Что такое Новый год, который отмечает весь мир в ночь на 1 января? По хорошему счету это просто смена года. Однако именно этот переход отмечают на всю катушку! Петарды, хлопушки, шумное застолье и, как результат пьяные песни на улице, «УРА» во все горло на каждый выстрел фейерверка. Даже среди православных верующих находятся те, которые отмечают Новый год, разумеется, меню праздника постное.
Но почему находятся те, кто не отмечает Новый год, те, которые на ваше поздравление отвечают молчанием, ведь всему должно быть свое логическое объяснение?
И объяснений тому несколько.
Первая из них - нецерковный, неправославный характер самого праздника.
У Святой Православной Церкви имеется определенная дата Новолетия (Индикта) – 1-е сентября (14 сентября по гражданскому календарю). Именно к этой дате приурочено соответственное богослужебное последование. Светский, он же гражданский Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем. Его ввел в России Петр I, начиная c 1700 года, подражая Европе (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому, т.н. новому стилю, как в Европе).
Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески
встречать Новый год: «Вертеться с бокалами – тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. – И я подтвержу: обычай зашел, – и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).
С ведением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста – дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.
Причина вторая - антихристианский характер самой даты.
Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.
Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) – все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).
Церковь Христова – не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).
Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных. В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.