Достопочтеннейший Лев Александрович!
Промедление с ответом моим на почтеннейшее ваше писание, 2 июля
посланное, произошло по причине путешествия моего в Воронеж и в Киев в
последних числах июня, откуда я никак немог вам написать. Теперь же
позвольте принести вам покорнейшую мою благодарность за внимание ваше к
моей просьбе чрез вашу маменьку и принятие в ваше попечение нашей
рукописи, а вместе с тем прошу меня простить великодушно в том, что
рукопись послал к вам без письма и, по случившейся скорой моей отлучке,
не успел и после к вам написать.
Вы, прочтя духовные мысли, извлеченные из этого сочинения, видите,
что несете кресты, налагаемые миром, плотию и дьяволом, и от этого
опечалились, не имея человека, укрепляющего и действующего на сердце,
так как само наименование креста и ига ужасает душу.
Я предложу вам слова Самого Спасителя: Да не смущается сердце ваше (Ин.14, 1). По связям и обязанностям нашим друг к другу, вы поставлены
Промыслом Божиим в настоящем вашем звании: и будучи воином земного Царя
являетесь и воином Небесного Царя. И наша брань... против начальств, против властей, против... духов злобы поднебесных (Еф.
6, 12). Сражаясь на сей брани, в общении с ближними вы имеете цель
вечную, благую, заповедями Божиими обретаемую, а оружие наше - вера,
упование и любовь. К этому же и к описанному св. апостолом оружию
прибегайте и призывайте в помощь Господа, отнюдь не надеясь на свои
силы, и узрите победу. Еще уподобляется жизнь наша морю: корабль души
нашей плывет по бурному этому океану, погружается в волны, но не тонет. В
опасности мы да взываем: Господи! Спаси нас, погибаем! (Мф. 8, 25) - и узрим спасение от потопления.
Кресты, посылаемые нам Промыслом Божиим, приводят нас к истинному
любомудрию, очищают от грехов, освобождают от страстей и приводят к
смирению. А что касается крестов, о которых вы пишете: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1
Ин. 2, 16),- я разумею действие страстей,- при благоразумном
рассмотрении увидите, что они смиряют нас, но если оставляем их без
внимания, то бываем пленниками страстей и разве что наказанием Божиим
отводимся от них.
Не унывайте и не смущайтесь, но, проверяя себя по заповедям Божиим,
держитесь пути истинного - покаяния и смирения. Да вразумит вас Господь и
укрепит на этом пути - усердно желаю и остаюсь недостойный ваш
богомолец, многогрешный
иеромонах Макарий».