1. Свойство милостыни есть сердце сгорающее любовью о всякой твари, и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим человека в каком-либо злострадании, и если можем помочь ему в чем-либо, помогаем.
2. К нашему спасению нужна не одна вера, но и дела. Слова ап. Павла: "От дел закона не оправдится всяка плоть", относятся к ветхозаветным заповедям. Учение же, что оправдание обретается одной верой - без дел, есть лютеранское, неправославное. Но кто на дела свои надеется даже при вере - заблуждается... Спасение доставляют нам заслуги Спасителя.
3. Чтобы исправить сердце свое по заповедям Божиим, надо просить на сие Его помощи, потому что без Него не можем творить ничесоже.
4. Желающие себя исправить, но побеждающиеся страстями, промыслительно искус сей приемлют, чтобы смиряли себя хотя бы невольно, и этим привлекли к себе Божию благодать.
5. Смущаться и отчаиваться от стужения страстей показывает знак гордости духовной. Должно и в самых поползновениях не радовать врага смущением и отчаянием, но паче снисходить во глубину смирения, видя точно свою немощь, представляя оную пред Господом и принося покаяние. Лучше всегда каяться и смиряться, нежели отчаиваться; покаянием и смирением привлечете на себя благодать Божию и помощь Его.
6. В житейских волнах, при общении с людьми дается нам средство к занятию своею душою, т. е. исполнению заповедей Божиих. Как же мы их исполним, не имея с людьми общения?
7. Учение Господа и сама жизнь Его - есть кротость и смирение, чему и заповедал нам поучаться от Него. Всех наших зол причина - гордость, а всех благ ходатай - смирение.
8 Тебя смущает зрение в себе совершенного неисполнения всех заповедей, и боишься, что вся жизнь пройдет только в намерении, какой же будет конец; прочти у св. Исаака Сирина в 34-Слове на 168 стр. "Награда бывает не деланию заповедей, но смирению, и когда (делание) сила первых оскудеет, то смирение, вместо их, приятно бывает".
9. При исполнении добродетелей скрепляйте каждую смирением, которое святой Дорофей называет брением (известкой); так как камни или кирпичи кладутся в созидании дома, и связуются брением, крепко бывает строение, а без брения рассыплются; так и добродетели, без смирения, не приносят пользы.
10. Причина нашего неисправления и падения есть не одно нерадение, но и паче возношение. И так как всех зол виновна гордость, так всех благих податель смирение. Видите, от чего мы падаем, и не совершаем дел добродетелей? - от возношения.
11. Чтение отеческих книг очень нужно и полезно к познанию воли Божией, ибо отцы, читая слово Божие, в святом Писании нам преданное, исполнили оное и прошли деятельной жизнью, оставя нам пример в своих учениях. Не читая оных, не знаете образа жизни и борьбы, и думая, что читая сам слово Божие, могу оное исполнять и не смиряетесь, а читая, познаете путь, тщитесь к исполнению, но, не достигая мер их, познаете свою немощь и смиряетесь, и получаете милость Божию, которая особенно на смиренных простирается.
12. Правосудие Божие, дабы здесь еще очистить человека от грехов, посылает и внешние прискорбия чрез людей, яко оружие, дабы более прийти в чувство и познать, что мы, прегрешившие пред Богом, достойны еще больших наказаний, и чрез терпение очиститься. Не должно изыскивать причин, справедливо ли, или напрасно обижают нас люди; когда прегрешаем пред Богом, то сия есть важная причина, побудившая Промысл Его воздвигнуть на нас бурю скорбей.
13. Долг кающегося христианина есть благодарить Бога наказующего его здесь, дабы в будущем веке не быть наказану вечно, и потому оскорбляющим должно прощать не только по заповеди: "Любите враги ваша" (Матф. 5, 44) и: "Оставите и оставится вам" (Матф. 6, 14), но вменять их своими благодетелями, потому что чрез них сподобляемся получить прощение грехов своих.
14. По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих, ибо без них невозможно спастися и, по силе своей, сколько можете уделяйте им, на их нужды, ибо "служащие алтарю с алтарем делятся" (1 Кор. 9, 13).
Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!
15. Обещавшиеся уневестить себя Богу и оставившие таковое намерение, не получают счастливой судьбы.
преп. Макарий Оптинский