на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 28 августа
Прошу ваших молитв об отроковицы Елене. Поч ти перестала есть. Истязает себя диетами. Очень боюсь анарексии. Помолитесь о её вразумлении, что она вредит своему здоровью.

  • 27 августа
Прошу Ваших молитв о здравии р. Б. Алексея, болеет сильно, а он один кормилец в семье где ребенок инвалид и престаоелая мать

  • 23 августа
Братья и сестры,помолитесь, пожалуйста, о здравии, душевном спокойствии и налаживании жизни Марины, ей очень тяжело.Спаси Господь.

  • 21 августа
,, здравствуйте. У меня очень много проблем. Помолитесь пожалуйста что бы меня приняли на работу на завод, куда я отправила резюме. У меня дочь очень хочет учится в кадетском корпусе, и исправится в добрую сторону.. Но очень много препятствий на это. Помолитесь пожалуйста, что бы приняли её и она начала меняться, захотела учиться, слушаться, молиться.. И мама, у меня с деменцией, у меня не хватает сил и, я на неё потратила всё силы и деньги.. И выдохлась Го молитесь, что бы Господи помоги, укрепил меня, поддержать меня Господи помоги пожалуйста нам Отцы миленькие помолитесь за меня Наталью мою дочь Маргариту моб маму Иулию. спаси всех Господи

  • 21 августа
Прошу молитв за меня р.б. Наталию о разрешении ситуации на работе

  • 21 августа
Прошу молитв о исцелении болящего Алексея онкология на могут вывести воду отчётность низкое давление

  • 18 августа
Добрый день, помолитесь, пожалуйста, за меня. Уже как пару месяцев не болела спина, а сейчас опять обострились сильные боли в спине. Также прошу молитвенной поддержки об дальнейшем моём трудоустройстве. Всем вам Божьих благословений!

  • 17 августа
Прошу молитвенной помощи от нападок бесов За Лидию и Марию

25-11-2013, 09:48

Из Вятки в Оптину: письма послушников Филейского Александро-Невского монастыря


 

Филейский Александро-Невский монастрыь

Филейский Александро-Невский монастырь

 


В фондах отдела рукописей Российской государственной библиотеки сохранились три письма 1889, 1891 и 1893 гг., адресованные послушниками Филейского Александро-Невского монастыря архимандриту Оптиной пустыни Исаакию (Антимонову).


Появление этих писем не случайно. Оптина пустынь, которая в XIX в. возродила традиции старчества, привлекала к себе многих верующих. Число паломников в пустыни из Вятской губернии было не столь большим, как например, из Калужской губернии, где располагалась обитель, или соседних с ней. Но даже при некоторой отдалённости не менее 12 вятчан являлись послушниками в Оптиной пустыни в середине XIX – начале XX в., не считая паломников. Первым вятским послушником, по-видимому, стал прибывший сюда в 1856г. 24-летний крестьянин Никанор Василискович Фетисов. Правда, прожил он здесь недолго: «Пробыл несколько недель с решимостью остаться, но решимости не стало у него». Поступали послушниками, в основном, крестьяне 18–30 лет, хотя встречались и юноши 15–16 лет. Здесь они несли самые разные послушания – заведование пасекой, кузнечное и слесарное дело, ловля рыбы, руководство церковным хором, управление дачей, работа фельдшером при монастырской больнице и т. п. В 1895–1896 гг. приехали сразу три человека из Ключевской волости Котельничского уезда. Один из них – Роман Гребнев – впоследствии стал монахом Руфом и заведовал хозяйством в скиту пустыни.


 

Стефан Филейский

Стефан Филейский


Однако далеко не все желавшие жить в Оптиной смогли поступить в её братство. Среди них – автор двух сохранившихся писем в пустынь, ученик преподобного Стефана Филейского Павел Фёдорович Першин (ок. 1861 г. р.). Он был родом из крестьян Троицкой волости Вятского уезда. Дважды он побывал в Оптиной как паломник, мечтал стать послушником, тем более что оптинский старец Геронтий предлагал ему остаться, но не смог из-за неотбытой воинской повинности. В то же время, он нашёл старца, подобного оптинским, на Вятке – иеромонаха Стефана (Куртеева), жившего в пустыньке недалеко от с. Филейского.

Воодушевлённый духовыми подвигами иеромонаха Стефана, П.Першин ещё до открытия Филейского монастыря прожил вместе со старцем несколько лет. Когда иеромонах Стефан был отправлен в Успенский Трифонов монастырь «под надзор настоятеля», и мысль об открытии Филейского монастыря стала казаться призрачной, Павел написал письмо в Оптину пустынь с надеждой о поступлении. Но судьба его сложилась иначе. Вскоре после смерти иеромонаха Стефана Филейский монастырь был открыт. В марте 1891 г. Павел Першин был пострижен в рясофор, а 19 августа 1892 г. принят в число братства.

Подобно своему учителю, который был известным на Вятке духовным писателем, после смерти старца он продолжил его труды по написанию духовных сочинений для простого народа. Судя по письмам, ещё при жизни о.Стефана Павел Першин выписывал труды святых отцов из Оптиной пустыни и, наученный старцем, делал из них выписки. Собрав немалое число таких выписок и получив определённый духовный опыт, он стал писать собственные книжки, которые сохранились в центральных книгохранилищах – Российской национальной библиотеке и Российской государственной библиотеке. Известно 13 разных по содержанию книжек Павла Першина, некоторые из которых переиздавались несколько раз.

книга


 

Книга Павла Першина


Это «Два слова о чревоугодии и воздержании» (1896), «О загробной жизни» (1894, 1908), «О мире и согласии» (1894, 1895, 1899), «О безмолвной Иисусовой молитве» (1893, 1894), «Об исповеди и о приобщении святых Христовых Тайн» (1892, 1893, 1895, 1902), «О псалмопении и о пути к вечному блаженству» (1893), «Размышление о смерти и о загробной участи людей» (1892, 1893), «О благодатной силе крестного знамения» (1893, 1897), «Что нужно делать, чтобы спастись» (1896), «Нравоучительные наставления и примеры обидимым, скорбящим и миротворцам» (1893), «О грехе осуждения ближних и молчании» (1892), «О страшном суде Божием, о славе праведников в будущей жизни и о вечном мучении грешников. Заимствовано из поучений св. Иоанна Златоустаго, св. Ефрема Сирина, из сочинений иером. Стефана и др. душеполезных книг» (1892, 1894), «О покаянии, об исповеди и необходимости причащения пречистых Христовых Тайн» (1894).

Книжки были небольшими по объёму – от 12 до 39 страниц. Подобно своему учителю, П.Першин писал просто, заимствуя примеры из современной жизни и многочисленных житий святых. Он черпал духовные наставления из трудов св. отцов, в частности, популярного сборника «Добротолюбие», проповедей, писем Святогорца, «Отечника» еп. Игнатия (Брянчанинова), книг своего учителя иеросхим. Стефана (Куртеева) и др. Из святых отцов особенно ценил сочинения св. Иоанна Златоустого и св. Ефрема Сирина. Из скромности обычно он подписывался кратко – «П.» или «П. П-н». Издавал его книги Филейский Александро-Невский монастырь, где он был послушником, а печатались они в типографии Маишеева и губернской типографии в 1892–1902 гг. Одна книга вышла в Слободском в 1908 г.

15 декабря 1898 г. Павел Першин получил паспорт и вскоре уехал к брату в г.Пермь. Под влиянием ли этой поездки или по иным причинам указом консистории от 21 июня 1899 г. он был уволен из монастыря в прежнее состояние, что с рясофорными послушниками случалось крайне редко.

П. Першин избрал путь приходского священника и нёс это служение в непростые советские годы. Его приход находился в с.Крестогорье Вятской губернии (современный Юрьянский район). Годы лихолетья не прошли стороной. 3 июня 1933 г. он был осуждён особым совещанием при ОГПУ Горьковского края по традиционным для духовенства статьям – ст. 58 п.10, 11 УК РСФСР и по приговору получил 3 года лишения свободы условно. Дальнейшая его судьба неизвестна. П.Першин был реабилитирован 6 мая 1989г.


Письма Павла Фёдоровича Першина к архим. Исаакию (Антимонову).


Первое письмо, 1889 г.:

 

(орфография сохранена)

«Ваше высокопреподобие!
Всечеснейший Отец Архимандрит Исаакий!
Прошу Вашего благословения и молитв к моей убогой, немощной душе, да помилует Господь меня в день суда моего (т. е. в день смерти) и в день Страшного суда Своего, по великой Своей милости и по молитвам Вашим и всех Ваших Отцев Вашей Пустыни (я был в Вашей пустыни два раза и мне очень пондравилось Ваше благочиние в монастыре, и было желание остаться, но не отбывал воинскую повинность. О. Геронтий меня исповедывал и просил меня остаться).
Кланяюсь Вам до земли прошу Вашей милости, окажите любовь к моей худости, пошлите мне книг: 1-ю Иоанна Лествичника, Лествицу в русском переводе. 2-ю Аввы Дорофея тоже на рус. языке. 3-ю Жизнеописание старца схииеромонаха Льва (Леонида) вашей пустыни; и еще две, одну о вечных мучениях грешников, другую о вечном блаженстве праведных.
Для сего посылаю три рубля сер. Сознаю я, что посылаю очень малую цену за книги, но прошу Вас не откажите мне неможному в вере (Рим. 14,1), помогите поддержать мой слабый дух (I Сол. 5,14), по слову апостола; благодатным учением укрепите мое сердце (Евр. 13,9), чтобы я с помощию Божию не увлекся заблуждением беззаконников. Но возрос бы в благода(ти) и познании Господа Иисуса Христа (2 Петр 3,17,18), и чтобы мог с помощию Божиею укрепится верою от чтения книг посланных вами, ибо вера происходит от слышания слов Божественных (Рим 10, 17), по слову Апостола Павла. То и прошу Вас, Боголюбивейший Отец, пошлите мне книг. Я теперь живу близ губернского города Вятки в 7 вер. От Вятки в пустыньке иеромонаха Стефана, – в предполагающейся новой обители. Я крестьянин Вятской губ. и уезда. 28 лет, ремеслом столяр.
О. Архимандрит, прошу Вас, когда будите посылать книги ко мне, то нельзя ли будет Вам уведомить меня, что у Вас всех принимают в монастырь, как-то: ремесленников и неремесленников, а также келью каждому ли послушнику дают у Вас одному или двое живут?
Еще прошу помолитесь о мне и простите меня, что я много Вам наговорил и написал, хотя и из Писания, о Вашим молитвам Господь дал мне силу исполнить то, что выше говорено, от слов апостольских. Ибо устне многоречивых не своя си поведят (Сир. 21,28): глаголю бо и не творю.
Адрес пишите так:
В Вятку губ.
На Пятницку улицу в лавку Андрею Иларионову Матанцеву, и передать Павлу Першину, в пустыньку иером. Стефана.
Вятка
1889 году 20 марта».

На обороте 1 экз. Иоанна Леств. 1 – Аввы Дорофея, 1 – о веч. мучен. 1 – о блажен.

Источник: НИОР РГБ. Ф. 213. Картон 73. Д. 31. Л. 24–25 об.

Источник:Научно-популярный альманах «Герценка: Вятские записки»

www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number23&ELEMENT=gerzenka23_4_2


 


Второе письмо, 1891 г.:

 

«Ваше высокопреподобие!
Чеснейший батюшка отец Архимандрит Исаакий!
Благословите.
Кланяюсь Вам до земли и прошу Ваших святых молитв о моей убогой и бедной многогрешной душе.
Скажу вам о себе: я крестьянин Вятской губер. и уезда 30 лет от роду, жил у старца иеромонаха отца Стефана 7 лет, а теперь он помер в 1890 год 15 авгус. и нахожусь в великой скорби, унынии и смущении о своем старце. Он был истинно служитель Христов, Боголюбивый, сострадательный, любвеобильный, кроткий, и много меня вразумлял и утешал. А теперь увы мне бедному! Всего этого я лишился и очень бываю не спокоен.
Отец Архимандрит! Я у Вас бывал в Оптиной пустыни и видал у вас есть книга в двух частях Поучения Иоанна Златоустаго, составленныя Стефаном Дерябиным1. У меня очень великое пришло желание приобрести эти книги, потому что я их немного читал и они успокоительны. Но по цене назначенной они очень дороги; то я прошу вас нельзя ли мне их приобресть вот каким образом: Вам быть может известно, что иеромонах Стефан был сочинитель духовных книг и у него их вышло всего более 30 брошурок, а в последнее время отпечатаны в Том так называется: "Полное собрание сочинений иеромонаха Стефана”. И этот том более обоих книг составленныя Дерябиным. И прошу не возмете ли от меня один такой том и еще рубль денег я пошлю, а вы мне две вышеупомянутые книжки пошлете. Будьте так добры, скажите любовь к моей худости. Я вас вечно не забуду и отец небесный воздаст вам за меня убогаго. Если будите согласны, то напишите мне открытое хотя письмо, что вы согласны. А если бы поверили бы мне смрадному, то прямо бы послали бы книги, и я Вам не медля вышлю 1 руб. и Том иеромонаха Стефана. Бог свидетель и Матерь Божия, что я хотя и недостойный назватся вашим послушником, но не обману но слушаюсь. Адрес мой так:
В город Вятку.
На Владимирскую улицу дом Бурдина, Николаю Зонову для передачи в новый монастырь Павлу Ф. Першину.
Простите ради Господа, быть может я и оскорбил Вас и Бог Любви и мира будет с Вами.
Непотребный раб послушник
Павел Федоров Першин.
Еще скажу вы хотя и не будите согласны на мою прозбу, то прошу и тогда уведомите меня открытой карточкой.
1891 года 11 мар.»

Источник: НИОР РГБ. Ф. 213. Картон 70. Д. 59. Л. 1–2.

1 Собрание поучений, избранных из творений святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого / сост. Стефан Дерябин. Т. I.

М., 1887. 440 с.; Т. II. М., 1889.525, [VI] с.

 

Автор Кустова Елена

Источник: Научно-популярный альманах «Герценка: Вятские записки»

Оптина пустынь
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над

Оптина пустынь
Был в Оптиной один брат, который часто докучал старцу отцу Леониду, чтобы дозволил ему носить

Оптина пустынь
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на день явления иконы Божией Матери в

Оптина пустынь
Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и

Оптина пустынь
«Вера — это талант, данный Богом».  «Смирение — неугасимая, угодная Богу свеча!»

Оптина пустынь
Был во дни старца отца Леонида один брат, который часто изъявлял ему сильное желание мученичества.

Оптина пустынь
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем- либо не полезном для душ ваших». «Соблюдай


<
Stahiy
25-11-2013 17:31
Информация к комментарию
25.11.2013 17:40
«Пробыл несколько недель с решимостью остаться, но решимости не стало у него»
Куда только она девается, решимость???

<
EkaterinaS
25-11-2013 20:58
Информация к комментарию
25.11.2013 20:58
родной русской сторонушкой, не тронутой никакими "евро" повеяло от этого письма. Жаль, что сейчас письма пишутся в основном только электронные.

<
KathyPal
23-12-2020 04:12
Информация к комментарию
Смирение и послушание помогают приобрести различные добродетели, особенно в телесном отношении, но если есть гордость — все пропало. А у меня она точно зашкаливает.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2018   Оптина пустынь - живая летопись