на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 25 октября
Мир всем. Прошу помолиться за единственного сына Димитрия (17 лет), который тяжело болен мышечной дистрофией Дюшенна и у него скоро переосвидетельствование инвалидности. Пусть Господь даст сил все это вынести, и даст надежду, что эта болезнь когда-нибудь покинет сына, несмотря на предстоящие приговоры врачей.
Еще прошу келейно помолиться за здравие уже лежачего с этой болезнью Кирилла(19 лет).Мальчик, к сожалению, не крещен.
Храни всех Господь!

  • 25 октября
Просьба помолиться о рабе Божьем Сергие, чтобы он избавился от пьянства!

  • 25 октября
Горячо прошу ваших молитв за рабу Божью Елену: она очень сильно мучается от болей(рак 4 стадии). Дорогие, слезно прошу: попросить Господа нашего, Богородицу, Святых Заступников об ослаблении болей рабы Божией Елены, о здравии, а если Господь решил забрать её, то пусть уход её будет тихий, светлый. Спаси всех Господи.

  • 24 октября
Молитв прошу о решении проблем в делах Вячеслава! Спаси Господи! 

  • 23 октября
Об упокоении мон. Ефросинии. 40 дней!

  • 22 октября
О здравии Ирины и Сергия!

  • 21 октября
О рабе Божием Василие. Ушла жена к другому! Скорбно переживать такое!

  • 20 октября
Прошу ваших молитв о замужестве! Елена!

4-12-2010, 00:24

НАСТРОЙ НА ИСТИННО ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ


Проповедь Святителя Серафима (Соболева) Чудотворца.

Духовного сына преподобного Анатолия (Потапова) Оптинского

В день праздника Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

О том, что смирение Пречистой Девы Марии

послужило всему Божественному домостроительству.

Без смирения, добродетели не имеют

спасительного значения.

 

Оптина ПустыньВ кондаке настоящего великого праздника Введения во храм Пречистой Девы Марии находятся такие слова: Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева… днесь вводится в дом Господен, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном… Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, что это за благодать, которая введена была в ветхозаветный храм вместе с Пречистой Девой Марией.

 

Эта благодать многообразна. Прежде всего, это есть действие Божественного Духа, которое озарило первосвященника и пророка Захарию, отца Иоанна Предтечи. Под действием Святого Духа он совершил небывалое и неестественное дело. Закон Моисеев не позволял священникам входить во Святая святых храма. Во Святая святых разрешалось входить только первосвященнику и притом один раз в год — в день праздника Очищения. А Пречистую Деву Марию первосвященник, по внушению Святаго Духа, ввел в Святая святых.

 

Затем, под сею благодатью надо разуметь благодать ежедневных явлений Деве Марии Ангелов. По свидетельству церковного предания, они просвещали Ее ум познаниями о тайнах Божественного домостроительства в деле нашего спасения и наполняли Ее душу неземною божественною радостью. А один из Ангелов приносил каждый день богоизбранной Отроковице небесную пищу, чем питалась Она во все время Своего жительства в храме.

 

Далее, под этой благодатью разумеется непосредственное воздействие на Деву Марию Святаго Духа с дарованием Ей способности еще в младенческих летах читать Священное Писание, правильно его уразумевать и иметь ревность к молитве. Церковное предание говорит нам, что Она большую часть дня предавалась пламенной молитве, молилась даже ночью, а в течени е меньшей части дня, в смежном к Святая святых помещении храма, занималась рукоделием.

 

Под сею благодатью надо также разуметь и дар небывалого девства и целомудрия Девы Марии. Когда Ей исполнилось двенадцать лет, Она заявила первосвященнику и священникам храма, что никогда не вступит в брак, ибо дала обет Богу навсегда остаться Девою. Этот обет благодатной Отроковицы очень удивил их, так как в Ветхом Завете девы таких обетов не давали и девственниц, подобных новозаветным инокиням, совсем не существовало. После усердных молитв первосвященника и священников, Господь чудесно открыл им, что Деву Марию, для хранения Ее девства, надо обручить праведному старцу Иосифу, что и было сделано.

 

Но Дева Мария не только Сама исполнила данный Богу обет девства. Она послужила примером и другим девам к провождению девственной иноческой жизни. Вот почему вчера за всенощным бдением, во время пения стихир, Церковь обращала наше внимание на пророческие слова божественного Псалмопевца: Приведутся Царю девы в след Ея (Пс. 44:15). А в видении одной праведной инокине, Матери Божией угодно было назвать Себя первой монахиней.

 

Наконец, под этой благодатью следует разуметь благодатный дар дивного смирения Пречистой Девы Марии. Когда Ей было двенадцать лет, Она, во время Своего пребывания в храме во Святая святых, читала книгу пророка Исаии. В сердце Ее особенно запали слова великого пророка: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Читая эти слова, Дева Мария пришла в умиление и пожелала быть самою последнею служанкою у Той Девы, от Которой родится на земле Сам Бог. Как только Она этого пожелала, вдруг предстал перед Нею Ангел и сказал Ей: «Ты и есть та Дева, от Которой родится Бог», и что об этом Она получит через два года особое ангельское благовестие, что в точности и сбылось. Из Евангелия нам известно, что во время Благовещения Архангела Гавриила Деве Марии, Она оказала такое же дивное смирение, ибо в ответ на благовестие о небывалом, сверхестественном событии — о рождении от Нее наитием Святаго Духа Сына Божия, Она сказала Архангелу: Се Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1:38).

 

Это смирение Пречистой Девы Марии и было самою главною причиною Воплощения от Нее Бога Слова. Что это так, об этом Она Сама засвидетельствовала в Своем богодухновенном гимне при свидании с праведной Елисаветой, когда сказала: яко призре на смирение Рабы Своея (Лк. 1:48).

Итак, вот что надо разуметь под благодатью, которая была введена в храм ветхозаветный вместе с Пречистой Девой Марией, с великим плодом сей благодати, Воплощением от Пречистой Девы Марии Самого Бога, нашего Спасителя.

 

Впрочем, не один только плод произошел от смирения Девы Марии. От Воплощения проистекло великое дело искупления нас крестною смертью Христа от греха, проклятия и смерти. В силу этого же искупления, начиная с апостолов, нам даруется, через Таинства Церкви, внутренняя возрождающая благодать Святаго Духа. А эта благодать дает нам право воспринимать величайшее Таинство Св. Евхаристии, в котором мы делаемся плотью от плоти и костью от кости Христа и самым тесным и родственным образом соединяемся с Ним для вечного райского блаженства.

 

Какой же следует для нас спасительный вывод из всего сказанного нами о благодати и ее плодах? Ветхозаветный храм Божий даровал человеческому роду Матерь Божию. В этом заключается его великое воспитательное и спасительное для нас значение. Но как только умер на Кресте наш Спаситель, церковная завеса раздралась надвое, с верхнего края до нижнего. Объясняя это поразительное явление, св. Иоанн Златоуст говорит, что как только произошла смерть Господа, так благодать окончательно отошла от ветхозаветного храма и перешла к апостолам, а после и в новозаветный храм Божий, и здесь она стала действовать, как многообразная, в своих дивных проявлениях.

Поэтому и в новозаветном храме Божием наблюдается благодать явления и присутствия Ангелов Божиих, которые невидимо располагают здесь нас к молитве, отвращают нас от всякого зла, возбуждают в наших сердцах любовь к Богу и ближним, просвещают наш ум светом истинного боговедения и настраивают нас на добрую христианскую жизнь. Недаром на Малом входе за Божественной литургией священнослужитель тайно произносит такие слова: Владыко, Господи Боже наш, … сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. Во время же литургии Преждеосвященных Даров вместо херувимской поется церковная песнь, которая начинается словами: Ныне Силы небесныя с нами невидимо служат … Вот почему св. Серафим Саровский неоднократно видел во время литургии Ангелов, сослужащих духовенству и оглашающих храм своим дивным, бесподобным ангельским пением.

 

Как и в храме ветхозаветном, в храме новозаветном особенно и дивно присутствует Сам Господь с тою разницею, что здесь совершается страшная Евхаристическая Жертва. Этого величайшего преимущества не было в ветхозаветном храме. А также последний не сообщал верующим внутренней возрождающей благодати. Она даруется нам только в новозаветном храме для исполнения всех Божественных заповедей и для блаженного единения с Богом.

 

Поэтому будем смотреть на храм Божий как на самое драгоценное для нас место на земле. Он есть для нас земное небо и есть земной рай со всем райским блаженством Небесного Царства Христова. Но вместе с тем будем, мои возлюбленные, стремиться к его многообразной благодати. В особенности же будем стремиться к благодатному дару смирения, к смирению Пречистой Девы Марии. Оно легло в основу Воплощения, в основу всего Божественного домостроительства Христова и всей нашей жизни христианской. Как Ева, пожелавшая иметь познание, равное Самому Богу, пала гордостью, и эту гордость — основу и причину всех грехов, пороков и бедствий, передала в наследие человеческому роду, так Пречистая Дева Мария передала человечеству Свое смирение, как основу нашей чистоты, святости и блаженства.

 

Ясно, что смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и сама эта жизнь. Вот почему великий учитель Церкви, преп. Макарий Египетский, в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы или без Бога; счастливы ли мы или несчастны. И как самым отличительным свойством людей плотских и порочных является гордость, так самым отличительным и существенным свойством людей духовных и святых является смирение. И чем глубже в них было смирение, тем больше дарования Господь посылал им. Их духовная и благодатная высота определялась смирением.

 

Преп. Серафим Саровский нередко целовал руки у мирян, кланялся им до земли, называл их своею радостью и своим сокровищем. А себя он называл не иначе, как убогим и грешным Серафимом. За это смирение Господь даровал ему такую великую благодать, что он, подобно Спасителю, одним словом исцелял недужных. Благодаря сему смирению, он видел во всей славе в храме за литургией Иисуса Христа, двенадцать раз созерцал Пречистую Божию Матерь, один раз, незадолго до своей смерти, видел Богородицу во всей Ее благодатной славе и, наконец, как ап. Павел, был вознесен до третьего неба еще в земной своей жизни и испытывал райское блаженство.

 

Недаром Господь так усиленно внедрял смирение в сердца Своих слушателей. Когда , — говорил Он, – ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место…, но когда зван будешь; пришедши, садись на последнее место (Лк. 14:8-10), ибо будут последние первыми (Мф. 20:16). Больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23:11). И Сам Своим личным примером Господь побуждал людей стремиться к смирению. Сын Человеческий , — сказал Он, — не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (другим), и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28; Мк. 10:45). На Тайной вечери Спаситель умыл ноги ученикам Своим (Ин. 13:5). Нечего говорить, какое неизреченное смирение явил Он в Своих страданиях, когда был распят на Кресте, о чем св. ап. Павел говорит: Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8). Поэтому, памятуя все спасительное для нас значение смирения, будем умолять Господа и Его Пречистую Матерь Деву Марию, чтобы и на нас почила разновидная благодать Святаго Духа, и в особенности дар смирения. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа. Тогда самая начальная добродетель, т.е. вера, без которой нельзя приступать к богоугождению, будет в нас великой и чудодейственной. Как свидетельствует Евангелие, некогда язычник сотник просил Иисуса Христа исцелить его смертельно заболевшего слугу. Господь сказал ему: Я прийду и исцелю его . Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоров е ет слуга мой… Иисус удивился, и сказал:… истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры… И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8:5-13).

 

Подобное было и с исцелением Господом нашим бесноватой дочери жены хананеянки язычницы. Последняя неотступно умоляла Господа исцелить ее дочь. Но Господь сказал ей: Не хорошо взять хлеб у детей, и бросить псам…  Так, Господи , — отметила хананеянка, — но и псы едят крохи, которыя падают со стола господ их. Что же ей сказал Господь: О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ея в тот час (Мф. 15:22-28).

 

Вот что значит вера при наличии смирения. И не только для веры, но и для всякой добродетели имеет такое спасительное значение смирение. Что соль для сохранения от порчи нашей пищи, как говорит преп. Иоанн Лествичник, то смирение для каждой добродетели. Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения.

Да и как же может быть иначе, когда самая благодать — главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение. Поэтому, если будет в нас смирение, то благодать, полученная нами от Бога, воссияет в нас. Она навеки соединит нас со Христом, в особенности посредством Св. Причащения и за исполнение нами всех Божественных заповедей, и сделает нас Его истинными сынами. А если мы будем детьми нашего Господа, то сделаемся по словами ап. Павла и наследниками всех божественных богатств, божественной Его радости и всех Его неизреченных благ, и здесь, и в будущей жизни в Небесном Царствии Христовом, чего да удостоит нас Господь, молитвами Богородицы, Пречистой Девы Марии. Аминь.
Оптина пустынь
Лесть... сильнее и ужаснее страха. Чего не в состоянии сделать нужда, то может произвести

Оптина пустынь
Протоиерей Александр Дагаев родился в 1862 году в городе Бийске в семье протоиерея Владимира

Оптина пустынь
...Бог, прежде нежели существовало что-нибудь из видимого ныне, положив в уме и подвигшись

Оптина пустынь
Антонина Арсеньевна Брянских родилась в 1891 году в Иркутске в семье мещан. 17 ноября 1937 года

Оптина пустынь
Мир сердца возмущают страсти; не допускай страстей до сердца, и оно всегда будет мирно. Борец в

Оптина пустынь
Преподобный Исаакий Оптинский II (Бобраков) был последним настоятелем старой Оптиной. Он принял

Оптина пустынь
Должно также к сказанному нами присовокупить и то, что даже в самой этой жизни сочувствие к


<
Santa
04-12-2010 02:45
Информация к комментарию
Подумать только! Божия Матерь была самой смиренной на всей земле!

<
Михаил Корнеев
04-12-2010 02:51
Информация к комментарию
По своему смирению Господь дал Ей великую славу!

<
ivan_sem
04-12-2010 02:54
Информация к комментарию
Всем нам пример!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2015   Оптина пустынь - живая летопись