на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Икона Божией Матери «Спорительница Хлебов»


Икона Божией Матери «Спорительница Хлебов»С любовью и надеждой, в печалях и радостях молимся мы Пресвятой Богородице, Заступнице рода христианского, перед Ее чудотворными иконами, которых на Руси «как звезд на небе».

 

Есть среди них одна, особо почитаемая в Оптиной Пустыни, благословленная старцем Амвросием, великим утешителем земли Российской. Cтарец назвал эту икону «Спорительница хлебов» и установил празднование 15/28 октября после окончания жатвы и уборки урожая. Спустя некоторое время именно в этот день тело старца было предано земле.

 

Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящим жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуиа» (Кондак 7).

 

История создания иконы описана практически во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия. В частности, говорится, что «в 1890 году прислана была ему настоятельницею Болховского женского монастыря, игумениею Илариею, особенная икона Божией Матери. Царица Небесная представлена сидящею на облаках. Руки Ее простерты на благословение. А внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Изображение Матери Божией собственно есть снимок с написаннаго Ее лика на иконе «Всех святых», находящейся в Болховском женском монастыре; а снопы ржаные написаны по желанию и назначению старца Амвросия, который и дал этой иконе наименование «Спорительницы хлебов». Горячия молитвы возносил старец пред этой иконою; учил и понуждал молиться пред нею и собранных им в общине духовных чад своих. В последний же год своей жизни он делал снимки с этой иконы и раздавал и рассылал многим и из посторонних своих почитателей. А незадолго до последней своей болезни в честь этой иконы он составил особый припев к обычному Богородичному акафисту  (Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое)».

 

Икона с необычной иконографией, исполненная глубокого духовного содержания, изображала Божию Матерь над созревшими хлебными снопами, благословляющую русскую землю. В последние годы жизни тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и обеспокоенный ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве, тогда-то и возник замысел иконы. Тихая величественная красота русской земли благословляется Царицей Небесной с этой иконы. Невольно вспоминается описание Шамординской обители, основанной по благословению преподобного Амвросия. «Весь огромный горный скат покрыт густым лиственным лесом. А там глубоко-глубоко у подошвы горы в ложбине, среди изумрудной зелени, серебряной лентой изгибается небольшая речка Серена. За нею луга, и далее вправо к югу-западу – холмистая местность, сливающаяся с голубым небом. Все это летом зеленеет и пестреет от множества мелких цветов, рассыпанных щедрою Творческой рукой. Левее на юго-восток глаз любопытного наблюдателя, чрез крестьянские поля, засеянные разным зерновым хлебом, пробегает пространство верст на 10-ть, если не более. И там в конечной дали виднеется Оптинский хутор над рекой Жиздрой, а за ним вековой бор, отуманенный прозрачною воздушной синевой».


Икона «Спорительница хлебов» имела непростую историю, некоторые страницы которой мы и предлагаем читателям.

Сразу по кончине старца в Оптиной Пустыни стали собирать материалы об иконе «Спорительница хлебов». Сохранившаяся переписка по поводу иконы позволяет, с одной стороны, сообщить некоторые новые факты из истории создания образа, с другой – пояснить уже известные.

 

Одним из первых, кто попытался обобщить все сведения об иконе, был письмоводитель старца Амвросия о. Ераст (Вытропский), впоследствии составивший «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902 г.). Помимо уже известных фактов, он указывает следующий повод написания иконы. «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, – такой нет, – сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов». Позже, в феврале 1890 г., икона была доставлена из Болховского монастыря. Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.

 

Еще одна версия возникновения образа Спорительницы хлебов была предложена известным одесским издателем Е.И. Фесенко, который сотрудничал с Оптиной Пустынью. Так в письме к настоятелю обители о. Ксенофонту от 14 февраля 1912 г. Е.И. Фесенко писал, что при печатании образа Божией Матери он хотел бы рассказать краткую историю иконы, составленную им на основании рассказов братии: «Будучи еще молодым иноком, старец Амвросий прибыл в Оптину Пустынь, и, вручив сию икону игумену, просил принять его в число братии. Игумен заметил: «Наша обитель столь бедна, что нуждается в насущном хлебе, и даже часть братии разбрелась, не будучи в состоянии переносить голод. Ты же молод и не будешь мириться с голодом». Юный Амвросий ответил: «Я вместе с братией стойко буду переносить лишения, но возьмите от меня святой образ сей и молитесь ему, и Богоматерь услышит Вашу молитву и избавит Вас от нужды». Игумен внял просьбе Амвросия и принял его в число братии, а всю ночь, запершись в келлии, молился перед св. образом. На другой день после сего от какого-то неизвестного помещика в обитель было прислано три подводы муки, а через несколько дней еще несколько мешков ржи для обсеменения полей, и с тех пор обитель не имела нужды в хлебе, а образ получил от всех жителей наименование Спорительницы хлебов».

 

Вряд ли предложенные выше варианты создания образа «Спорительницы хлебов» соответствовали действительности. Известно, что особо чтимыми иконами для старца Амвросия были образы «Богоматери Тамбовской» – родительское благословение, и «Богоматери Скоропослушницы», присланной из Афонской часовни, перед которыми в келлии старца теплились неугасимые лампады.

Страница 1 из 2 | Следующая страница

 

 

 

© 2005-2015   Оптина пустынь - живая летопись