Начальный возглас -
Свящ.:Слава
Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и
присно и во веки веков. Хор-Аминь (истинно (евр.)) - Богословие о
благодати Нового Завета, прославление Святой Троицы.
Свящ.: Придите поклонимся - Призывание к поклонению Господу Иисусу Христу.
Каждение всего храма - Знамение Духа Святого, Который носился над водою при сотворении мира (Быт.1,2).
Каждением воздается честь иконам и святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.
Хор поет 103-й псалом - «Благослови, душе моя, Господа…» В этом псалме повествуется о сотворении мира и прославляется Творец всяческих.
Закрываются царские врата - Царские врата символизируют райских двери, закрывшиеся для людей после грехопадения
Свящ.:Великая (мирная) ектения - (ектения-
усердное, протяженное моление (греч.)) Хор-«Господи помилуй»
Подобно первым людям, лишившимся общения с Богом, и впадших в болезни,
нужды и страдания, Церковь молится Богу о прощении и помиловании.
Хор поет 1-й псалом «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых…» (Аллилуиа
- хвалите Бога (евр.)) - В этом псалме повествуется о жизни
ветхозаветных праведников, так же в нем образно повествуется о Господе
Иисусе Христе, единственном праведнике, не сотворившем греха. В псалме
говорится о двух путях, лежащих перед человеком – пути праведности и
жизни и пути греха и смерти.
Малая ектения
Хор поет стихиры
на «Господи воззвах» - Пением этих стихир изображается время, когда
Богом через пророка Моисея иудеям был дан закон. «Господи воззвах к
тебе, услыши мя » голос души, уклонившейся от Бога, и нуждающейся в Его
помощи. Во время этих стихир совершается полное каждение храма. В конце
пения стихир совершается вход с кадилом.
Вход с кадилом -
Символизирует сошествие на землю Господа нашего Иисуса Христа для
спасения людей. Свещеносцы идут со свечами, которые символизируют свет
Христова учения, диакон – образ Иоанна Предтечи. Священник являет образ
Христа. Войдя в алтарь, священник целует престол, что означает
воскресение Спасителя, Который сошел с небес, вознесся и возвел нас на
Небо.
Хор поет песнь «Свете тихий» - Повествует о пришествии на
землю Спасителя, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес
Господь – источник благодатного света (песнопение II – III веков).
Диакон возглашает прокимен - (в
воскресенье прокимен «Господь воцарися…» о победе воскресшего Господа
над смертью) Прокимны—преднапутия праздников и наступающих дней
Чтец читает паримии - (паримия
(греч.)– притча , образное, назидательное иносказание) В паримиях
указуется прообраз или пророчество в Ветхом Завете о празднуемом в этот
день Церковью событии.
Диакон возглашает сугубую ектению - (сугубая, т.е. усиленного моления, «Господи помилуй» поется трижды).
Хор: «Сподоби Господи» - Молитва о сохранении от греха в наступающий вечер и вечернее славословие Триединому Богу
Диак.: Просительная ектения - в этой ектении содержатся прошения о различных духовных нуждах христианина) .
Лития
(усердное моление вне храма или в притворе) - Возглашаются четыре
молитвы, с мнгократными «Господи помилуй» (30-40раз). Стоя у входа в
храм священнослужители знаменуют наше смирение перед Богом, они как бы
изображают Адама изгнанного из Рая, блудного сына или мытаря. В молитвах
литии Церковь просит ходатайства пред Богом у всех святых, молится о
всех людях, особенно о нуждающихся в помощи, о труждающихся, болящих,
умерших, оставлении грехов, о избавлении от стихийных бедствий,
междоусобиц и войн. После литии священнослужители идут к царским вратам,
как бы восходя на небо.
Хор поет «стихиры на стиховне » (то есть, со стихами из псалмов) - В этих стихирах повествуется о празднуемом священном событии.--
Хор: «Ныне отпущаеши» - Это песнопение праведного Симеона Богоприимца благовествует о ниспослании в мир Спасителя.
Трисвятое по «Отче наш» - Это как бы «Божественная печать», которой богослужения начинаются и заканчиваются.
Хор:
«Богородице Дево радуйся» - В данном тропаре повторяется радостное
приветствие Архангела Гавриила и праведной Елизаветы Пресвятой Деве
Марии (тропарь-краткое песнопение, выражающее сущность праздника). Если
совершалась лития, то читается молитва на благословение хлебов.
Хор:
«Буди имя господне благословенно от ныне и до века» и 33-й псалом
«Благословлю Господа на всякое время» (до половины) - Словами этого
псалма Церковь благодарит Господа за прошедший день и преподает верным
назидание, что все ищущие Господа получат помощь как в земной жизни, так
и для стяжания блаженной вечности. Призыванием благословения Божия
заканчивается вечерня.