же лести несть! Вот простота, в ней же почивает Дух Божий! Вот человек, уготованный для неба! Как он ко всем мирен, с каким благоговением к о. игумену Моисею, к Вам, к управлению монастыря, к братству – это меня очень обрадовало. Ныне редко встретишь довольного и благодарящего, а по большей части встречаешь недовольных и ропчущих. О рюмочках и стаканчиках, о коих Вы изволите писать, должно б было мне Вас предупредить и просить Ваших св. молитв, дабы Господь помог мне удержать мое жадное чрево и обуздать оное благоразумием и умеренностию. Ибо сия страсть, по предречению великого Памвы, борет и низлагает нас, настоятелей последнего времени, хотя и настоит час, в который должны монашествующие приуготовлять постом телеса свои, дабы оне не вострепетали пред лицом меча и не воспрепятствовали душе исповедать доброе исповедание. Ибо сей конец предсказан Духом Святым для монахов последнего времени; а ненависть мира ко Христу, раскрывающаяся и сильно, и быстро, возвещает, что исполнение книги запечатленной судеб Божиих близ есть. Так наносимые ветром облака предвозвещают имеющий наступить гром и дождь. Почему хотя и лежу в блате паче вас и долу повержен страстями моими, но прошу Вас и молю: не доверяйте льстивым просьбам тела, представляющего свою слабость и требующего подкреплений в излишестве. Неприметным образом оно втянет нас в свое рабство и повергнет в дела, близкие к падениям, как говорит Св. Исаак Сирский в 75-м слове, где он говорит о двух предметах: 1) о редком исхождении из монастыря, 2) о благоразумном уставе для чрева. Хотя сии два предмета, по-видимому, и весьма просты и незначительны, но Св. Исаак утверждает, что они суть основание всех благ, воззвание души от пленения вражия, путь к небесному свету и животу, что кто вознерадит о сих двух предметах, тот потрясает основание всех добродетелей. Святой почитает столь важным сие знание, что уразумение оного почитает даром благодати и сознается, что он приял язвы безчисленнейшие и одержал победу заступлением свыше. Прошу Ваших святых молитв, дабы Господь, заповедавший нам блюсти да неотягевывать телеса наши объядением и пьянством и печалями житейскими, послал мне свыше помощь исполнить Его святое повеление. Без Него бо не можем творить ничего же, и доколе посредством молитвы пребываем на лозе, то мнимся приносити некий плод; но только что оставлением молитвы отымаемся от лозы, тотчас впадаем в руне немощей наших и сгораем в пламени страстей наших. А что изволите писать о трудностях настоятельской должности, то в наши времена я нахожу в ней и некоторую удобность: от начальства – плюхи, от братии – плюхи, от приходящих – плюхи; на плюхах спастись можно! Затем прошу Ваших святых молитв, в оскорблениях прощения и, заочно земно кланяясь, имею честь быть навсегда Ваш покорнейший послушник

 

многогрешный арх. Игнатий.
20 марта 1842 года
О. Иосиф просит Ваших св. молитв и земно кланяется.

 

Письмо 5

 

Воистину Воскресе Христос! Возлюбленнейший о Господе отец игумен Антоний!

 

Приношу Вам искреннюю и сердечную благодарность за поздравление Ваше с великим Праз­дником Святой Пасхи, с которым, хотя и мимо текшим, равномерно Вас поздравляю.
Слухи, что Пр. Киевский Филарет намеревается отправиться в Киев чрез Москву, справедливы. Он уже и выехал 3 мая. Я писал о сем в Оптину пустыню. Может быть, что настоящее письмо мое предупредит его приезд к Вам днем или двумя, ибо он намеревался побывать в Ростове.
По записке Вашей о деньгах, завещанных Ларионовым, производится справка; когда же оную получу, то постараюсь немедленно известить Вас. А сие письмо тороплюсь для того скорее отпра­вить, чтоб оно по желанию Вашему поспело принести Вам известие о приезде Пр. Киевского.
О штатных служителях к нам запроса не было: мы с Палатою имуществ довольно ладим! Это во­прос есть местный и существует по некоторым епархиям, между прочим, и в Рязанской. Архи­епископ оной просит вместо штатных суммы, по невозможности прокормить их и с семействами на неокладные деньги Архиерейского дома. Надо предполагать, что многие принуждены будут подать подобный голос в настоящее уже время по неимению средств к содержанию штатных с семействами. Судя же по ходу народного духа, очевидно, что в непродолжительном времени и все монастыри должны будут отказаться от служителей: ибо несвойственно агнцам начальствовать над волками. Поелику же Ваше начальство противного мнения, то всего лучше Вам дать ответ обоюдный, т.е. в бумаге Вашей изложить сколько штатных для монастыря нужны, а с другой стороны, что содержание их семейств насчет монастыря совершенно невозможно, а что потому необходимо от казны назначить для их и их семейств пахотную землю и прочие угодия. А сего Министерство имуществ никак не сделает. Сим ответом воле начальства удовлетворите, а ходу ему не будет, и в свое время сей вопрос опять повторится. Разумеется, денежное вознаграждение было бы всего лучше. Но его не дадут! Если же Вы сделаете вышепрописанный ответ, то при отказе, который должно предполагать наверно, Вам удобнее будет просить денежное вознаграждение, да и начальство Ваше тогда удобнее согласится на Ваше мнение.
Вот! Попечение о Церкви Христовой облекает настоятеля в должность сборщика, заставляет выслушивать разные укоризненные наставления и суждения! Сколько уроков смирения! А братия, мало это чувствуя (ибо, чтоб чувствовать, надо испытать), то тем, то другим недовольны и завидуют сану, не понимая бремени, соединенного с саном.
О. Иосиф приносит Вам сердечное благодарение за отеческое воспоминание Ваше о нем и по­ручает себя Вашей любви и св. молитвам. Я помышляю о поездке в Киев, где я не бывал. И пр. Филарет приглашает, и любовь многих отцов и братий знаемых притягивает, и самое плохое здо­ровье мое нуждается в отдохновении и путешествии. Впрочем, как Бог велит, можно ли будет ото­рваться: мое положение и трудное, и мудреное.
Прошу Ваших святых молитв и продолжения Вашей отеческой и братской любви! С искрен­нейшею преданностию и сердечным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия по­корнейшим послушником и сомолитвенником

 

арх. Игнатий.
8 мая 1842 года




 

 

 

© 2005-2015   Оптина пустынь - живая летопись