Именно такое определение дал отец Ростислав
фрескам, находящимся в храме, освященном во имя преподобного Амвросия
Оптинского (Поселок Сосновый Бор. Загородное хозяйство Успенского подворья).
Третий день международной Конференции «Современная икона в мире» прошел в
Успенском подворье в пос. Сосновый Бор. Это в двух часах от Питера на автобусе.
Организована была Конференция великолепно. Что касается технического оснащения,
оборудования, координации перемещения в пространстве (гостиницы - выставочный
зал - церкви - экскурсии...) - здесь и комар носа не подточит. Однако, почему
именно посещение этой обители было запрограммировано нашими организаторами как
заключительный аккорд - совершенно непонятно. Итак, начну по порядку. Вот, мы
приехали и увидели здание церкви.
Изображенная на фасаде «Троица» уже могла бы дать повод для сомнений... но ведь
все приехали в таком хорошем настроении! Кто бы мог подумать, что уже через 10
минут мы увидим нечто ТАКОЕ, что вообще трудно себе представить в контексте
православного
монастырского храма.
В крипте (нижней церкви) располагается очень креативная выставка,
посвященная расстрелянной царской семье. И даже не столько всей семье, сколько
невинно убиенным детям в частности.
Игумен Ростислав (Якубовский) (на
последнем фото) прокомментировал это уточнение следующим образом:
"Понимаете,
мы с художницей, которая делала эту инсталляцию, хотели показать именно
трагедию убийства престолонаследника и его сестер, так как убийство детей - это
особенно жутко. Ладно там... взрослые, они... ну, так сказать, обременены
грехами, они жили, свершали, порой, ошибки... а вот дети - их особенно
жаль". Однако. И ничего, что "грешные взрослые" тоже причислены
к лику святых?... Впрочем, за них мы тут можем только порадоваться. От дерзкой
и креатиффной художницы им не досталось. А по детям прошлись тяжелой
артиллерией. Их гигантские головы катятся по стенам а из носов и глаз текут
синие
сопл... струйки голубой крови (прим. о. Ростислава).
И на этом фантазия игумена не иссякла! Нет, он решил пойти дальше, и пригласил
художника Александра Ищенко, чтобы тот "украсил" стены храма яркой и
жизнерадостной росписью.
(Пока расписан лишь один придел, но уже есть планы по поводу купола и
центрального нефа)
5)
На последней фотографии Творец и Заказчик рассказывают о том, что одно из
главных «достоинств» фрески, на которое обязательно стоит обратить внимание нам,
профессионалам, это то, что ни один орнамент не повторяется! И даже немножко
проф. Кордис в кадр попал.
Сперва мы просто онемели. Ноги подкашивались, и мы не могли понять как
вообще возможно видеть то, что мы видим!? Затем, сперва робко, но потом все
более четко люди стали высказывать свое недоумение, а вслед за этим - и явное
неприятие такого художества. Причем, ни гостеприимный хозяин, ни художник так и
не смогли понять а что, собсно, нам не понравилось?
"Нет, но вы
объясните мне, - вопрошал игумен -
а что здесь не так? Мы где-то не
соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю
же жизнь копии штамповать!?" И ни замечания И.К.Языковой, что
"Спас нерукотворный" - это и есть весьма слабая,
ничтожнослабая копия с известнейшего оригинала, ни указание иконописцев на то, что эти
фрески как минимум неуместны здесь потому, что они никак не вяжутся с
архитектурой храма,... ничто не в силах было переубедить, или хотя бы немного
смутить о. Ростислава.
На вопрос
"Александр, Вы раньше занимались иконописью?"художник ответил
"Нет, но базовые познания я, разумеется, имею".
Но какие именно базовые познания в арсенале у этого творца мы так и не смогли
понять (а он - не смог объяснить).
В конечном итоге, игумен сказал:
"И не думайте, что тут дело в
деньгах! Нет! Денег у нас много. Да если б я хотел - мы бы любого из вас бы
купили, чтоб нам тут стены разрисовал!". И это заявление наш
переводчик перевел на английский (с нами в группе были и проф. Кордис, и
иконописцы Тодор Митрович и Элиас Дамианакис...). После такого поворота событий
мы просто опешили. И чего тогда, спрашивается, было нас сюда привозить? Тут все
такие счастливые, самодостаточные...
Затем мы посетили страусиную ферму, расположенную неподалеку от церкви, и
отправились в гостиницу "Благое место".
Групповое фото на память:
И парочка снимков фасада гостиницы (все уже узнают руку мастера?)
Почему-то эта белка в странной позе фигурировала в нескольких сюжетах.
Пообедав,
мы приступили к чтению докладов и круглому столу, на котором всем
собравшимся было предложено обсудить «жизнерадостный, слегка
галлюциногенный сельский примитив». Обсуждать-то тут по-сути особо
нечего... но это, очевидно, было понятно не всем. Когда искусствовед
Оксана Губарева все-же взяла слово и сделала несколько конструктивных
замечаний по поводу увиденного, о. Ростислав возразил, что
"Это лишь Ваше частное мнение!". На что госпожа Губарева резко (и справедливо) парировала:
"Нет, Вы знаете, здесь "частных мнений" нет. Здесь - мнения
профессионалов. В этом зале - люди, положившие годы жизни, все свои силы
на изучение иконописи и создание икон." Весьма тактичен был ответ профессора Кордиса на вопрос "каково его мнение по поводу этих фресок?":
"Я думаю, что мне было бы очень, ОЧЕНЬ трудно молиться в этом храме". Выступил и отец Джузеппе Пиовано (Италия):
"Я,
как монах, наверное должен был бы воздержаться...но все-же не могу
во-первых: не отметить смирение, с которым художник сегодня принимает
критику в свой адрес, а во-вторых: хочу спросить у игумена этой обители
ЧЕМ ЖЕ ВЫ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ, когда решили вот так вот разрисовать храм?". О.Ростислав был лаконичен:
"Нравится, просто. Ну, весело же. Позитивно." А на наш вопрос
"А что же думает Ваше начальство по поводу всего этого?" игумен отвечал
: "Ну, пока никто из них сюда не приезжал..."
Что ж. Если соберутся как-нибудь, и заедут, то, быть может, повеселятся.
P.S.:
Вот до сих пор не могу понять: зачем было собирать иконописцев,
профессоров со всего мира, чтобы вот так с ними поступить? Попытаться их
унизить и "опустить". Зачем именно вот этим надо было закончить
Конференцию, которая до сего момента была событием исключительно
созидательным, информативным, интересным и полезным?
Источник: georgehp.livejournal.com/10402.html