на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

Владимирская икона Божьей Матери


Владимирская икона Божьей МатериВладимирская икона Божьей Матери – святыня, пришедшая в Россию из глубины веков. Она одна из тех, которые списывал святой евангелист Лука с живой Богоматери. Писана же, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

 


До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до ХII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх Лука Хризоверх отправляет святыню в Киев великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – в Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа.

 


Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось великое чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма, именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо: когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, то лошади встали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире, и заложить собор для святыни. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

 


Икона помогла русским воинам одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет». И русские победили. Свершилось знамение: сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага. После чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название: «Происхождение Древ Животворящего Креста Господня».

 


Летопись вещает нам о том, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи и разбой. Преступные корыстолюбцы – племянники князя – Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Тогда владимирцы в ярости прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм, с которым случилась вскоре страшная беда – в 1185 году Владимирский собор сгорел. Но икона уцелела.

 


В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды: степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. И после такого разбоя икона Богоматери уцелела. 


Наступил 1380 год. Дмитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается как бы новый период в жизни святыни – она становится оплотом русской столицы, спасая Москву от многочисленных бед.

 


В конце XIV века на Европу направил свою орду Тамерлан, прозванный русскими «железный хромец». В 1395 году он вторгся в Россию, полонил рязанские земли и пошел на Москву. Угроза заставила князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), спешно собрать рать и выйти неприятелю навстречу. Князь встал с войском на берегу Оки у Коломны, помолился Спасителю, Богородице, и чудотворцам Петру, Алексию и Сергию.

 


Он попросил народ земли Владимирской перенести в Москву святыню – икону Владимирскую и просить Владычицу о заступничестве всей Руси. Почетное посольство передает эту просьбу жителям города в день Успения Пресвятой Богородицы и встречает понимание. С плачем и причитаниями провожали владимирцы икону, пребывавшую у них два с половиной века. Десять дней несли святыню до Москвы, это было грандиознейшее шествие, десять дней икону не покидала огромнейшая людская масса, не раз повторявшая на едином дыхании: «Матерь Божия, спаси землю русскую!». Величием и скорбью наполнены были шествие и встреча в Москве. Икону встретило все великокняжеское семейство на пути к Москве и сопроводило святыню до Успенского собора.

 


А Тамерлан стоял на дальних подступах к столице. В час встречи иконы в Москве он спал в шатре. И такой сон снизошел на свирепого грозного завоевателя-инородца: с высокой горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и божественном величии стоит Лучезарная Дева, окруженная безчисленными ангелами с огненными мечами, направленными на Тамерлана...

 


Тот проснулся в холодном поту и немедленно созвал совет. Мудрецы так истолковали сон, что Лучезарная Дева – не кто иная как сама Богоматерь – заступница русских, и сила ее неодолима. Наш летописец пишет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы».

 


Духовной спасительницей столицы проявляла себя Владимирская икона в 1408 году при набеге ордынского правителя Едигея, а в 1451 г. – в битве с ногайским предводителем Мазовшей.
Иоанн IV Васильевич разорвал ханскую басму и отказался платить дань ордынскому хану Ахмету. На это Ахмет ответил грозным походом, на Москву пошли его несметные полчища. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской губерниями), войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры стояли русские войска. В истории это уникальное военное событие называется Великим стоянием на Угре. Обе стороны долго и напряженно ждали нападения и не хотели нападать первыми. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Если русское войско остановилось, то вражеская орда стала отходить. Всадники летели без оглядки, паникуя и трепеща от страха, хотя на них никто не нападал, никто их не преследовал.

 


Это событие описано в летописи и причислено к явному к явному выражению покровительства Владычицы Небесной земле русской. Благодарные соотечественники после Великого стояния на Угре назвали это место «Поясом Богоматери».

 


Но набеги татар все же продолжались. Ахмет-Гирей в 1521 году подошел к Москве вплотную и тоже не сподобился на штурм, ибо русское войско показалось ему несметным. И этот хан бежал. Была одержана победа над татарами при царе Феодоре Иоанновиче, когда враг дошел до Воробьевых гор и был там разбит. Богородица всегда оставалась первой заступницей русской столицы.

 


Пожалуй, самым трудным временем для России оказалось время великой смуты. Дмитрий Самозванец, провозглашенный предателями отечества своего русским царем, перво-наперво дал возможность своим разбойникам войти в Успенский собор. Но даже при таком святотатстве выжила икона, устояла и не дала врагам погубить православную веру.

 


При нашествии французов в 1812 году, в период отступления русской армии и сожжения Москвы, Владимирская икона была увезена во Владимир – 2 сентября, а 20 октября уже вернулась в русскую столицу, враг был вынужден покинуть Москву и отступить, обрекая себя на погибель. Русские люди на протяжении всей своей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и почти всегда были услышаны Богородицей.

 


Икона жива по сей день. В 1514 году она обновлялась, а ныне за ее «самочувствием» следят лучшие специалисты-реставраторы Третьяковской галереи, где она пока находится в специально оборудованном месте с идеальным режимом хранения.


 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись