на главнуюгде находится?как доехать?просьба помолитьсяпожертвования

  • 21 февраля
Просим молитв об упокоении новопреставленного архимандрита Кирилла.

  • 11 февраля
Братия и сестры! Помолитесь о здравии Анастасии! 

  • 11 февраля
Помолитесь об упокоении р.Б. Екатерины и Николая.

  • 9 февраля
Просьба помолиться об упокоении раба Божьего Валерия и рабы Божией Лидии!

  • 8 февраля
Господи, милостив буди нам грешным. Владимир не желает работать. Уклоняется от ответственности!

  • 7 февраля
Помолитесь о проблемах в семье р.Б. Елены. Муж стал изменять с подругой. Помоги Господи!  

  • 6 февраля
Прошу молитв о р.Б Марии! Взяла документы новые и отошла от веры совсем!

  • 5 февраля
об упокоении Александры

22-03-2017, 00:32

Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова) в день памяти святых сорока мучеников Севастийских


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


схиархимандрит Тихон АгриковВозлюбленные братия и сестры, есть такое сокро­вище, которое дороже всех богатств, дороже всего на свете настолько, что люди отдают за него даже свою жизнь. Это — святая, высокая, спасительная любовь к Богу. Есть такое блаженство, есть такая награда, с которой ничто не может сравниться, — это золотой венец мученичества. «Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — сказал Господь.

И когда мы ныне празднуем память святых муче­ников, наше сердце исполняется особой нежностью, сочувствием к этим людям, пострадавшим за святую правду, за Христа, мы испытываем глубокое уваже­ние к ним, удивляемся их подвигу и невольно заду­мываемся, насколько же они умели ценить любовь Христову и отвечать на нее любовью. Стыдно стано­вится за свою жизнь, дорогие мои. Ведь и мы веруем в Господа и думаем о спасении, но в душе у нас и в жизни совсем нет того горения, той ревности, той живой любви, которая особенно отличала первых христиан да и всех истинно верующих во все времена нашей христианской истории.
Мы почти ничем не жертвуем во имя Господа, мы не хотим понести никаких лишений, порой боимся открыто исповедовать свою святую веру в Бога. А ве­рующие по-настоящему отдавали все: богатство, честь, молодость, благополучие, жертвовали самой жизнью. Они все принесли на алтарь Своему Спаси­телю, Господу нашему Иисусу Христу: все земные интересы, выгоды и привязанности не могли переве­сить чашу их огромной, пламенной любви к Богу, ко­торая неверующим казалась безумием.

И что особенно замечательно — так это мучениче­ство за правду, самоотверженность молодых, даже совсем юных, чистых душой, среди которых святые великомученики Георгий, Трифон, Пантелеймон, святые великомученицы Варвара, Екатерина, святые сестры мученицы Вера, Надежда, Любовь и многие, многие другие. Они были юны телом, но мудры ду­шой. И в слабом, немощном теле просияла такая сила духа, что слов не хватит описать все это, восхвалить их красоту и мужество.

Ведь были и те, что добровольно отдавали себя в руки мучителей, искали смерти за Христа. Какой ве­рой твердой, сознательной, нерушимой наполнялись их сердца! Какой постоянной, неизменной, небесной надеждой питались их души! Какой пламенной любо­вью, той, что сильнее самой жизни, исполнялось все их существо! Это были люди, во всем подобные нам. Они жили, трудились и скорбели, пока не призвал их Господь к высокому мученическому венцу.

Сегодня мы празднуем память святых сорока муче­ников Севастийских. Они были воинами, их принуж­дали отречься от Христа и принести жертву бесам. Их били, мучили, наконец, раздев донага, загнали на се­редину озера. Была зима, и дул пронзительный ветер, а на берегу мучители устроили теплую баню: язычни­ки хотели этим соблазнить святых мучеников. Но воины Христовы мужественно терпели стужу и лю­тый холод, укрепляя себя пением псалмов. Однако один все же не выдержал муки, побежал в баню, ду­мая тем спастись, но погубил и временную, и вечную жизнь. Едва коснулся он порога, как упал замертво.

Прочие же святые мученики печалились о нем. В третьем часу ночи засиял с неба дивный свет. Один из стражников не спал и увидел сходящие к мучени­кам в светлых лучах золотые венцы. Пораженный ви­дением, он разбудил других воинов, у них на виду снял свою одежду и стремительно вошел в воду, же­лая сподобиться мученического венца. Велика была радость святых, а мучители и отец их, диавол, были посрамлены. Мученики стояли в ледяной воде, благо­даря Бога, и вода стала для них теплой. Утром им пе­ребили голени и таким образом умертвили, а тела со­жгли, и даже кости бросили в реку, но останки их чу­десным образом были собраны и с честью похороне­ны христианами.

Дорогие братия и сестры, я назвал бы счастливыми тех людей, которые носят имена святых мучеников, а еще счастливее те, которые уподобляются им в своей жизни. Мученичество — знак избрания, великий дар, милость Божия. Страдальцы шли на мучения радост­но и на все угрозы дерзновенно отвечали мучителям: «Мучайте, изобретайте новые муки, тем самым вы только усугубляете наши венцы». И апостол говорит христианам: «... вам дано ради Христа не только ве­ровать в Него, но и страдать за Него» [2].

«Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего...» — поет Святая Церковь [3]. И кто из нас не пожелал бы по­лучить золотой венец? Кто не хотел бы наследовать эту неизреченную награду?

Высоким душам свойственно стремление к подви­гу. Когда кончились времена гонений, люди стали понуждать себя к страданиям ради спасения и очищения души. Они уходили в пустыни, в затворы, под­нимались на столпы, опускались в пропасти, и жиз­ненный подвиг этих великих подвижников был не легче самого мученичества. Их воздержание, нестя­жание, их бесстрастие и равноангельская жизнь нам, людям XX века, кажутся непосильными, неудобовыполнимыми, а иные считают это безумием. К чему такое самоистязание, ради чего и зачем все это? Не можем постигнуть мы счастья этих страданий, их ис­тинной цели и ценности пред Богом.

Однажды собрались некие великие отцы и, рассуж­дая о своих делах, спрашивали: «Что сделали мы?» На это один из них, великой жизни авва, отвечал: «Мы исполнили слово Спасителя: Блаженны вы, когда бу­дут поносить вас и гнать и всячески неправедно зло­словить за Меня» [4].

Если человек всем желает только добра, а ему пла­тят ненавистью, если его добрые дела остаются без благодарности, а любовь неразделенной и он в тиши уединения проливает слезы за тех, которые не веда­ют, что творят [5], — это ли не бескровное мученичест­во? Если, не жалея себя, человек честно выполняет свой долг, а его порицают, злословят, обвиняют в ко­рысти — это ли не мученичество?

Если, наконец, человек, спасая свою душу, борется с грехом, подвизается против страстей, слезами омы­вает свою греховность, с болью сердца преодолевает дурные привычки, мужественно переносит искуше­ния и соблазны, хранит верность Божественным за­поведям в любых обстоятельствах — это ли не добро­вольное мученичество за Христа? Знайте, что Гос­подь примет все, наградит и за самую малость.

Рассказывают, что у одного старца был ученик. Ве­чером он всегда приходил к духовному отцу за на­ставлением и благословением на ночь. Однажды ста­рец задремал, а ученик не посмел его разбудить и си­дел, терпеливо ожидая, когда тот проснется. Помыс­лы возмущали его душу, побуждали идти отдыхать, но он противился им, не смея уйти без благослове­ния. И так семь раз в течение ночи ученик отражал эти искушения. Пробудившись, старец удивился, что ученик еще бодрствует, дал ему обычное благослове­ние и отпустил, но в видении увидел вдруг семь пре­красных венцов и услышал голос: «Эти семь венцов заслужил твой ученик в эту ночь». В страхе очнулся старец и поспешил узнать, чем же занимался его уче­ник в эту ночь. Тот все отрицал и говорил, что он со­всем ничего не делал. Наконец, поскольку старец не отступал, ученик сказал: «Прости, отче, я ничего не знаю за собой доброго, разве что семь раз помысл побуждал меня уйти без благословения, а я семь раз противился ему». Понял тогда старец, за что награж­ден ученик, но ему самому ничего не сказал, ради его смирения, а другим рассказал эту историю на пользу души, чтобы все знали, как щедр наш Гос­подь и милостив.

Повторю, дорогие мои: счастливы те, которые по жизни уподобляются святым мученикам. Да не устра­шится чье-либо сердце от этих слов. Святые мучени­ки встречали мучения как праздник.

В житии Адриана и Наталии говорится, что Ната­лия, супруга Адриана, радовалась и благодарила Бо­га за то, что сподобилась быть женой мученика, и не только словом укрепляла своего мужа в терпении, но и сама возлагала его руки и ноги на тяжелую на­ковальню, где они были раздроблены. Она желала своему мужу мученического венца и опасалась, что он устрашится мук. Вот истинная христианская лю­бовь, основанная на глубочайшей, искренней вере в Господа!

Да не устрашится кто-либо, слушая рассказы о страданиях. Когда в чистом сердце горит огонь люб­ви к Богу, когда в душе живет святая преданность своему Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу, тогда не страшны никакие лишения, никакие труды, никакие муки, тогда ничтожными кажутся все зем­ные привязанности, вся суета и забота этой жизни, тогда легки и желанны подвиги.

Дорогие мои! Господь нас всех призывает идти Его путем — узким, скорбным, крестным. Он призывает, Он Сам и поможет, и укрепит, даст терпение и силы. Если Он кого призовет и на явное мученичество, то знайте и верьте: Он будет рядом с вами в те минуты, и с Ним вы будете сильнее всех на свете, вы будете сильнее всякой злобы человеческой и диавольской, сильнее самой смерти.

«...Держи... дабы кто не восхитил венца твое­го», — предупреждает Господь [6]. Спаситель знает о на­шей немощи, но святая любовь может вознести нас выше всех страхов, выше боязни смерти.

Да сподобит Господь каждого из нас возлюбить Его сильнее всего на свете и пройти до конца Его путем. Мы не знаем, может быть, кто-то и будет призван к мученичеству. Но пока все призваны по мере сил по­трудиться в исполнении Его заповедей и пронести че­рез все испытания свою веру и свою верность. Гос­подь сказал: «Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Аминь.

Источник: Архимандрит Тихон( Агриков). Жизнеописание, проповеди, письма. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 154-159.
Оптина пустынь
Инок – исполнитель заповедей Христовых. Инок – совершенный христианин. Инок – подражатель и

Оптина пустынь
Ангелы спросили Марию, о чем она плачет. Слыша голос участия, она поделилась с ними своей печалью,

Оптина пустынь
Чудеса Божией Матери от Ее Черниговской иконы описал святитель Димитрий Ростовский (память 28

Оптина пустынь
 Вопрос    Каким образом распознать, Божье благоволение в каком-либо деле

Оптина пустынь
. "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения". Вот чем

Оптина пустынь
В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу. Отдыхающий

Оптина пустынь
Памятование смерти – драгоценнейший из всех духовных подвигов, оно отторгает человека от сует века

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

 

© 2005-2015   Оптина пустынь - живая летопись