на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 28 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.

  • 27 августа
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать

  • 23 августа
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.

  • 21 августа
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи

  • 21 августа
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе

  • 21 августа
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление

  • 18 августа
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!

  • 17 августа
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов За Лидию и Марию

27-10-2013, 00:02

Троицкий кафедральный собор в Калуге


   

История любого кафедрального собора обычно ярко воплощает в себе историю города и всей епархии. Калужский кафедральный собор относительно молод (рубежа XVIII - XIX вв.), но настолько же молода и сама епархия, учреждённая лишь в 1799 г. Впрочем, Троицкий храм на месте ныне стоящего собора впервые упоминается ещё в начале XVII века, и место это - самое важное в жизни города, его "ядро",бывший кремль. Около 200 лет стоит нынешний собор - но ещё столько же насчитывает история тех деревянных и каменных Троицких храмов, что стояли в разное время на его месте.
   В Смуту Калуга была центром многих событий. Эта сильная крепость на пути из южных, казачьих областей в Москву стала главным опорным пунктом и Ивана Болотникова, и Лжедмитрия II. Последний после бегства из Тушина (1610 г.) перестал быть "Тушинским вором", но стал "вором Калужским". Здесь же, в Калуге, он нашёл бесславную смерть - от рук одного из своих приближённых.
   В связи с его похоронами в 1610 г. впервые упоминается (в Никоновской летописи) деревянный Троицкий храм. Восемь лет спустя запорожцы под предводительством Сагайдачного обманом захватили и полностью разорили Калугу, сгорел в грандиозном пожаре и Троицкий храм. Его отстроили вновь. В 1626 г. он упоминается в описи как деревянный, двухшатровый, с приделом Иоанна Богослова. В 1687 г. на месте обветшавшего деревянного выстроили каменный храм - на средства вдовы известного боярина С. Т. Хитрово Анны Петровны, - и, как гласила надпись, для вечного поминовения государя Фёдора Алексеевича. Этот храм простоял сто лет и тоже обветшал. В 1786 г. началось строительство нового, нынешнего. Символично, что растянулось оно... ровно на 33 года.
   Первую сумму на постройку (30 тыс. рублей) выделила ещё Екатерина II; а освящён был собор при её внуке Александре I, через несколько лет после Отечественной войны. Старый собор разбирался, материалы его сразу же шли на постройку нового - но при этом службы в неразобранной части продолжались до 1799 года!
   Строительство шло тяжко: за два года возвели цоколь, но дальше работы приостановились из-за нехватки средств. Основной этап строительства прошёл в 1804 - 1808 гг., когда собор был "завершён вчерне", без купола, колокольни и безо всей отделки. Дальше работы опять застопорились по различным причинам.
   Помимо обычной хронической недостачи средств, это было связано, возможно, со сложностью, нестандартностью самого проекта, нехваткой таких квалифицированных строителей, которые бы его быстро воплотили. Проект составил губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин, один из первых "классицистов" России, ученик Казакова.
   Собор очень прост и лаконичен по архитектуре, но за этой внешней простотой - уникальная сложность бесстолпной конструкции спервым в России большим безопорным куполом. Закладка такого храма в провинции поначалу даже вызвала лёгкое замешательство в столице. Внешний диаметр купола составил 20 м, внутренний - почти 17 м. У строившегося в те же годы Казанского собора Санкт-Петербурга (арх. Воронихин) купол - 15-метрового диаметра. Ясныгин и Воронихин достроили свои шедевры почти одновременно, в 1811 г.
   Правда, в калужском соборе предстояли ещё отделочные работы, которые прервала Отечественная война 1812 г. Они затянулись ещё на несколько лет. Лишь 10 апреля 1819 г., в среду Пасхальной седмицы, собор был, наконец, освящён.
   Внутренняя высота в нём, от пола до образа Спаса в куполе, составила 36 м. Колокольня оказалась почти вдвое выше - 70 м. Таких больших соборов ни Калуга, ни ближайший к ней регион ещё не знали.
   В XIX в. Троицкий храм был для калужан тем же, чем Храм Христа Спасителя для москвичей - не только главным собором города, но и памятником победы 1812 года. В нём хранилось 11 знамён калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасённое калужанином С. А. Старчиковым в Аустерлицком сражении (этот подвиг претерпел "литературное преломление" в романе Толстого "Война и мир" в подвиге Андрея Болконского).
   С одной стороны, грустно, когда храмы Божии становятся "музеями" земной славы, с другой - вполне понятен патриотический подъём после великой победы. Особенно сильно он переживался в городах, переживших нашествие - или же едва не переживших его, как Калуга.
   Внутри собора был установлен 8-метровый иконостас архитектора М. Ф. Казакова - единственный в России "казаковский" иконостас, который мы знаем. К сожалению, в советское время при разорении храма он был безвозвратно утерян.
   В 1924 г., всего через век с небольшим после освящения, собор закрыли и переоборудовали под Дом обороны. Здесь располагались кружки Осоавиахима и школа ПВХО (противовоздушной и химической обороны), действовал кинотеатр и даже одно время располагался зверинец.
   Началась война. Осенью 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калуги, было решено взорвать "стратегический объект". К счастью, начальник школы ПВХО, чтобы не тратить боеприпасы, в последний момент заменил способ казни: взрывание - на сожжение. Возможно, он втайне желал сохранить собор - и это ему удалось. Храм был подожжён и выгорел внутри, но устоял.
   С 60-х годов, после частичного ремонта, в нём разместилась спортивная школа.
   Так, промыслом Божиим, собор уцелел даже в ту страшную эпоху - редкость для кафедральных храмов областных столиц: их-то старались уничтожать в первую очередь как главную "наглядную агитацию" Церкви.
   Наступила новая эпоха. 23 августа 1991 г. Троицкий собор был возвращён Русской Православной Церкви. Но прошло ещё долгих 8 лет реставрации, прежде чем собор был вновь освящён. В 2000 г. ожила и "заговорила" колокольня: на ней установили колокола, главный из которых весит 5100 кг.
   Работы же по отделке и росписи храма продолжаются и по сей день. Приехав в сентябре 2008 г., я видел уже полностью расписанным основной объём - и ещё только подготовленную к работе изографов трапезную.
   Меня поразило это сочетание: храм в стиле классицизма - и фрески в стиле Древней Руси. Первый раз встречал такое! И неожиданно удачным получилось это совмещение - будто так всегда и было... Будто и не отступала никогда Россия, пленившись Просвещением, от исконных своих, рублёвских традиций, будто и не изменяла небесному и Живому ради земного, "как будто живого". Будто и не было по-рубенсовски приземлённого искусства в Синодальный период XVIII - XIX вв. - как раз когда строился калужский храм. Удивительным стал этот опыт встречи в "классицистическом соборе" с подлинным Возрождением, победившим убогий, секулярный "Ренессанс". Вот бы везде, по всей России, в таком стиле расписывали воскресшие храмы!
   Из росписей Троицкого собора.
   В огромном куполе: Спас Нерукотворный в круге - в золотом солнце, окружённом густыми лучами. В барабане - 8 окон с красно-сине-жёлтыми витражами.
   На одном из сводов - Ветхозаветная Троица в белоснежных одеждах, выписанная в круглом "медальоне".
   Очень интересен Христос-Древо в стенной арочной нише правого придела: "Я есмь Лоза, а вы ветви". В Чаше, образуемой развилком древа - Сам Христос, в завитках ветвей - многочисленные святые.
   В другой нише - Богородица-Древо со св. праведными женами, образующими листья. Видны св. Ксения и Матрона, Елисавета Феодоровна, мученицы, преподобные...
   В нише одного огромного окна, в навершии: Агнец-Христос во славе в нескольких кругах Нетварного Света. Над другим окном - Знамение Пресвятой Богородицы.
   В лентах росписей на боковых стенах, как обычно - Евангельские чудеса и притчи - и множество святых, как бы сомолящихся с нами в храме.
   Рассказ о современном Троицком соборе был бы неполным, если не сказать несколько слов о великолепном пятиярусном иконостасе - с иконами, писанными опять же в древнерусском стиле (работы как местных, калужских, так и тверских мастеров). Все иконы писаны "по золоту" - фон, который по древней традиции, символизирует Нетварный Свет. Все иконы - арочной формы, но венчает всё опять-таки Пресвятая Троица в круге.
   Высота иконостаса - 19 метров.
   У боковых приделов - чуть меньшие иконостасы, но все они составляют одну линию.
   Между главным иконостасом и правым приделом - киот под резной деревянной сенью. В нём - чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, главной святыни города и всей епархии. Этот список был привезён Патриархом Алексием II в 1998 г. - в дар собору. До этого он хранился в Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Вообще Святейший Патриарх посещал собор несколько раз. 29 июня 1992 г., на 500-летие преставления преп. Тихона Калужского, он служил литургию на площади у храма, тогда ещё не освящённого; а 27 июня 1999 г., на 200-летие епархии, освятил собор. Приезд в октябре 1998 г. был связан, как уже говорилось, с передачей Калужской иконы Божией Матери - в дни празднования 200-летия её обретения (1748 г.).
   История Калужской чудотворной иконы изложена в приложении к этой книге.
   Если вы приехали в Калугу на несколько дней, узнайте расписание служб в Троицком соборе: один или два раза в неделю совершается молебен Божией Матери пред Калужской её иконой. Это благодатное и незабываемое торжество...
   Другой почитаемой святыней храма является список Тихвинской иконы Божией Матери. Если Калужской иконе посвящён правый, южный, придел трёхпрестольного собора, то Тихвинской - левый, северный.
   В кафедральном соборе упокоились три калужских архиерея XIX века: епископы Евлампий († 1813) и Николай († 1851) и архиепископ Григорий († 1881).
   За век с лишним здесь служили многие выдающиеся церковные деятели, были среди них и святые(1). У входа - мемориальная доска: "Святой праведный Чудотворец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 14 мая 1895 г. Божественную Литургию". Объездив многие города и веси страны, великий всероссийский утешитель молился и здесь.
  
   Примечание:
   (1). Из архиереев Калужской епархии прославлен в лике святых владыка Филарет (Амфитеатров), будущий митрополит Киевский († 1857), один из виднейших (и кстати, любимейших в народе) деятелей Церкви в XIX веке. Правда, Калужскую кафеду он занимал недолго: в 1819 г.

Оптина пустынь
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над

Оптина пустынь
Был в Оптиной один брат, который часто докучал старцу отцу Леониду, чтобы дозволил ему носить

Оптина пустынь
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в

Оптина пустынь
Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и

Оптина пустынь
«Вера — это талант, данный Богом».  «Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»

Оптина пустынь
Был во дни старца отца Леонида один брат, который часто изъявлял ему сильное желание мученичества.

Оптина пустынь
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем- либо не полезном для душ ваших». «Соблюдай


<
Galina
28-10-2013 20:09
Информация к комментарию
27.10.2013 09:12
Больно читать про разрушение храмов

<
Stepan
30-10-2013 19:37
Информация к комментарию
27.10.2013 12:00
Ничего себе «колокольчики» повесили)))

<
KiraTit
17-08-2023 21:58
Информация к комментарию
Страшно ведь стало жить! А Старец Амвросий говорил: А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись