Острота ситуации состоит в том, что ученики Спасителя не могут совершить исцеление бесноватого. Апостолы, направленные Христом, прошли с проповедью всю Иудею, исцеляли больных, воскрешали мертвых, изгоняли бесов, а этого молодого человека исцелить не смогли. Собравшиеся здесь ждали механического чуда – апостолы без участия страдающего или его близких должны были совершить исцеление. Но все попытки изгнать беса закончились неудачей.
И вот толпа видит приближающегося Христа. Отец страждущего отрока подходит к Нему и, «преклоняя пред Ним колени», просит: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает... я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Неверие звучит в этих словах, и Христос говорит ему и всем, кто был рядом: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17, 14–17).
Господь прежде всего испытывает веру несчастного родителя и, как сообщает евангелист Марк, говорит ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23–24). «Верую, Господи! Помоги моему неверию», – вырывается из уст отца страждущего отрока.
Толкуя это место, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что чудо
может произойти, только если человек расположен к нему собственным
сознанием и опытом.
Господь объясняет собравшимся людям, вопрошавшим
Его, почему не могло произойти чудо: «по неверию вашему; ибо истинно
говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе
сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет
невозможного для вас» (Мф. 17, 20).
Христианин должен «ходить верою» (2 Кор. 5, 7) – вера во Христа
должна быть доминантой его сознания. Но для совершения чуда от
христианина также требуется быть опытно причастным к подвигу Спасителя,
то есть молитвою и постом служить Богу: «сей же род [бесы] изгоняется
только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
После исцеления бесноватого, в
евангелии этого воскресного дня, мы слышим слова Христа, в которых
Господь вновь открывает ученикам свои будущие страдания: «Сын
Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий
день воскреснет» (Мф. 17, 22–23).
Апостолы, услышав эти слова Христа, «весьма опечалились». Они недоумевали, как может случиться, что Тот, Кто повелевал стихиям, накормил пятью хлебами пять тысяч и сотворил множество чудес, будет всеми предан и убит. «Нельзя сказать, чтобы они ничего не понимали; напротив, знали они, что Он умрет, потому что непрестанно слышали о том. Но чтобы могла когда-либо случиться с Ним такая смерть, и что вскоре она должна разрушиться и произвесть бесчисленные благодеяния, — этого они ясно еще не понимали; не знали и того, что это за воскресение. Потому-то они и скорбели, что весьма любили Учителя», – разъясняет святитель Иоанн Златоуст.
Скептики всегда указывали на «неудачный финал» проповеди Христа, мы
же знаем, за что была принесена столь великая жертва, – за спасение
человечества.
Один из идолов нашей современности – удача. Мы
постоянно желаем друг другу удачи, это выражение прижилось в нашем
языке. Удача, возведенная в культ, для многих является как бы лучом
надежды в неохватном море хаоса и бессмыслицы. Это то самое механическое
чудо, где нет места Богу. «Чтобы все было хорошо!» – говорят чаще, чем
желают: «Бог в помощь!».
Христианин должен отчетливо понимать, что удаче, слепой фортуне нет
места в его жизни. Есть Крест Христов, есть всеобъемлющий Промысл Божий о
каждом человеке. «Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни
вечныя будем». С Богом!
Митрополит Калужский и Боровский Климент. Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице