Монастырь Григориат расположен на западной части полуострова. Основан он
в XIV веке преп. Григорием. Соборный храм посвящен святителю Николаю.
Ранее среди насельников монастыря было много славян, так что русский
путешественник Григорович-Барский относит его к славянским монастырям.
Сейчас Григориат известен русскому человеку благодаря его игумену, Георгию (Капсанису),
бывшему профессору университета. Он решительно выступает против экуменизма и
электронных паспортов, и его статьи печатались в русских газетах.
Некоторые его богословские труды переведены на русский язык*
Кроме
того, монастырь примечателен миссионерством, ставшим теперь редким
явлением в православной среде. Несколько братьев из монастыря находятся в
Африке - в Заире. Пройдя в храм и поклонившись святыням, мы идем на
архондарик. Здесь помимо обычного угощения нам предлагают кофе. Вдруг
появляется человек в одеянии почти монашеском, но с одной поправкой: оно
белое... И поэтому он слегка смахивает на медбрата. Мы недоумеваем... С
«белым человеком» еще один мирянин. Они о чем-то долго разговаривают.
Мы решаем выяснить у них причину столь необычной «окраски». Но «белый
человек» молчалив и замкнут. Удается выяснить только, что он итальянец и
православный. Мы удивляемся этому необычному сочетанию. Хотя... В
истории Афона уже были достойные примеры. В сороковых годах XIV века на
Афоне подвизался преп. Никифор, наставник преп. Григория Паламы. Долгие
годы преп. Никифор провел в молитве. Его житие говорит нам о
подвижнической жизни в уединенных местах Святой Горы. Преуспевший в
подвигах в пустыни, сей муж украсил «Добротолюбие» поучением о
внутреннем делании. Но это не все. Этот афонский исихаст по
свидетельству Никодима Святогорца был родом латинянин и перешел в
православную веру. Правда, здесь сведения об этом подвижнике разняться.
Некоторые считают его исповедником, пострадавшим от императора Михаила
Палеолога за сопротивление унии около 1280 года. Осуждал этот подвижник и
главенство папы и многих святогорцев удержал от принятия унии, за что
был выслан с Афона и провел долгие годы в заточении. Более о нем ничего неизвестно. Сроки разнятся, но
главное, что сей муж, родом из Италии, отвергнув латинское лжеучение,
твердо стоял в православной вере, принося много духовного плода как в
умном делании, так и проповеди православия. Вот что мне напомнил «белый
человек». Кто знает...
На Афоне, особенно в греческих монастырях,
символ веры во время литургии не поют, а читают. Также и «Отче наш».
Если в монастыре присутствует гость, то очень часто его могут просить
прочитать эти молитвы. Утром на службе это делает «белый человек». После
трапезы он быстро удаляется к себе в келью. Один из моих спутников
хорошо говорит по-английски, и «белый человек», видимо, тоже. Но опять
мы только узнаем, что он итальянец и православный. И он тут же исчезает.
Видно, что он боится растерять богатство, которое сейчас имеет внутри.
Богатство православной соборной молитвы. Мы додумываем, что этот человек
недавно перешел в православие, и, возможно, раньше был непростым
человеком у католиков. «Паче снега убелюсь», как хорошо эти слова
подходят к нему, вот духовный смысл его одежды. Может быть, тут что-то и
не так, но нам хочется думать, что мы не ошиблись, мы уверены: Богом
сугубо возлюблены те, кто, оставив прежнее нечестие, находит дорогу к
Нему и идет ею, не оглядываясь.
Сколько подобных «белых людей» знала история Афона!
В
1910 году в Пантелеймоновом монастыре присоединился к церкви лютеранин
Иаков Эпгер родом из Баварии. Тогда ему было лет около тридцати. Отец
его был ревностным лютеранином. Иаков получил хорошее образование, и
отец уже хотел сделать его пастором. И тут сын заявил, что он не
чувствует к этому склонности и желает стать инженером. Отец разгневался и
сказал, что он может идти, куда хочет. И Иаков вынужден был удалиться.
Но куда направить свои стопы? Как образованный человек он многое знал о
России. Знал так же, что немцам там живется хорошо. И он уехал в Киев.
Там он занялся слесарным ремеслом и потихоньку выучил русский язык.
Через несколько лет он переехал в Одессу и стал работать машинистом на
пароходе «Русского общества». И вот представьте себе: его пароход
приплывает на Афон, ведь корабли этого товарищества возили паломников из
Одессы в Иерусалим, то есть в порт Яффу, и, конечно, заходили на Афон.
Во время плаванья он познакомился со многими простецами-паломниками - от
них больше всего узнаешь об Афоне. И через эти разговоры он понял
русское благочестие, и узнал о вере православной. Ощутил он всю сухость
лютеранства. Понял ложность этого исповедания, отвергающего почитание и
Святой Девы, и вообще всех святых. Ведь паломники давали ему книжки и
листки издания Пантелеймонова монастыря, а главное - иконы
великомученика Пантелеймона, который с точки зрения протестантизма
никакой и не святой. Он прочел его житие и больше не мог не почитать его
как святого. Так великомученик просветил лютеранина. Он часто смотрел
на Святую гору, ведь пароход останавливался всего в часе хода от
Пантелеймонова монастыря. Он уже многое знал об этом святом месте. И
постепенно он решил оставить лютеранство и принять православие.
Но не
дремлет враг нашего спасения. А когда он видит человека почти
спасенного, то во много раз усиливает свою работу. И каким-то образом
Иаков вместо того, чтобы ехать на Афон и принять православие, вдруг
оказался в Англии машинистом парохода, совершающего рейсы из Англии в
Нью-Йорк. Но Бог протянул ему руку помощи, и вот корабль, на котором
плыл Иаков, попал в страшную бурю. Корабль затонул, погибли и его
пассажиры. Их было около 300. Чудом спасся только Иаков. Сам он не
ничего не помнил. Помнил только, что его смыло водой и выбросило на
поверхность. Когда он очнулся, то парохода уже не было. Огромные волны
поднимали его метров на 20 вверх и бросали вниз. Но вот буря улеглась, и
оказалось, что он один-одинешенек в море. Почти 60 часов он пробыл в
воде. В это время ему было видение святого великомученика, и он получил
от него вразумление. Тут он вспомнил о своем былом решении принять
православие.
Вскоре его заметили с французского корабля, подняли на
палубу и доставили во Францию. Там ему пришлось некоторое время
лечиться, и когда он выздоровел, то решил идти на Афон поклониться
целителю Пантелеймону и принять православие. Но до этого, видимо, как
немец, привыкший все делать по порядку, он отправился на Родину и
рассказал своему отцу о своем намерении принять православие. Отец сильно
разгневался на него и прогнал его прочь. И он из Баварии отправился на
Афон пешком - такой обет он дал великомученику. Представьте себе путь
этого паломника: через Швейцарию, Венгрию, Македонию шел он к своей цели
и вот он пришел в Солунь, оттуда пошел дальше, на Афон. И вот уже он
приходит на Крумницу и рассказывает старцу, зачем он пришел на Святую
Гору.
Пантелеймонова монастыря он достиг накануне Пасхи. Тогдашний
гостинник монастыря о. Пифнутий привел необычного паломника к игумену
Мисаилу. Отец игумен внимательно выслушал немца и определил его в
мастерскую к электротехнику монастыря о. Досифею. И начал бывший
лютеранин подвизаться: ходил на богослужения, крестился
по-православному, прикладывался ко святым иконам и мощам. Но долгое
пребывание в воде во время катастрофы плохо сказалось на его здоровье, и
у него открылась чахотка. Еще по пути на Афон, в Австро-Венгрии, ему
пришлось лежать в больнице, но тогда он поднялся на ноги. И вот уже
пришлось ему лечь в монастырскую больницу, и он, чувствуя скорый конец,
стал настойчиво просить игумена присоединить его к православию. Болезнь
его развивалась быстро, и уже невозможно было провести этот обряд в
соборе, - далеко было идти от больницы, которая находилась за воротами
монастыря. Пришлось обряд присоединения совершить в больничном храме в
честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». 22 мая он прошел исповедь,
но без разрешения, так как еще не был присоединен, а через несколько
часов состоялся сам чин. По просьбе присоединяемого он получил новое имя
в честь великомученика Пантелеймона, его покровителя. Затем
присутствовал, правда, уже сидя, на литургии, которую служил сам игумен и
приобщился Святых Тайн. На следующий день он снова причастился, а на
третий день этот человек, совершенно очищенный от грехов, отошел в
вечность, где пребывает рядом со своим покровителем великомучеником
Пантелеймоном. Вряд ли у какого-нибудь верующего человека в этом могут
быть сомнения.
За три дня до смерти больной видел удивительный сон.
Настолько удивительный, что он, несмотря на свое крайнее изнеможение,
нашел в себе силы подняться, придти к своему старцу-наставнику о.
Досифею и пересказать сон ему. Видел немец Пантелеймон, что идет он по
равнине без дороги. Кругом пыль. Жара невероятная, чувствует, что сильно
устал и вдруг видит обширнейший сад, у которого нет конца. В саду этом
прекраснейшие деревья с плодами, все покрыто красивыми цветами. И все в
этом саду было красиво и величественно и не могло быть описано языком
человеческим. И видит немец: вокруг в разных местах сада гуляют монахи,
много монахов. Он сел, чуть-чуть отдохнул и пошел дальше. Вдруг увидал
красивые врата, у которых стояло двое: отец и сын. Хочет он войти в эти
врата, но не может: эти двое не пускают его. Они говорят ему: «Там
находятся только те, кто много потрудился в обители». И сколько ни
просил, его не пустили внутрь. Тут он проснулся:
Монахи легко
разгадали смысл видения: сад - это место вечного упокоения монахов
Русского Пантелеймонова монастыря. Двое, стоявшие у врат, -
священномученик Ермолай и его ученик великомученик Пантелеймон, а то,
что немца не пускали внутрь обители, означало, что сей великий святой
уготовил места в небесной обители только тем монахам, которые
потрудились в его обители земной. Вот такая удивительная история
немца-лютеранина. Удивительная и не удивительная. Потому что, наверно,
много подобных историй знал Афон за свое двухтысячелетнее прошлое.
Нечего ходить далеко: всего за два года перед тем как произошла эта
история, в Пантелеймоновом монастыре, здесь же «паче снега убелился»
другой человек. Русский паломник из Австро-Венгрии Александр Иванович
Кабалюк. Это был униат, специально прибывший в обитель целителя для
присоединения к православию. Вот как кратко написал об этом событии
журнал Пантелеймонова монастыря «Душеполезный собеседник»: «8 июля
торжественно состоялось присоединение угро-русина униата Александра
Кабалюка к православию. Присоединение совершил сам настоятель монастыря
отец архимандрит Мисаил. На Божественной литургии в свое время
новоприсоединившийся был приобщен Святых Таин Тела и Крови Христовых «во
оставление грехов и в жизнь вечную со святыми». 13 июля он выехал с
Афона на родину». Вот такая краткая справка. А что за этим?
А за этим
долгая жизнь, проповедь, исповедничество. Этого человека впоследствии
назовут апостолом Карпатской земли. Скоро уже, в 1910 году, примет
Александр священный сан. Затем - вынужденное бегство в Америку, где он
проповедует среди диаспоры русинов возвращение на родину, фактически на
Голгофу. Он был схвачен, брошен австрийскими властями в тюрьму, затем,
после освобождения, - долгая борьба за православие. Собор 1944 года в
Мукачеве, инициатором и вдохновителем которого был архимандрит Алексий
(Кабалюк), вынес решение о присоединении карпаторусской православной
церкви к РПЦ МП. И наконец, смерть в 1947 году. Но этим история
афонского паломника не кончилась.
Летом 1999 года были обретены
святые мощи отца Алексия (Кабалюка). Практически полностью сохранилось
тело и мантия, истлели только стопы и кисти рук. Из могилы была
извлечена положенная туда при погребении Иверская икона Божией Матери,
которую отец Алексий привез с Афона. По свидетельству очевидца: «На ней,
пролежавшей в более чем влажном грунте вместе со святыми мощами
духовного отца Подкарпатской Руси, даже не потускнели краски». Что еще к
этому добавить? Только разве что: 21 октября 2001 г. митрополит
Киевский и всея Украины Владимир с сонмом архиереев канонической церкви
совершил прославление в лике святых схиархимандрита Алексия (Кабалюка).
Вот такими разными путями ушли из Пантелеймоновой обители почти в одно и
то же время два молодых человека, присоединившиеся к Церкви. Один ушел в
обители вечные, другой - в сердце славянской цивилизации для
многолетней проповеди православия. Но встретились, думаю, «белые люди»
все там же: у врат небесной обители святого Пантелеймона.
Тут можно и
поставить точку в повествовании о людях, убелившихся на Афоне подвигом
исповедничества, ведь именно таким подвигом является переход в
православие людей, не принадлежащих традиционно к православному
исповеданию. Но все же хочется добавить еще маленький штришок к этой
картине. Тот же «Душеполезный собеседник» за 1908 год, который поместил
краткую заметку об Александре Ивановиче Кабалюке, сообщает нам о
паломничестве на Афон преосвященного Евдокима, ректора Московской
духовной академии. И вот среди прочего читаем: «В день отъезда
преосвященного к нему пожелал войти за благословением русский паломник
из Австро-Венгрии Александр Иванович Кабалюк, униат, нарочно прибывший
на Афон и в обитель для присоединения к святой Православной Восточной
Церкви. Преосвященный радушно принял его, крестообразно благословил его
на присоединение к православию и пожелал ему твердо держаться святой
православной веры, в которой находились его предки, все русины в
Венгрии, постыдным коварством давно завлеченные латинянами-папистами в
унию с Римом». Пожелание епископа Александр Иванович выполнил: как мы
знаем, он твердо стоял в вере, не запятнав свои белые ризы, чего не
скажешь про митрополита Евдокима (Мещерского), ставшего синонимом позора
для православия, человека, недостойного священного сана, не только
совершившего канонические преступления, но и учинившего обновленческий
раскол в церкви. Он подписал в 1922 году печально известное «письмо
трех», положившее начало обновленческому расколу. Он так и умер вне
святой Православной Восточной Церкви. Опять две разные судьбы. Двое
прибыли на Афон, восхищались его красотами: и духовными, - и природными,
и разошлись, один чтобы созидать православную церковь, другой - чтобы
ее разрушать. Оказывается, все-таки в разные места ведут дороги с Афона.
Об этом я думаю, глядя в спину новому «белому человеку», на сей раз
итальянцу. Куда-то лежит его путь: Хотелось бы, чтобы он шел путем
Александра Ивановича Кабалюка, а там Бог ведает.
Павел Троицкий.
Источник: www.isihazm.ru
*По информации
Romfea.gr игумен
уже выражал желание уйти на покой ранее по причинам, до
настоящего момента неизвестным.
По сообщению сербского сайта "Борьба за веру:
Поводом повлачења оца Георгија, поновићемо његов изврстан
текст „Православно предање и папизам",