О самолюбии
Вопрос. Что такое самолюбие?
Ответ. Если ты любишь самого себя более, чем Бога, а ближнего — менее, чем самого себя; и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, то это самое и есть порочное самолюбие.
Вопрос. Но как себя не любить?
Ответ. Всякому человеку сродно любить себя, но истинный христианин должен любить себя непорочно.
Вопрос. Как понимать эту непорочность?
Ответ. Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе.
Вопрос. Что надобно воздавать Богу?
Ответ. Веруя в Него, люби Его всем сердцем и твори добрые дела, исполняя святой закон Его.
Вопрос. Что воздавать ближнему?
Ответ. Всякому человеку желай и твори добро чем и как только возможно, не разбирая того, друг ли он тебе или враг, ибо Христос заповедует: любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас (Мф. 5, 46). Никому не делай и не твори ничего злого. Любы искреннему зла не творит (Рим. 13,10). О плодах же любви христианской написано и в первом Послании к Коринфянам (гл. 13).
Вопрос. Что воздавать самому себе?
Ответ. «Аще хощеши быть праведен, — говорит св. Максим, — отдавай коейждо еже в тебе частей, яже по достоянию души и тела. По мысленной убо части души прочитания, и зрения духовная, и молитву. Яростней же, любовь духовную, ненависти противолежащую. Похотей же, целомудрие и воздержание. Плотской же — пищу и одеяние, токмо нужнейшая».
Вопрос. Что можно сказать о душевном состоянии самолюбием побежденного?
Ответ. Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство, он есть идолопоклонник, раболепно служащий своим страстям. Он враг Креста Христова и нарушитель святого Евангелия. Ибо, забыв Бога и не имея в виду святого Закона Его, о своем спасении не печется, но делает все то, что приятно чувствам и растленной воле его. Он больше сластолюбец, нежели боголюбец. Роскошь, объядение и пьянство суть его утешение. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп, немилосерд, гневлив, памятозлобен, завистлив и столь привержен ко временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в печаль несносную и самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от человеков. Его сердце исполнено гордости и тщеславия. Да избавит Господь от зла сего всякого человека!
Вопрос. От чего разрастается столь постыдное самолюбие?
Ответ. От худого воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского попущения.
Вопрос. Чем оно укрепляется более всего?
Ответ. В неверных — безверием, а в нас верных — нерадением. Ибо нерадивый, понемногу снисходя своим склонностям, приходит, наконец, в крайнее самолюбие.
Вопрос. Какой вред бывает от самолюбия?
Ответ. Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит Бог временные наказания. А если таковой человек не исправится, то не избежит во аде вечных мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.
Вопрос. Чем вообще опасно самолюбие?
Ответ. Корень всякого беззакония есть самолюбие. Оно разрушает суд, потемневает слово, помрачает ум, растлевает волю и врата спасения затворяет.
Вопрос. Что производит самолюбие в богатом?
Ответ. Прежде всего злоупотребление богатством, которое он в таком случае безотчетно расточает на роскошь. Или самолюбие становится причиной скупости и немилосердия к ближним.
Вопрос. А в бедном?
Ответ. Зависть, роптание, обман, татьбу, убийства и другое зло сему подобное.
Вопрос. Можно ли с самолюбием последовать Христу и спасти свою душу?
Ответ. Нет! Вот слова Спасителя нашего: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет... (Мф. 16, 24) и ...любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея, в мире сем в живот вечный сохранит ю (Ин. 12, 25). Ибо самолюбие препятствует угождать Богу: не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Итак, не будь самолюбив, и будешь боголюбив; не будь самоугодник, и будешь братолюбив.
Вопрос. Можно ли победить самолюбие?
Ответ. Можно. Имей благое произволение к самоотвержению. Признавая пред Богом немощь свою, непрестанно и усердно проси у Него помощи. Не дружи с самолюбцами, отвращайся всякой греховной страсти и питай к ней совершенную ненависть. Одолеваемый страстью воле и разуму своему не следуй, но держись воли Божией и воли духовного твоего руководителя. Трезвясь всегда умом и бодрствуя над склонностями сердца, не давай себе послабления сотворить чего либо, даже и малейшего, по самолюбию. «От презрения бо малых согрешений в великая злая человек приходит», — так говорит св. Дорофей.
Вопрос. Что делать, если нет произволения к самоотвержению?
Ответ. Тогда несклонное и страстное сердце свое возбуждай к тому насильно страхом Божиим, воспоминая Божие правосудие, наказующее за беззакония, а также неминуемую смерть свою, Страшный суд Христов, вечные муки и Царствие Небесное.
Вопрос. Что следует за победою над самолюбием?
Ответ. Все злые страсти тогда ослабевают, и человек, освободившись от них силою благодати Божией, достигает возможного совершенства, бывает в союзе с Богом и ближними, обогащается дарованиями свыше, наслаждается миром ангельским и таким образом достигает горнего Сиона.
Вопрос. Узнав, коль пагубно самолюбие и коль полезно самоотвержение, я ныне же начну бороться с самолюбием, отвергая страсти греховные и покоряя волю свою воле Божией. Но при этом я желал бы знать, как мне поступить и в преодолении своего чревоугодия?
Ответ. О чревоугодии будет следующая беседа.
ВРАЧЕВСТВО
в вопросах и ответах
от священного писания
и от писаний святых отцов
для пользы обуреваемых страстями
По благословению
епископа ВЛАДИМИРА,
наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры